Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8 » Кировского района г.Казани
Урок русского языка во 2 классе.
УМК «Развивающая система Л.В.Занкова»
Изменение имен прилагательных
по родам.
Подготовила и провела
Сёмина Светлана Александровна
учитель начальных классов
I квалификационной категории.
КАЗАНЬ 2011
Тема урока: Изменение имен прилагательных по родам.
Цели и задачи урока:
образовательные – развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания.
развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.
Форма урока: нетрадиционный урок с использованием мультимедийных средств.
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Развивающая система Л.В.Занкова». Учебник русского языка для 2 класса: автор А.В.Полякова.
Ход урока: на уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на
внимание);
• игровые;
• личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;
• проблемное обучение (частично – поисковое).
Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, творческими заданиями в парах, в группах, самостоятельными выводами в конце урока.
Оживляют урок игровые моменты, элементы фантазирования.
В приложении к уроку даётся дидактический и аудио материал – записи звуков, стихотворений, комплекс тренировочных упражнений, игр, направленный повышающий познавательную активность и мотивацию учащихся на уроках.
Ход урока.
I. Организационный момент
Психологический настрой на работу.
Учитель: –Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок русского языка!
Сегодня не простой урок русского языка, а урок путешествие в мир слов. А мы не ученики, а путешественники.
Кого называют путешественниками? (Ответы детей)
Мы отправляемся в главный город этой страны – Грамотеевск.
Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников, в них мы будем записывать свои открытия и наблюдения.
II. Чистописание.
В городе Грамотеевске много разных жителей, сейчас мы встретимся с ними:
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Птицы)
Сегодня, на этом уроке
Мы много узнаем, поймем.
Помогут нам в этом птицы.
Мы их на урок позовем.
Перед вами слова: ястреб, голубь, лебедь, дрозд.
Какие буквы пропущены в словах? (Парные согласные на конце слов.)
Объясните, как их надо написать и почему? (Подбирают проверочные слова.)
Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными.)
Что обозначают имена существительные? (Предметы одушевленные и неодушевленные.)
Работа по вариантам: 1вариант пишет - букву б, 2 вариант- букву д.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
А какая часть речи обозначает признаки предметов? (Имена прилагательные)
Поберите слова-признаки, т.е. имена прилагательные , к данным именам существительным.( Лебедь красивый, грациозный, ястреб решительный, голубь быстрый, дрозд …)
Итак, мы подобрали слова-признаки, сказали, что они являются именами прилагательными. А что мы знаем об этой части речи? (Имена прилагательные обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Имена прилагательные изменяются по числам и родам, относятся к именам существительным.)
III. Работа по теме урока.
Прочитайте имена прилагательные с каждым именем существительным:
Спелый: арбуз, ягода, яблоко.
Чтобы правильно написать окончания имен прилагательных надо помнить об окончаниях вопросов, которые задают к ним от имен существительных.
Устно:
Арбуз (какой?) спелый –м.р.
Ягода (какая?) спелая- ж.р.
Яблоко (какое?) спелое- ср.р.
А следующее аналогичное задание будем выполнять в тетрадях , 1 ученик- у доски на оценку
Добрый: речь, человек, слово.
Речь (какая?)- добрая.
Человек (какой?)- добрый.
Слово (какое? )- доброе.
От чего зависит род и число имени прилагательного? (Род и число имени прилагательного зависит от рода и числа имени существительного.)
2)Жители города Грамотеевск очень дружные, помогают друг другу в нужную минуту. Вот и мы сейчас воспользуемся помощью своих друзей-соседей по партам.
А сейчас мы с вами будем работать в парах:
Найди замену, определи род имен прилагательных, выдели окончания имен прилагательных:
Очень холодная (вода) знойное
Очень жаркое (лето) студеная
Очень худой (человек) крохотная
Очень маленькая (туфелька) тощий
Очень густой (лес) дремучий
Самопроверка.
IV. Физминутка
V.Закрепление пройденного:
1) Работа с синонимами:
В городе Грамотеевск живут слова-приятели, они говорят одно и тоже, но по-разному.
Вот как они сказали по разному про одно и тоже озеро своего городка:
Неглубокое озеро,- сказал один. А что сказал другой? (Мелкое озеро).
Слова-приятели зашифровали слово, попробуем его разгадать.
Здание- дом.
Какой частью речи являются эти слова? (Это имена существительные.)
Подберите слова-признаки, имена прилагательные к ним. (Здание высокое, кирпичное, многоэтажное,.... Дом низкий, деревянный, старенький,…)
Найдите синонимы в пословице:
Занятого человека грусть-тоска не берет.
Какой частью речи являются эти слова? (Это имена существительные.)
Образуйте однокоренные имена прилагательные от данных имен существительных: Грустный, тоскливый
Работа с антонимами:
В городе Грамотеевск живут слова-неприятели, они говорят и делают всё наоборот.
Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше.
А короткий – для Алёнки,
Маленькой её сестрёнки.
Найдите слова-неприятели. Как они называются? (Это антонимы)
Записать в тетрадь, выделить окончания, определить род имен прилагательных.
Длинный- короткий (м.р.).
Вышел в поле храбрый рыцарь.
Может он с любым сразиться.
А трусливого зайчонка испугает и девчонка.
Записать в тетрадь, выделить окончания, определить род имен прилагательных.
Трусливый- храбрый (м.р.).
VI.Работа в группах.
В городе Грамотеевск пошел дождь.
А что вы любите делать во время дождя, ведь на улицу не выйдешь? (Играть, читать, смотреть телевизор, решать кроссворды, сканворды, ребусы).
Вот и мы сейчас будем разгадывать ребусы.
1 группа: ,, й (СИНИЙ)
2 группа: к + я (БЕЛАЯ)
3 группа: ,+ ,+ое(ВЕСЕЛОЕ)
VII. Итог урока, выставление оценок.
VIII. Домашнее задание. На карточках.
Мы еще вернемся в этот удивительный, интересный, загадочный город Грамотеевск.
VII. Релаксация.
Использованная литература.
Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»).- СПб.: Тритон, 1997.
Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика- в рифмовках занимательных: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1994.
Волина В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Первая школьная энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс.- М.: 5 за знания, 2004.
Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку 1-2 классы.- Ростов нД: изд-во «Феникс», 2002.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 1-2 класс.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
Ходова Т.В.. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы.- М.: Айрис-пресс, 2007.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сёмина Светлана Александровна
→ светлана73 24.03.2011 3 6476 1281 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.