Урок русского языка по теме:"ПРАВИЛО ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ", 3 класс
Попова
Татьяна Анатольевна
МОУ НОШ №24
п.Чунский
Русский язык
Тема: ПРАВИЛО ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ.
Цели:
Обучающие: формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками, формирование умения учащихся писать слова с непроизносимыми согласными буквами в корне слова, формировать умение проверять непроизносимую согласную, подбирать проверочные слова.
Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора детей; умение применять ранее изученные правила; умение ставить учебную задачу и решать её.
Воспитывающие: прививать любовь к русскому языку, воспитание самостоятельности при выполнении самостоятельных упражнений, воспитание культуры общения при совместной деятельности.
Ход урока
I.
Организационный момент.
П. Проверка
домашнего задания.
- Назовите главные члены предложения. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: д з п и а к н р.
- Цепочка, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания, состоит из букв, обозначающих звонкие согласные звуки. Какие это буквы? (Цепочка, которую мы будем писать, состоит из букв д, з, н, р)
дзнр знрд нрдз ...
- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В каждой следующей цепочке первая буква становится на место последней)
IV. Словарно-орфографическая работа.
- Какое слово можно собрать из рассыпанных букв? (Праздник.)
- Найдите это слово в орфографическом словаре. Запишите его. Расскажите все, что вы знаете об этом слове. (Праздник - это веселье, торжество. Праздник - это существительное мужского рода (он, мой), единственного числа, неодушевленный предмет, имя нарицательное. В этом слове 8 букв и 7 звуков (буква д звука не обозначает), два слога. Орфограмма - буква д, ее написание нужно запомнить.)
(Эта работа проводится как аукцион. Вручается приз тому ученику, который назовет последний признак этого слова.)
- Назовите и запишите однокоренные слова данного слова. Обоснуйте свой ответ.
праздник, праздничный, праздновать, праздничек
V. Повторение о правописании корня.
На
доске записаны деформированные
предложения:
Ни..ко,
ч..йка, над, л..тала, в..дой.
Она, схв.тила,
маленькую, ло..ко, ры..ку.
-
В какой части слова пропущены буквы?
-
На какие правила эти слова?
Сегодня мы познакомимся еще с одним правилом, которое учит писать согласные буквы в корне.
VI. Изучение нового материала.
1.
На доске записаны слова:
здравствуй
звёздный
солнце
счастливый
- Прочитайте вслух написанные слова. Что их объединяет между собой? (В середине каждого из данных слов по нескольку согласных.)
Если в середине слова имеется не менее трех согласных, это называется стечением согласных.
2. Беседа по вопросам:
- Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите, все ли согласные в середине слова хорошо слышны. (При произношении данных слов некоторые согласные не слышны.)
- Произнесите вслух первое слово, сравните с написанием. Какая согласная в нем не произносится, но пишется? (В слове здравствуй не произносится первая в, но она пишется в этом слове.)
- Произнесите второе слово. Что заметили? (В слове звёздный не произносится согласная д, но она в нем пишется.)
- Найдите несоответствие в третьем слове. (В слове солнце не произносится согласная л, но она в нем пишется.)
- Что вы можете сказать о четвертом слове? (В слове счастливый не произносится согласная т, но она в нем пишется)
- Назовите согласные; которые в ряде слов пишутся, но при стечении согласных не произносятся. (При стечении согласных в некоторых словах пишутся, но не произносятся в, д, л, т)
- Как называются эти согласные? (Согласные, которые в словах пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми)
3. Чтение правила, с. 111.
- Как проверить непроизносимые согласные в, д, л, т? (Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т, нужно подобрать проверочные слова, в которых эти звуки произносятся.)
-
Подберите
проверочные слова к написанным на доске
здравствуй
- здравие солнце - солнышко
звёздный
- звезда
счастливый
– счастье
-
Обобщите все, что мы говорили в порядке
нашего рассуждения и знакомства с
правилом.
В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Написание таких согласных надо проверить. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, п, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VII. Закрепление нового материала.
1. Устная работа. Игра “Лото”.
Я
буду вам читать слова, а вы кладите фишку
на соответствующую букву на вашей
карточке, если ее необходимо в этом
слове писать.
(У каждого ученика
имеется карточка с фишками.)
Вкусный, капустный, здравствуй, поздний, участник, опасность, сердце, устный, солнце, чувствовать, прекрасный, звездный, праздник.
Проверка. (Учитель показывает контрольный лист.)
2. Работа над словами-синонимами (самостоятельная работа).
– Среди слов с непроизносимыми согласными есть слова, которые будут синонимами к данным словам ( слова учитель показывает на карточках ).
Первая группа детей записывает только слова с непроизносимыми согласными, вторая группа (сильные учащиеся) – составляет словосочетания.
Огромный, правдивый, пасмурный, прекрасный.
Взаимопроверка (в парах).
3. Работа над деформированным предложением (письмо с комментированием).
- Расшифруйте эту запись.
наступит, праз(?)ник, скоро, будет, в, радос(?)ный, большая, зале, ст(?)ять, елка, прекрас(?)ная
– Что здесь зашифровано? (2 предложения.)
– О каком празднике говорится?
Запись
с комментированием с места.
VIII.
Итог урока.
- Чему учились на уроке? (Проверять слова с непроизносимыми согласными?)
- Как проверить слово с непроизносимым согласным? Приведите свои примеры
Домашнее задание. Упражнение 297, правило.
Литература:
Русский
язык. 3 класс: поурочные планы. II
полугодие (по учебнику Т.Г.Рамзаевой
«Русский язык. 3 класс» для четырёхлетней
начальной школы)/авт.-сост.
Н.Г.Кувашова.-Волгоград: Учитель, 2006.-168
с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Татьяна Анатольевна
→ Снусмумрик0942 14.03.2011 5 5773 882 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.