Проектно-исследовательская работа учащихся 6 класса по теме "Ренессанс ремесла".
Зверкова Галина Дмитриевна
Зам. директора по УВР, учитель технологии
ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №883, г. Москвы
Проектно-исследовательская работа учащихся 6 класса.
Тема: «Ренессанс ремесла»
Техника выполнения: гильоширование по ткани.
Введение.
Выбор и обоснование темы проекта.
Что в жизни может быть важным для человека 21 века?
Конечно же, успех.
Любой человек, будь то ребенок или взрослый, должен ощущать себя успешным. Ведь разве не успешен человек, владеющий каким-либо мастерством? Умение многое делать своими собственными руками для себя и своих близких – залог успеха в завтрашнем дне.
В эпоху цифровых технологий многие считают, что прикладное искусство не нужно, но на самом деле это не так. Чем загруженее в наше время люди, тем чаще они возвращаются к своим истокам, а ведь именно у истоков интеллектуального развития человечества стояло ремесло.
На протяжении всей истории цивилизации развитие ремесел было неотъемлемой частью культуры. Именно представление об искусстве как о высоком ремесле и о ремесле – как об искусстве, заставляет нас обращаться к области прикладных искусств: батик, гобелен, нитяная графика, художественная резьба, керамика, вышивка, вязание, макраме, ковроделие, ювелирное искусство, художественная обработка кожи (металла), пирография (выжигание по дереву, коже, ткани).
Работа, выполненная своими руками, несет в нашу жизнь новые впечатления.
Мы предлагаем попробовать воплотить свои идеи в таком чудесном и многоплановом материале, как ткань.
Наш проект называется «Ренессанс ремесла» и выполняется в технике гильоширования по ткани.
Почему Ренессанс?
Потому что Ренессанс в переводе с французского Renaissans – возрождение, от renaitre – возрождаться. И своей работой мы хотим показать, что ручное ремесло, мастерство, уменье сегодня вновь востребовано, актуально и несмотря ни на что звучит в унисон со временем.
Цель проекта: доказать актуальность и современность техники гильоширования
по ткани.
Задачи проекта:
ознакомиться с понятием «гильоширование»;
изучить способы и приемы выполнения техники гильоширования;
создать декоративные панно «Часы», «Зеркало» в технике гильоширования по ткани.
В работе мы использовали как исследовательские методы (сбор и изучение информационных данных по теме «Гильоширование»), так и проектные методы (составление графического рисунка, эскиза работы; создание инструкционной карты; создание конечного результата деятельности).
Проект состоит из двух декоративных панно «Часы» и «Зеркало», выполненных в технике гильоширования по ткани.
Почему именно «Часы» и «Зеркало»?
Часы это жизнь, время, движение, бесконечность.
Зеркало это отражение, взгляд в наш сегодняшний мир - мир суеты, ритма, креатива.
Этими работами мы хотим показать, что время не стоит на месте, что многое возвращается на круги своя, как ручное ремесло, мастерство, умение, пройдя временной круг, возрождается и, как в зеркале, помогает нам увидеть красивые вещи, изделия, сделанные собственными руками из привычного материала, такого как ткань.
1.2.Схема выполнения проекта
2. Поисково-исследовательский этап
2.1. Гильоширование – хорошо забытое старое.
Термин «гильоширование» имеет несколько значений.
Гильоширование типографское – это нанесение на бумагу специальным типографским станком орнаментального узора в виде сетки или переплетающихся волнистых линий.
Как фоновый рисунок гильоширование сохранилось как одно из средств защиты от подделок для печатания денежных знаков, паспортов, акцизных марок, а также как элемент декоративного оформления на гербовых марках Российской империи и некоторых советских марках.
Гильошированием также называется процесс гравировки на поверхности металла сетки волнистых, закономерно переплетающихся линий при изготовлении печатных форм. Гравировка происходит на специальном гильошировальном станке, в котором стол, несущий материал для печатной формы и резец совершают одновременно сложное движение.
Часто данную технику гравировки используют в ювелирном деле.
А в 1786 году А.Л. Бреге (1747-1823) изобрел уникальную в своем роде технику отделки циферблатов и корпусов серебряных или золотых часов, которая также называлась гильошированием (гильоше – франц.guilloche, в переводе буквально означает «узор из пересекающихся линий») и являлась дизайнерским стилем оформления известной швейцарской часовой марки Breguet. Только мастера этой компании умели в совершенстве пользоваться данной техникой и делать на циферблатах и корпусах часов сверх – изящные рисунки, толщина линий которых составляет не более 0,1 мм.
Узор гильоше можно по праву назвать гимном красоте.
А.Л. Бреге разрабатывал и изготавливал особые модели для самых высокопоставленных клиентов: так в 1810 году им были созданы первые наручные часы для королева Неаполя Каролины Мюрат. Так же его клиентами были: Наполеон Бонапарт (1798); Александр I, Император Всеросийский (1809); Георг III, король Англии (1810) и многие другие.
Любопытно, что Абрахам – Луи Бреге поначалу использовал гильоширование исключительно для того, чтобы царапины, которые в будущем обязательно появятся на часах даже самого аккуратного владельца, были бы не столь заметны. С тех пор, вот уже два с половиной столетия, этот прием, взят на вооружение часовщиками многих фирм.
|
|
Сегодня под термином гильоширование часто понимают технику рукоделия, которая в свое время называлась пиротехникой или пирографией.
Пирография (буквально: «горячее рисование») – техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике.
Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, пластмассы, кожи, ткани) при помощи раскаленной иглы наносится рисунок. Во второй половине 20 века, благодаря изобретению электрического пирографа – прибора для выжигания (горячей гравировки) – пирография получила развитие как самостоятельная техника не только ДПИ, но и в художественной графике.
Говорят, что немецкие мастера создавали настоящие шедевры, но со временем их ремесло угасло.
В обновленном варианте оно возродилось у нас в России, в конце прошлого века. Жительница Рыбинска З.П. Котенкова запатентовала технику рукоделия
(в 1990 году), которую теперь называют гильошированием или художественным выжигаем по ткани.
Это техника, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощь специального аппарата.
Принцип, на котором базируется гильоширование, очень прост. Синтетические ткани плавятся, и если по такой ткани провести раскаленной иглой, то игла прорежет в ней линию. Края оплавляются, поэтому не приходится беспокоиться о том, что при первом же прикосновении они начнут осыпаться. Если с тканью обращаться очень аккуратно, и ткань плотная, то можно обойтись одним слоем. Но всё-таки лучше подстраховаться и положить ткань в два слоя. Край заплавится намертво, и тогда даже самые тонкие вещи в случае надобности можно будет стирать.
Что можно сделать в технике гильоширования (художественного выжигания) по ткани?
Необычайно интересны аппликации, выполненные в технике гильоширования. Они могут быть как накладными, так и прорезными, плоскими и объёмными.
Наиболее интересно использовать технику выжигания в тех случаях, когда ножницы бесполезны, т.е. в случае сложного рисунка, тонких линий и сыпучести тканей.
Трудно переоценить значение применения аппликации в технике выжигания по ткани, как одного из основных методов работы с горячей иглой. Изделия, выполненные в технике аппликации или с ее применением для наибольшего украшения, выглядят нарядно и эффектно.
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
В переводе с латинского «аппликация» значит прикладывание, это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закрепление на нём с помощью различных клеев, нитей.
В современной аппликации используются всевозможные материалы, подчас самые неожиданные: различная бумага, ткани, береста, нитки, мех, соломка, высушенные растения, дерево и другие природные материалы.
2.2. Материалы, инструменты, приспособления, оборудование.
Ткань
Для изготовления изделий в технике гильоширования подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, искусственный шелк, органза и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими. |
Клейкость и прочность ткани проверяют на небольшом её лоскутке, проводя горячей иглой по долевой и поперечной нитям. Игла должна разрезать ткань, не обугливая край ткани, а оплавляя его, не оставляя гари или темного следа. Материал должен быть чистым, хорошо проглаженным, без заминов и складок. На первых порах лучше всего использовать синтетические подкладочные ткани. Они достаточно тонкие, хорошо просвечиваются и легко плавятся. Еще не маловажное их достоинство - они недорогие. |
|
Некоторые виды тканей для работы: цветные ткани, сетка, прозрачные ткани, шелковые ткани, ткани с добавлением металлизированной нити, органза.
Нейлоновые ткани используют и как основу, и как отделочные детали. В эту группу входят: синтетический атлас, рельефная плотная парча, трикотин, кримплен и другие синтетические материалы.
Из капроновых лент делают добавки, которые создают яркие пятна и оттенки на изделии.
Капроном может стать основой изделия.
Иногда специально под основную ткань подкладывают капроновые ленты, особенно если основная ткань ацетатная или вискозная, которые прекрасно выжигаются, но не дают синтетического клея, а это основа крепления выжигаемых тканей и деталей к ним.
Бумага – калька
Кальку применяют для перевода рисунков изделий.
Стекло
Служит подложкой для ткани. Применяется для удобства в работе и предохраняет рабочий стол от повреждений. Толщина стекла - 3-5 мм, размер зависит от размера будущего изделия. Чтобы не порезаться, выберите стекло с фасками или заклейте его края скотчем.
Лучше всего для занятий гильошированием иметь специальный стол, крышка которого сделана из кафеля. Для этого к любому старому столу приклеиваться на крышку клеем ПВА кафель, а затем делается расшивка. Можно работать на любом столе, если использовать стеклянную или биметаллическую пластину прим. 220х300 мм. Для работы стекло необходимо зачистить по краям в целях безопасности. |
При работе с плотными тканями нам нужна будет подсветка. В домашних условиях можно использовать раздвижной стол, когда под стол ставят настольную лампу, а на прорезь кладут стекло. Наилучший вариант - работать на специальном столике.
Лампа.
Используется в качестве подсветки, если нет специализированного столика для работы.
Прибор для выжигания.
В качестве основного инструмента для гильоширования используется аппарат для выжигания по дереву типа «Узор», «Умелец», «Вязь», «Дымок» и другие.
Иглы для аппарата
Вот несколько вариантов игл:
Простые иглы (а) |
Витая и "королевская" игла (б, в) |
Это простые (тонкие) иглы (а) и более сложные иглы: витая и «королевская»
(б и в).
Тонкая игла удобна практически для всех операций художественного выжигания по ткани. Если у вас нет такой иглы, ее можно изготовить из нихромовой проволоки диаметром 0,8 мм (возможная толщина иглы 0,6-1 мм). Конец иглы заостряют.
«Королевской» иглой обрабатывают тонкие ажурные аппликации. Эта игла не дает опалины материала, запаха и дыма. Витой иглой удобно обкалывать материал, при этом образуются круглые выразительные точки. Для её изготовления можно взять обыкновенную швейную иглу № 3 (4), у которой отломаем ушко (этот конец будет вставлен в аппарат); отступя от острия иглы на 5 мм, обмотаем нихромовой проволокой на 1/3 длины.
В процессе гильоширования на игле может образоваться окалина, снижающая температуру иглы. Она снимается при помощи надфиля, мелкой шкурки и хлопчатобумажной ткани.
3.Технологический этап. 3.1. Разработка идей, вариантов.
Где найти вдохновение?
Достаточно просто посмотреть по сторонам, чтобы найти идеи для своих будущих работ. Листья деревьев, ягоды, цветы – не сложно воплотить в реальные вещи. Точность, легкость контурных линий, законченность элементов, единство красоты и целесообразности вот то, что помогло нам сделать свой выбор в пользу таких элементов как гроздья винограда и кленовые листья, и создать эскизы самостоятельно.
|
|
3.2. Цветовое решение: цвет, гармония
На начальном этапе выполнения проекта, после составления (подбора) рисунка следует подумать о цвете, о согласовании цвета и гармонии.
П ри выборе цвета, цветовых оттенков мы использовали цветовой круг. Он является одним из основных инструментов, помогающих найти согласованные, гармоничные сочетания цветов, он хороший помощник, в том случае, когда затрудняешься подобрать цвета «на глаз».
Выбранная нами цветовая палитра позволяет поддерживать соседние цвета, контрастно увеличивая их насыщенность, светлость (затемнённость).
Панно «Часы»
|
|
Панно «Зеркало»
|
|
3.3. Технология изготовления изделия в технике гильоширования по ткани.
Работу над изделием в стиле декоративного выжигания можно разделить на два основных этапа: изготовление эскиза рисунка изделия и выполнение рисунка на ткани.
Первый этап - это выполнение эскиза рисунка задуманного изделия. Эскиз выполняется в карандаше, желательно на кальке или миллиметровой бумаге в натуральную величину. Прорисовывается вся композиция изделия. Если возникают трудности в выполнении рисунка самостоятельно, то можно скопировать понравившийся или подходящий для данного изделия мотив или целый рисунок с альбомов, книг, журналов, детских книг для раскрашивания.
Основу прорезного ажурного выжигания составляет вырезание горячей иглой сквозных отверстий различной конфигурации, формы и размера. Именно этот способ лежит в основе изготовления множества разнообразных ажурных вещей, так как это напоминает рисование разнообразных фигурок карандашом или ручкой.
Второй этап - это непосредственное выполнение изделия по разработанному эскизу.
______________________________________________________________
* Андрианова Т.Н. Макарова О.Н. «Декоративное выжигание по ткани»,2005
3.4. Инструкционная карта изготовления панно «Часы»
№ |
Этапы выполнения декоративного панно |
Изображение |
1 |
Подготовка рисунка: рисунок перенести на кальку черным тонким маркером (при необходимости отразить по вертикали и горизонтали или повернуть на 90, добиваясь совмещения фрагментов). |
|
2 |
Нанесение штрихового контура – листьев, четко по линиям рисунка. |
|
3 |
Вырезание по рисунку элементов аппликации — гроздьев винограда, добиваясь, чтобы игла разрезала ткань насквозь. |
|
4 |
Вырезание по рисунку циферблата, стрелок, дополнительных элементов часов. |
|
5 |
Прикрепление (приваривание) вырезанных деталей плоской аппликации к основе по рисунку с помощью «пунктира» или «точек» (уколы иглой на расстоянии 1-2 мм друг от друга).
|
|
6 |
Вырезание мелких (дополнительных) элементов рисунка — сетки. |
|
7 |
Оформление дополнительных элементов аппликации стразами (прикрепление на текстильный клей). |
|
8 |
Соединение элементов композиции. Окончательное оформление изделия — рамка багет. |
Панно «Зеркало» изготавливается в той же технологической последовательности.
Отличительной особенностью является большее количество мелких деталей.
Экономический расчет проектной работы
Панно «Часы»
№ |
Наименование используемых материалов |
Цена (руб.) |
Расход материалов на изделие |
Затраты на материалы (руб.) |
1 |
Ткань атлас (золото) |
460 руб. (1м) |
20 см |
92 руб. |
2 |
Ткань портьерная (темно зеленая) |
700 руб. (1м) |
50 см |
350 руб. |
3 |
Ткань атлас (светло коричневая) |
430 руб. (1м) |
60 см |
258 руб. |
4 |
Стразы |
300 руб. (100 шт.) |
39 штук |
117 руб. |
5 |
Клей текстильный |
280 руб. (30 мл) |
1 мл |
9 руб. |
6 |
Рамка - багет |
280 руб. (1 м) |
43х45см
|
1200 руб. |
Себестоимость изделия =2026 рублей |
Панно «Зеркало»
№ |
Наименование используемых материалов |
Цена (руб.) |
Расход материалов на изделие |
Затраты на материалы (руб.) |
1 |
Ткань атлас (темно коричневая) |
250 руб. (1м) |
50см |
125 руб. |
2 |
Ткань атлас (терракотовый) |
460 руб. (1м) |
30 см |
138 руб. |
3 |
Ткань атлас (золото с напылением) |
460 руб. (1м) |
30 см |
138 руб. |
4 |
Ткань парча (серебряная) |
300 руб. (1м) |
50 см |
150 руб. |
5 |
Зеркало
|
150 руб. |
30х30 |
150 руб. |
6 |
Гель супер-момент |
50 руб. (3 г) |
4 шт. |
200 руб. |
7 |
Рамка - багет |
130 руб. (1 м.) |
43х45
|
370 руб. |
Себестоимость изделия =1271 рублей |
Заключительный этап
И так работа выполнена.
На основе полученных данных, мы узнали, что означает гильоширование, какие виды гильоширования существуют, как работать в технике гильоширования, где основным материалом является не бумага, не металл, а ткань.
В итоге мы выполнили два декоративных панно «Часы» и «Зеркало» используя технику гильоширования именно по ткани.
Тем самым мы смогли доказать, что можно изготовить декоративные изделия (панно) в технике гильоширования по ткани, которые актуальны, современны, эстетичны в наше сегодняшнее время.
Значит, цель нашей работы достигнута.
Интерес к теме гильоширования, желание углубить свои знания позволило нам воплотить свои идеи в таком материале, как ткань, получить удовольствие не только от результата, но и от процесса.
Мы надеемся, что наша работа понравится и будет полезна для тех, кто любит украшать свой дом вещами, предметами, выполненными своими руками.
4.1.Список используемых источников информации.
Андрианова Т.Н., Макарова О.Н. «Декоративное выжигание по ткани»,2005
Горяинова О.В. «Гильоширование, или выжигание по ткани», 2006
Кулик И.А. «Выжигание по ткани»,2003
pokasijudoma.ru
ru.wikipedia.org
new-clock.ru
Панно «ЧАСЫ»
|
Панно «ЗЕРКАЛО»
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зверкова Галина Дмитриевна
→ циля 20.11.2012 1 6638 917 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.