Олимпиадные задания по русскому языку.
Школьный тур
4 класс
1.Загадки - шутки.
Что получится, если написать тридцать я?
Каким гребнем голову не расчешешь?
Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое?
2. Поставь ударение.
Атлет, закупорить, инструмент, каталог, километр, баловаться, столяр, щавель, углубить.
3. Как превратить неодушевлённые существительные белки, трусы, стрелки в одушевлённые, не изменяя в них ни одной буквы?
4.Морфологические шарады.
Корень тот же, что в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание
5. Шарады.
Первый слог метут метлой. Союз, предлог и падежная форма
Глазом же зовут второй, Личного местоимения
Третий резать хлеб годится, Дают вкусный плод
А четвёртый лишь частица, Южноамериканского растения.
В целом – насекомое,
Очень многоногое.
6. Объясни, что это обозначает.
«Ходит гоголем»
«Глухая тетеря»
«Сидеть сложа руки»
7. Продолжи пословицы.
Где труд, …..
Без труда жить…..
Недаром говорится, что…..
8. Найди лишнее слово.
Надоить, надолбить, надоконный, написать.
Подосиновик, подолбить, подоконник, пододеяльник.
9. Определи род.
Вуаль, кенгуру, какаду, рояль, кофе, тюль, рагу, кафе.
10. От существительных образуй глаголы с частицей – ся.
Пояс, правда, земля, свобода.
Школьная олимпиада по русскому языку
4 класс.
1. Переставь буквы в словах так, чтобы получились новые слова.
п е т л и ц а
в о д о п а д
2. Подберите синонимы к данным именам существительным:
Ученик-
Учитель-
Машина-
3. А как правильно : идти по воду,
идти по грибы?
4. Раскройте скобки и поставьте слово в нужной форме:
Купить несколько ( простыня)
В углу стояло несколько ( кочерга)
5. Поставьте правильно ударение в словах:
балованный, баржа, бахчевой, безудержный, ветеринария, возрастной, зазвонит, искра., иконопись, исчерпать., мастерски, монумент, портфель, хвоя.
6. Загадки- шутки.
Какое государство можно носить на голове?
Какая европейская столица стоит на скошенной траве?
Какой город летает?
Какую реку можно срезать ножом?
Какая земля никогда не старится?
Какое крыло никогда не летает?
7. Найдите «четвёртое лишнее»
Косточка, шапочка, звёздочка, ленточка
Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик
Горошинка, соломинка, изюмчик, снежинка.
Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
8. Логогриф.
Его как память давних ран
На теле носит ветеран.
Наоборот его прочти-
И грянет музыка в пути.
9. Шарада.
Два слога впереди - для освещения,
А третий - личное местоимение.
Всё вместе - всемогущий царь.
Страною древней управляющий встарь.
10. Исправьте ошибки.
У подезда школы весит обявление. В воскресене мы поедем на стройук. Мы ришили по быват там всем классом.
К девити чеса подехал афтобус и по садил группу рибят. Везд на пощятку был закрыт. Мы увидили подёмный кран.
11. Допиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Больш… кенгуру, хохлат…. какаду, известн…. кафе, чёрн…. вуаль, старин…. рояль., просторн… фойе, прозрачн… тюль, детск… шампунь, горяч… кофе
Олимпиада по русскому языку
Школьный тур.
1. В каком слове есть только твёрдые согласные?
Звонить, земля, ребята. Рушить, сеновал.
2. В каком слове количество звуков и букв совпадают?
Поздно, веешь, пять, юла. сеют.
3. В каком слове ударение падает на первый слог?
Каучук, маляр, силос., партер., звонит.
4. В каком слове неправильно названа буква?
Книга- кэ, эн, и, гэ, а
Палец- пэ, а, эль, е, цэ
Марка- эм, а, эр, ка, а.
5. В каком слове нет приставки?
Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка.
6. Расставьте ударение в следующих словах:
Столяр, понял, дремота, центнер, баловаться. звонить, красивее, августовский.
7. Разберите по составу.
Пришкольный, наладчик, загорала, переплётчик, учительница.
8. Как надо грамотно говорить и писать эти глаголы?
Выпиши из каждой пары слово, которое написано грамотно.
Залазь – залезай
Терите- трите
Зажжём – зажгём
Поезжай – езжай
9. Вопрос- шутка.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
У рыб нет зуб.
А как правильно?
10. Отгадай шарады.
Мой первый слог - на дереве.
Второй мой слог - союз.
А в целом я материя
И на костюм гожусь.
Дремлют два предлога
Около порога.
Потому что тишь
И не пикнет мышь.
Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене.
Буквы, видно, подшутили-
В утварь взяли – превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку.
11. Выдели приставки в словах.
Надоить, надоесть, надоконный, надолбить, надоумить, надобность, надорваться, надолго.
Школьная олимпиада по русскому языку.
4 класс.
1 школьный тур.
1. Поставь в словах ударение.
Портфель, хвоя, ожил, щавель, звонит, километр, пихта, красивее, статуя, алфавит.
2. Определи количество букв и звуков в словах.
Колея, камыш, тишь, юрта, колье.
3. Расставь слова в алфавитном порядке.
Герань, горицвет, гиацинт, гвоздика.
4. Выпиши из ряда слов родственные слова.
а) Лес. лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники., лесенка., лесничий, лесником, слесарь, лесничество.
б) Выпиши группы родственных слов.
Баса, бассейн, басня, басить, басенный, баснословный. басовитый. басок, побасенки, басовый.
5. Определи части речи в словах.
Дали, мели, соли, пила.
Составь словосочетания.
6. Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные.
Водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.
7. Разбери слова по составу.
Подделка, конный, соломинка, огурчиком, переплётчик. Детский.
8. Замени фразеологизмы одним словом.
Мозолить глаза Бить баклуши.
Точить лясы. Намылить шею.
Клевать носом. Витать в облаках.
Школьная олимпиада по русскому языку.
4 класс.
2 школьный тур.
1. Слова « базар» « рынок»- синонимы. Объясните, что обозначают выражения « птичий рынок» и « птичий базар»
2. Перепиши данные слова и укажи признак, по которому они сгруппированы.
Арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина-это….
Арбуз, папоротник, изумруд, ель, трава, зелёнка – это….
3. В словах зачеркни все буквы, которые встречаются два или более раз. Запиши имя сказочного героя.
Тире, лиса, тля, дятел, крот.
4. Найди « четвёртое лишнее», докажи.
Газета, брошюра, книга, журнал.
Каша, роза, звезда, коза.
Приходить, прибегать, приплывать, прилететь.
5. Выпиши слова, в которых есть [й]
И вскольз мне бросила змея:
« У каждого судьба своя!»
Но я- то знал, что так нельзя-
Жить, извиваясь и скользя.
6. Корень тот, что в слове отдавать,
Приставки – из слов преграда и посылка.
Суффикс и окончание - из слова знание.
Напиши слово, в котором корень тот же, что в слове безумный,
Суффикс взяли из слова голова,
Приставку - из слова разведчик,
Окончание - из слова сирень.
7. В каждой строке определи количество глухих согласных звуков. Отметь самую « глухую» строку.
Вот уж снег последний в поле тает.
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Олимпиада по русскому языку
4 класс.
Школьный тур.
1.Сколько звуков в словах сшить и лётчик?
2. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:
[ ж] - Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] – Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
3. Определите части речи в словах:
покрой, жгуч, стих, пила.
4. В каком слове есть только твёрдые согласные?
Звонить, земля, солнце, рушишь, сено.
5. В каком предложении неверно определена грамматическая основа предложения?
а) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.
б) Иван- царевич отправился вслед за клубочком.
в) Днём и ночью бьются о скалы морские волны.
г) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
6. С глухим согласным наливаюсь в поле.
Со звонким- сам звеню я на просторе.
7.Расположи фамилии писателей в алфавитном порядке.
Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Вересаев
В.В., Жуковский В.А., Толстой Л.Н., Успенский Г.И., Чехов А.П., Ахматова А.А., Есенин С.А, Фет А.А., Гоголь Н.В., Шолохов М.А., Крылов И.А., Паустовский К.Г., Чуковский К.И., Каверин В.А, Майков А.Н., Маршак С.Я.
8. Шарада.
Я - дерево с цветом душистым,
Даю я прохладную тень.
Но если согласные буквы в себе переставлю,
Получится новое слово, несущее смерть для меня.
9.Хитрые вопросы - шутки.
Как большой дом превратить в маленький?
Как топор превратить в рукоятку?
Олимпиада по русскому языку.
4 класс.
1. Вопросы- шутки.
Как из столба без помощи досок сделать стол?
Какая азбука состоит из семи букв?
Что есть у ежа и ерша, а у медведя и оленя нет, но зато у них есть то, чего нет у ерша и у ежа?
2. Замени фразеологическим оборотом.
Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно.
Всё нипочём, ничего не страшно.
Недружно, в постоянной ссоре.
3. Найдите однокоренные слова.
Перепёлка, перепелёнка перепелёнывала, перепелёнывала, еле перепеленала.
4. Можно ли существительное ДОМ переделать так, чтобы, оставаясь в именительном падеже единственного числа и, сохраняя мужской род, оно приобрело окончания- А, -Е, -О
5. Выдели окончания в словах:
Столов, голов, ковров, ночей, затей, степей, батарей, коров.
6. Найдите слово с твёрдым согласным.
Здесь, стебель, винтики, извините.
7. Логогрифы.
Его как память давних ран на теле носит ветеран,
Наоборот его прочти-
И грянет музыка в пути.
Несёт меня с трудом старик,
Но если ю прибавишь, вмиг
К нему придёт на помощь тот.
Кто без труда меня несёт.
8. Запишите слова, где буква ё не под ударением.
9. Запиши слова, прочитанные по звукам справа налево.
Стоял, лес, ёлка, яма, люк.
10. Выдели суффиксы.
Ключик, переплётчик, зайчик, стульчик, огурчик, разносчик, мячик.
Олимпиадные задания по русскому языку.
1. В каком слове слышится три буквы О, а пишется четыре буквы?
Какого рода это слово? К какому склонению оно относится ?
2. В каком глаголе отрицание нет слышится сто раз?
3. Вставь пропущенные буквы:
Отв..рить сардельку, пол…скать ребёнка, пос..деть в парке, отв..рить дверь, пол..скать бельё, пос..деть в старости.
4. Какой частью речи являются одинаковые по звучанию и написанию слова.
Иди домой, но сначала коридор домой.
Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
Однажды кот подкрался к попугаю:
« Сейчас тебя я, братец, попугаю..»
5. Допиши окончания слов в предложения.
Поступи… в продажу дешёв…, но очень красив… тюль.
Поступил.. в продажу три женск…. пальто 48 размера.
6. Шарады.
Начало слова - лес,
Конец- стихотворенье,
А целое растёт,
Хотя и не растенье.
Ты найдёшь меня на дне,
В синем море и во мне
От начала до конца
Два предлога и три « ца»
7. Узнай количество букв и звуков .
Лётчик, Рая, грамматика, ёлка, ель.
8. Загадки- шутки.
Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое?
Как из сорной травы сделать лебедя?
9. Как читаются слова по звукам справа налево?
Стоял, лес, ёлка, яма, люк.
Школьная олимпиада по русскому языку.
4 класс.
1 .Поставь ударение в словах.
Шофёр, фарфор, приговор, атлас, строгал, столяр, доску, замок, красивее, звонит, алфавит, баловаться, зубчатая стена
2. Выдели приставки в словах.
Проходить, прохладный, просьба, протанцевать, прочный, подержать, подбрасывать, подумать, подлость, подмога.
3. Перый слог местоименье,
Второй –звук, который издаёт лягушка,
Вместе- овощ.
4. Исправь ошибки.
Валазь, одеть форму, одеть туфли, одеть куклу, надеть костюм, нагинаться, хочем, ездию.
6. Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надёжно,
Суффикс в гудении явно услышишь,
Вместе - на темы различные пишешь.
Мой корень - родственник сраженья,
Приставка - в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь - тружусь я под землёй.
7. Определи части речи во всех словах.
Была Катюша запевала, она все песни запевала.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
8. Определи род в именах прилагательных.
Для близкого друга, от горьких слёз, пушистый котёнок, цветного карандаша, маленьким девочкам.
9. Найди лишнее слово и объясни.
Ночь, ночной, ночлег, ночёвка.
Космос, космический, космонавт, космодром.
10. Вопросы - шутки.
Есть в яблоке и в сливе, а в саду нет; есть в луке и салате, а в огороде нет.
Можно ли на башне посеять пшеницу?
Школьная олимпиада по русскому языку.
4 класс.
1. Найди лишнее слово, объясни.
Сорняк, сор, насорю, мусор, сорвал.
2. Какой частью речи являются слова:
Мели, окуни, пряди, соли, пила.
3. Определите род у данных слов.
Туфли, ботинки, манжеты, овощи, ведёрки, тюль, какао, кофе, шампунь.
4. Выделите корень в словах:
Преподаватель, чудесный, полил, письмо, ученик.
5. Вставьте в предложения имена сказочных девочек.
Подружилась …………. с семью гномами.
Убегая из дворца, ………. потеряла хрустальный башмачок.
6. Определите, какое слово будет стоять в словаре раньше.
нараспашку или наверняка
погреб или подвязка
7. Определите части речи в словах.
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
8. Поставьте в словах ударение.
Звонит, красивее, километр, портфель, щавель, алфавит.
9. Из букв слова тетрадки составить разные слова, на повторяя буквы в слове.
10. Загадка - шутка.
Что в середине капусты?
11. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду.
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
12. Чтобы правильно прочитать, надо знать всего одно правило русской фонетики( написать полученное предложение)
Шил- пыл у папужки зереньгий гослик.
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 99 г. Красноярска
Сакун Лариса Николаевна
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сакун Лариса Николаевна
→ маркиза 31.01.2010 6 59210 6275 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.