№ п\п
|
Название
этапа урока; задачи.
|
Содержание
этапа урока.
|
Время,
запланированное на проведение данного
этапа
|
Презентация
(слайд)
|
Наглядность,
оборудование, музыкальный ряд (помимо
презентации)
|
Примечания
|
1.
|
Организационный
момент урока.
Развитие
слухового
и зрительного внимания,
творческого
воображения.
|
У:
- Дорогие ребята! Посмотрите, пожалуйста,
на доску. Перед вами очень много ваших
рисунков. Вот так некоторые из вас
представляют страну слов. Все рисунки
очень красивы и достойны 5 с плюсом!
Спасибо!
-
Сегодня на уроке мы с вами вновь
отправляемся в Страну слов. Нам
потребуется для нашего путешествия
ваше внимание, находчивость и память.
Возьмите это всё с собой, пристегните
ремни, т.к. мы снова полетим на нашем
волшебном самолёте, и – в путь!
|
30
с
|
Слайд
1
|
Доска оформлена
рисунками учащихся (предыдущее домашнее
задание по желанию)
|
|
2.
|
Повторение
пройденного на предыдущем уроке.
Развитие
творческого воображения, слухового
и зрительного внимания, памяти и речи
учащихся.
|
У:
- Для того, чтобы узнать в город каких
слов мы сегодня с вами отправимся, нам
предстоит разгадать вот этот кроссворд.
А для этого надо вспомнить все слова,
с которыми мы с вами познакомились в
этой стране в прошлый раз. Готовы?
-
Тогда за работу.
У:
1. Как называется непромокаемый плащ,
а также пальто особого покроя?
2.
Многослойное пирожное в форме
треугольника.
3.
Самоходная железнодорожная тележка.
4.
Широкополая шляпа.
5.
Широкие сверху и зауженные книзу
брюки.
6.
Поджаренный и обсахаренный миндаль,
либо сорт пирожного.
7.
Настольная игра, которая скоро справит
свой 300-тый юбилей.
8.
Первоначально – удобная военная
куртка с карманами.
У:
- Ребята! А какие слова из изученных
нами на прошлом уроке не попали в этот
кроссворд? (Бешамель, Оливье, Бефстроганов,
Жилет, Батист, Саксофон)
-
Дайте им определение самостоятельно.
|
4
мин:
2
мин
2
мин
|
Слайд
2
|
|
Щелчок.
Щелчок.
Щелчок.
Щелчок.
Щелчок.
Щелчок.
Щелчок.
Щелчок.
|
3.
|
Объявление
темы урока.
Развитие
зрительного и слухового внимания.
|
У:
- Для того, чтобы узнать в какой же
город в волшебной стране Слов мы
сегодня отправимся, надо внимательно
присмотреться к разгаданному кроссворду,
в котором спряталось непрочитанное
нами слово.
–Кто
же будет самым внимательным и раньше
всех его увидит? (ученик:
«Название»).
У:
Действительно, мы сегодня будем
говорить о словах, название которых
образовано от географических названий
различных мест: от городов, источников
и т.д.
|
30
с
|
Слайд
2
|
|
Щелчок.
|
4.
4.1.
|
Изучение
нового материала.
Развитие зрительного
и слухового внимания, логического
мышления и речи учащихся.
|
У:
- Для того, чтобы узнать о каком слове
сейчас пойдёт речь, необходимо разгадать
предложенный ребус. (Пломбир)
-
Правильно пломбир. А вот расскажет
нам о пломбире…. (имя учащегося, заранее
подготовившего рассказ)
(Пломбир
назван от французского города Пломбьер,
где впервые и стали изготавливать
сливочное мороженое с добавлением
ягод, орехов, цукатов)
|
1
мин
|
Слайд
3
Слайд
4
|
|
Щелчок
Щелчок
|
4.2.
|
Развитие зрительного
и слухового внимания, логического
мышления и речи учащихся.
|
У:
- Разгадав второй ребус, мы сможем
понять, о чём ещё мы сегодня узнаем.
(Апельсин)
Рассказывает
об апельсине ещё один подготовленный
ученик.
|
1
мин
|
Слайд
5
|
|
|
4.3.
|
Развитие навыка
обобщения, логического мышления,
письменной речи учащихся.
|
У:
Подберите, пожалуйста, обобщающее
слово для слов «пломбир» и «апельсин».
(Еда,
продукты питания)
-
Составьте и запишите 1 предложение с
данными словами.
|
1
мин
|
Слайд
6 - белый
|
|
Чтобы
не отвлекать внимание детей.
|
4.4.
|
Развитие зрительного
и слухового внимания, логического
мышления и речи учащихся.
|
У:
- Давайте разгадаем ещё 2 ребуса. (Тюль,
кашемир)
-
Что такое «тюль» и «кашемир»? (материалы)
-
Кто
подготовил сообщения об этих материалах?
(Тюль
– лёгкая сетчатая ткань, впервые
выпущенная в местечке Тюлль, которое
находится во Франции;
Кашемир
– данное название произошло от названия
горного края – Кашмир, где и был
изобретён данный материал. )
|
1
мин
30
с
|
Слайды
7,8
Слайд
9
Слайд
10
|
|
|
4.5.
|
Развитие логического
мышления, письменной и устной речи
учащихся.
|
У:
- Составьте предложение со словами
тюль и кашемир. Запишите его.
У:
А теперь со словами из разных групп:
с «тюль» и «апельсин» - 1 вариант; со
словами «кашемир» и «пломбир» - 2
вариант.
Дети
зачитывают свои предложения и обсуждают.
|
2
мин
|
Слайд
11 - белый
|
|
Чтобы
не отвлекать внимание детей.
|
5.
|
Физминутка.
Развитие
координации речи с движением.
|
Апельсин
Мы делили апельсин,
Много
нас, а он один. (проговариваем
и приседаем)
Эта долька - для
ежат, («растопыренные»
пальчики над головой)
Эта
долька - для ужат, (движение
телом, как будто ползёт уж)
Эта
долька - для утят, (ходьба
вперевалочку)
Эта долька -
для котят, (движение
руками, как будто котик царапается)
Эта
долька - для бобра, (поворот
вокруг своей оси)
А для волка
- кожура. (имитация
движения пасти)
Он сердит на
нас - беда.
Разбегайтесь кто куда!
(бег на месте)
|
2
мин
|
|
|
|
6.
6.1.
|
Изучение
нового материала (продолжение)
Развитие логического
мышления, устной речи учащихся,
слухового и зрительного внимания.
|
У:
- Разгадаем ещё 3 ребуса. (Тасманит,
везувит и бронза)
-
Кто знает, что это такое? (как показывает
практика, для второклассников эти
названия являются незнакомыми)
-
Тогда слушайте. (Снова рассказывает
ребёнок).
(Тасманит
– горная порода, которую впервые нашли
на острове Тасмания; а везувит назван
по названию вулкана в Италии; бронза
– металл, названный по древнеримскому
городу Бриндзиум, ныне - Бриндизи).
|
2
мин
|
Слайды
12 и 13
Слайд
14
Слайд
15
|
|
|
6.2.
|
Развитие логического
мышления, устной и письменной речи
учащихся, навыка взаимооценивания.
|
У:
- Составьте, пожалуйста, предложение
со словами «тасманит», «везувит» и
«бронза».
(Далее
по той же схеме – дети зачитывают свои
предложения и обсуждают составленное,
выбирают наиболее удачные предложения.)
|
2
мин
|
Слайд
16 - белый
|
|
Чтобы
не отвлекать внимание детей.
|
6.3.
|
Развитие логического
мышления, устной и письменной речи
учащихся, навыка взаимооценивания.
|
Следующая
группа слов для аналогичной работы –
«Боржоми» и «Ессентуки».
Схема
работы прежняя: ребусы, рассказы детей.
Составление предложений как со словами
из одной лексической группы, так и из
разных, по заданию учителя или по
выбору учащихся
|
4
мин
|
Слайды
19-22
Слайд
23 - белый
|
|
Чтобы
не отвлекать внимание детей
|
6.4.
|
Развитие логического
мышления, устной и письменной речи
учащихся, навыка взаимооценивания.
|
Далее
аналогичная работа проводится со
словами «регби» и «бадминтон».
|
2
мин
|
Слайды
24 – 27
Слайд
28 - белый
|
|
Чтобы
не отвлекать внимание детей
|
6.5.
|
Развитие логического
мышления, устной и письменной речи
учащихся, навыка взаимооценивания.
|
Далее
детям предлагаются слова из разных
лексических групп: «феска» и «болонка».
Работа
аналогичная.
|
2
мин
|
Слайды
29-32
Слайд
33 - белый
|
|
Чтобы
не отвлекать внимание детей
|
7.
7.1.
|
Закрепление
пройденного материала.
Развитие логического
мышления, слухового внимания. Памяти
учащихся.
|
Учитель
читает рассказ, вместо некоторых слов
в котором подаёт звуковой сигнал
(«Звук»). Дети должны догадаться, какое
слово было пропущено и назвать его,
поднимая руку по принципу «кто быстрее?»
Долго
путешествуя по стране Слов и изучая
такие горные породы, как («Звук»)
и («Звук»),
мы очень
сильно проголодались и захотели пить.
На наше счастье мы увидели источники
минеральных вод. Напившись вдоволь и
попробовав такие воды, как («Звук»)
и
(«Звук»),
мы отправились дальше искать залежи
такого металла, как («Звук»).
Но в полдень
стало очень сильно припекать солнце,
так, что пришлось надеть на голову
(«Звук»)
из довольно плотной ткани («Звук»).
Лучше бы она была из («Звук»),
наверно
было бы легче – не так жарко! Как же
хотелось чего-нибудь холодненького,
сейчас бы съесть ледяной («Звук»)!
На помощь
нам пришла девочка, гулявшая неподалёку
со своей («Звук»),
она напоила нас холодным соком из
(«Звук»).
Стало намного легче, так что позже мы
даже смогли поиграть в («Звук»)
и («Звук»).
|
3
мин
|
|
|
|
7.2.
|
Развитие навыка работы
в группе, умения слушать друг друга,
взаимопомощи; развитие письменной
речи учащихся, логического мышления,
памяти.
|
Учащиеся
делятся на команды, по 4 человека в
каждой (лучше, если деление будет
происходить, учитывая желание детей,
чем по требованию учителя).
Задание
для каждой команды:
-
Перед вами лежат 4 карточки, на трёх
из которых написано по 3 слова из
пройденных сегодня на уроке, а на одной
– 4 слова, т.к. мы изучили всего 13 слов.
Каждый вытаскивает одну карточку, и
со словами, которые достались именно
ему, придумывает рассказ, но так, чтобы
он являлся продолжением того, что
придумали ваши товарищи. Начинает
тот, у кого стоит цифра 1, продолжает
2, далее – соответственно 3, и заканчивает
4.
Выигрывает
та команда, рассказ которой будет
более интересный, с наименьшим
количеством речевых ошибок, и где
значение всех предметов указано
правильно!
-
Друг другу можно помогать, но главное
– когда кто-то пишет – не мешать, а
помогать только тогда, когда человек
сам об этом попросит! Будет также
учитываться слаженная работа в команде!
|
13
мин
|
|
Карточка1
(для
каждой команды):
пломбир,
тюль, тасманит, боржоми;
карточка
2:
апельсин,
кашемир, везувит;
карточка
3:
ессентуки,
бадминтон, феска;
карточка
4:
бронза,
регби, болонка
|
|
8.
|
Итог
урока. Рефлексия. Домашнее задание.
|
-
Итоги рассказов мы подведём на следующем
уроке.
-
Давайте вспомним, с какими словами мы
познакомились сегодня на уроке.
-
Что они обозначают?
-
Почему именно с ними мы сегодня с вами
знакомились?
-
Если вам урок понравился, то положите
в вазу мороженое, если понравился, но
было сложновато – апельсин, а если
было очень сложно и неинтересно,
отдайте мороженое болонке, сидящей
под столом!
А
вас дома ждёт интересное задание: если
есть желание, то нарисуйте теперь
жителей волшебной страны слов, как вы
их представляете! Так же расскажите
родителям, с чем мы познакомились с
вами сегодня на уроке, помните, что им
тоже интересно!
-
Спасибо за урок!
|
4 мин 30 с
|
|
|
|