Выступление по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников и проектный метод на уроках технологии"
Ивлева Людмила Григорьевна, учитель технологии, МОУ «СОШ№ 142» г. Омска
Духовно-нравственное воспитание школьников
и проектный метод на уроках технологии
«Школу делает школой – учитель!»
Общество информационных технологий или постиндустриальное, в отличие от индустриального общества конца XIX - середины ХХ века, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане самостоятельно, активно действовали, принимали решения, гибко адаптировались к изменяющимся условиям жизни.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
самостоятельно приобретать необходимые знания;
умело применять их на практике для решения проблем, используя современные технологии;
самостоятельно критически мыслить;
быть коммуникабельными;
совершенствовать свою нравственность и духовную культуру.
Развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром.
Само образование, рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях появляется новый идеал образованного человека – человека, обладающего духовной культурностью. В связи с этим актуальной становится проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника, так как именно школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности.
Традиционно школа является тем посредником, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. Воспитание подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре является задачей школьного образования. Культурное, интеллектуальное развитие должно быть направлено на воспитание свободной личности.
Современный учебный процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, должен быть нацелен на вытеснение из области интересов учащихся компьютерных игр и замену их на другие, творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности. По моему глубокому убеждению, именно учитель технологии способствует формированию нового типа мышления, характерного для члена информационного общества, ориентации ученика на саморазвитие и самообучение, осознание своих информационных потребностей и выработку культуры потребностей, потому что он воспитывает девушку.
Основные направления педагогической деятельности:
организация учебной деятельности;
создание адекватной учебно-предметной среды;
внеклассная работа по предмету (разработка элективных курсов, НОУ, олимпиада, сетевые проекты, выставки, конкурсы);
Работа на уроках технологии строится на основе практической деятельности школьников. Выполнение учащимися разнообразных практических работ таких как: приготовление пищи, конструирование и моделирование швейных изделий, создание изделий в разных техниках ДПИ (вышивка, витражная роспись, батик, бумагопластика), выполнение простейших экономических расчетов по изготовлению продукта, содействует развитию духовно-нравственному воспитанию и действенно-практической компетентности личности школьника.
В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектному методу, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса.
Метод проектов можно рассматриваю и как технологию сотрудничества. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика.
Проектный метод относится к активным способам обучения. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно представить в виде логической цепочки: думай - размышляй - ищи решение и нужную информацию сам. Девиз педагогической деятельности: «Мы – вместе! Я тебе помогу».
Каждый проект это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.
Работу по созданию проектов осуществляю следующим образом.
Первый этап очень важен для успеха работы методом проектов. В этот момент важно подать идею проекта, но не определить его содержание, как он должен выглядеть. Задача ставится только в общих чертах. Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определения проектной деятельности обеспечивает сознательную работу учащегося в осуществлении проекта.
На втором этапе идет выстраивание организации будущей проектной деятельности учащихся, в случае коллективной работы распределение задач между группами участников, планирование работ.
В мои обязанности, как консультанта- координатора, входит организация работы всей группы, оценка проделанной работы отдельных групп. Этот этап важен для решения такой учебно-воспитательной задачи как формирование самостоятельности школьников в целеполагании и планировании своей и групповой деятельности.
Третий этап - заключается в формулировании задачи первого шага по осуществлению проекта. Учитель должен помнить, что задача формулируется так, чтобы, с одной стороны, достичь учебно-воспитательной цели данного шага проекта, а с другой, дать максимальную свободу для творческого ее выполнения учениками.
Четвертый этап. Здесь организуется и проводится работа над поставленной задачей. В процессе работы организуется взаимодействие, взаимопомощь учащихся. Каждая шаговая задача должна приводить к вполне ясному для учеников результату в ясной связи с целью всего проекта.
На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта, всего узнанного и приобретенного. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на сто процентов или что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость, сообразительность и другие). Вопросы воспитания и самовоспитания приобретают большую значимость для развивающейся личности. Появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.
Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.
Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания. Духовно-нравственное воспитание реализуется в рамках общешкольных, городских, региональных творческих конкурсов.
Темой проекта может стать создание небольших слайд – фильмов, web – сайтов, электронных газет, альбомов, отражающих исторический материал, посвященных географии и путешествиям по различным местам нашей планеты, круглым датам, подготовка методического материала к урокам, фрагментов уроков, конструирование интерактивных тестов.
Перечень тем проектов являются открытыми и не зависят от возраста учащихся и года обучения информатике. Единственным критерием выбора темы является личная заинтересованность учащегося в работе над данным проектом.
Приведу примеры индивидуальных и сетевых проектов:
профориентационной направленности: «Я выбираю профессию»; «Выбор профессии – выбор судьбы»;
краеведческой направленности: «Образ исторического прошлого и настоящего Омска; «Золотые купола России», «Дерево ремесел»; «Аранжировка цветов»; «Полевые цветы» (бисер);
экологической направленности - «Вторая жизнь стеклянной бутылки» (роспись по стеклу);
эстетической направленности – «Нынче в моде русский стиль»; «Русский костюм история и современность»; «Школьная форма: вчера, сегодня, завтра»; «Девичий переполох» (бумагопластика).
Сетевые проекты:
в 2007 году команда «Пелагея» приняла участие в Региональном познавательно – творческий сетевом проекте «Нынче в моде русский стиль», заняла 3 место, награждена почетной грамотой;
в 2009 году команда «Concept club» принимает участие в телекоммуникационном проекте «Предприятие, или как заработать деньги», и заняла второе место, награждена грамотой.
В 2010 году команда «Отчаянные домохозяйки», принимала участие в Региональном проекте «Сибирская трапеза» и стала победителем.
В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следующими социальными умениями и навыками:
самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;
работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);
устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Духовно-нравственное воспитание и информационная культура становится важной составляющей общей личностной культуры.
Литература.
СелевкоТ.В. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ивлева Людмила Григорьевна
→ Люсьен6703 09.01.2011 4 9315 1432 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.