Урок письма и развития речи в 3 классе «Подбор к данному названию предмета ряда признаков и подбор слова-предмета к ряду признаков»


Автор: Лузгина Елена Владимировна.

Место работы: КГСОУ «Канская коррекционная школа-интернат VIII вида.

Красноярский край, город Канск.

Должность: учитель начальных классов.

Дополнительные сведения: урок разработан по программе специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В.Воронковой.

В уроке использован учебник Русского языка для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Аксёновой Алевтины Константиновны и Якубовской Эвелины Вячеславовны.


Урок письма и развития речи

в 3 классе

Тема «Подбор к данному названию предмета ряда признаков и подбор слова-предмета к ряду признаков».


Цель урока: формировать умение детей подбирать слово-предмет по данным признакам и, наоборот, по данным признакам подбирать слово-предмет.


Задачи: закреплять знания детей о словах-признаках;

формировать умение выделять слова-признаки устно, а на письме -волнистой линией;

обогащать активный словарь учащихся словами, обозначающими признак предмета;

развивать словесно-логическое мышление, память, слуховое внимание, связную речь;

воспитывать культуру письма.


Оборудование: записи на доске, карточки, опорные слова-признаки, учебник, предметные картинки (расчёска, портфель, котёнок, мяч, ведро, карандаш, линейка, шарик, кастрюля, сапоги), ручка, простой карандаш, опорная таблица с правилом.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

(развитие слухового внимания)

С хорошею песней весёлой

Все вместе мы дружно идём

В просторную светлую школу,

В наш добрый и радостный дом.

- В какую школу мы приходим? (просторную, светлую).

- С чем автор сравнивает школу? (домом).

- Назовите признаки дома? (добрый, радостный).


- А с какой песней мы идём в школу? (хорошей, весёлой).

Итог: я желаю вам весёлого настроения в нашем добром и радостном доме.

- Садитесь.


  1. Актуализация опорных знаний.

- Кстати, о настроении. Какое оно у вас сейчас?

- Я вам предлагаю из слов-подсказок выбрать то, которое характеризует ваше настроение в данный момент.


На доске: хорошее, весёлое, бодрое, тревожное, спокойное, осторожное, приятное, праздничное, лучистое, грустное, испуганное, счастливое, лучистое, грустное, испуганное, злое, плохое.

(учащиеся выбирают слово-признак, характеризующий их настроение в данный момент)

Итог: Ну, что же, думаю, что к концу урока мы придём все с отличным настроением.


  1. Чистописание.

Март с водой, апрель с травой.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Март, апрель – какие это месяцы?

- Какой еще весенний месяц знаете?

- Какое сегодня число?


2. Запись числа, вида работы – классная.


3. Проблемная ситуация.

Запись на доске:

Вот под кустом притаился …….., ……. зверь. У него …… зубы, …….. шерсть. Он ……… хищник.

- Кто же это? (трудно догадаться).

Открыть слова для справок: злой, голодный, острые, серая, опасный.

- Давайте вставим эти слова по смыслу в предложения.

- Теперь догадались, о ком идёт речь?

- Назовите слова, которые помогли нам узнать зверя?

- На какой вопрос они отвечают? (какой, какая?)


  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать слова-признаки к названию предмета и, наоборот, по словам- признакам определять предмет.

- На какие слова отвечают слова-признаки? (повесить опору с правилом на доску).


Опора вида: слова-признаки отвечают на вопросы:

какой?

какая?

какое?

какие?


  1. Закрепление.


  1. Запишите первое предложение из текста.

(Один учащийся работает у доски).

- Найдите в предложении слово, которое обозначает предмет. Задайте вопрос к этому слову. Как подчеркнём это слово? (одной чертой).

- Какое действие совершил зверь?

- Задайте вопрос к этому слову.

- Как подчеркнём это слово?

- А какие слова мы подчеркнём волнистой линией?

- На какой вопрос они отвечают?


Итог: что мы записали? Что обозначают слова, которые подчеркнули волнистой линией?


  1. Физминутка с заданием.

(развитие внимания и логического мышления)

- В нашем классе рассыпались картинки с различными предметами (картинки висят на всё пространстве класса: расчёска, портфель, котёнок, мяч, ведро, карандаш, линейка, шарик, кастрюля, сапоги). Нам нужно их собрать. Возьмите себе одну.

Выстроились у доски в круг.

- Каждый из вас должен назвать как можно больше признаков предмета.

- Ребята, а какой предмет лишний? (Кошка).

- Как вы догадались? (Кошка – одушевлённый предмет, а все остальные – нет).


Встали у своих парт.

- Сядет тот, кто угадает предмет по признакам.


1) Прыгучая, пушистая, рыженькая (белка).

2) Маленький, круглый, колючий (ёжик).

3) Красная, спелая, душистая (ягода-земляника).

4) Стройная, зелёная, колючая (ёлка).

5) Чистый, свежий, морозный ( воздух).

6) Зелёный, свежий, солёный (огурец).

7) Болтливая, длиннохвостая, пёстрая (сорока).

8) Тёплый, солнечный, холодный (день).

9) Кудрявая, белоствольная, красивая (берёза).

10) Белый, пушистый, холодный (снег).

11) Просторная, светлая, чистая (комната).

12) Круглый, чёрный, резиновый (мяч).

13) Сладкий, красный, сочный (арбуз).

14) Голубое, хмурое, облачное (небо).


  • Задание (развитие памяти):

- Какое слово отгадали первым? Последним? Назовите все слова, которые отгадали.

- Вспомните, какие признаки ягоды я называла.

- Запишите в тетрадь словосочетание: ЯГОДА ДУШИСТАЯ.

- Какое правило нужно знать, чтобы правильно записать слово «душистая»? (ШИ пиши с буквой «И»).

- Подчеркните название предмета одной чертой, название признака – двумя.


Итог: на какие вопросы отвечают слова-предметы? На какие вопросы отвечают слова-признаки?


  1. Работа с учебником.

- Продолжим работу над словосочетанием по учебнику с.164 упр.8.

- Первый ряд запишет 1,2,3 словосочетания, а второй – 4,5,6.


Итог: как называются слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие? какое?


  1. Физминутка.


Встали из-за парты.

- Если слышите слово-предмет, то топайте, если слышите слово-признак – хлопайте.


Слова: солнце, дождик, тёплый, круглая, прыгать, большой, ветер, синее, светлая, небо, рисовать, жаркий, красивая, парта, дерево, кричать, посуда.






  1. Словарная работа.


С

А

П

О

Г

И




П

О

Г

О

Д

А


К

А

Р

Т

О

Ф

Е

Л

Ь




С

У

Б

Б

О

Т

А


А

Р

Б

У

З




Я

Б

Л

О

К

О



В

О

Р

О

Б

Е

Й


Отгадывание кроссворда.

- По признакам отгадайте название предмета.

Загадки (развитие словесно-логического мышления):

  1. Резиновые, зимние, тёплые…..(сапоги).

  2. Жаркая, тёплая, холодная ….. (погода).

  3. Варёный, жареный, вкусный ….. (картофель).

  4. Шестой день недели……. (суббота).

  5. Сочный, красный, сладкий …… (арбуз).


  1. Красное, круглое, вкусное …… (яблоко).

  2. Маленькая, серо-коричневая, городская птичка…… (воробей).


Итог: что это за слова? (словарные).

- Прочитайте слово в выделенных клетках (голубой).

- На какой вопрос отвечает это слово? Подберите к слову предмет.

  1. Работа с текстом по учебнику.


- Какие предметы еще могут быть голубыми, мы узнаем из упр.9 на стр.164.

- Прочитайте. Так какие предметы бывают голубыми?

- Выпишите названия предметов и названия признаков по образцу. Подчеркните слова-признаки волнистой линией.


Итог: какое задание выполняли? На какой вопрос отвечают слова-предметы? слова-признаки?


6. Работа с текстом по карточкам самостоятельно.

________________________ .


Был ___________ день. Смотрю на ____________ небо. По небу плывут ________________ облака. Высоко под облаками кружат ______________ ласточки. Со звонким свистом проносятся _____________ стрижи.


Слова для справок: тёплый, быстрые, голубое, белые, белогрудые.


- Дать название тексту. Записать его.

- Группа детей (Первая группа (слабые дети) выписывает предложение про облака. Вторая группа (все остальные) - про ласточек.

Задание: подчеркнуть слова-признаки волнистой линией.


Итог: какие слова подчеркнули? Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают слова-признаки?


  1. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- На какой вопрос отвечают слова-предметы?

- На какой вопрос отвечают слова-признаки?

- Какие задания мы выполняли на уроке?

- Какое задание понравилось больше всех?

- Какое задание оказалось трудным?

- А какое у вас сейчас настроение? (открыть снова таблицу с опорными словами).

- Молодцы! Вы работали очень хорошо!


  1. Оценивание.


  1. Домашнее задание.

Тест.

Задание: выбери нужное слово, обозначающее признак.


1. Ручей

а) тихая б) громкий в) прозрачный

2. Солнце

а) быстрое б) яркое в) светлый

3. Трава

а) сочная б) красный в) зелёная

4. Птицы

а) полезная б) перелётные в) голодный

5. Ветерок

а) ласковый б) порывистый в) красивый

6. Лиса

а) добрая б) рыжая в) хитрая




Полный текст материала Урок письма и развития речи в 3 классе «Подбор к данному названию предмета ряда признаков и подбор слова-предмета к ряду признаков» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лузгина Елена Владимировна  NonameH
08.05.2011 2 2922 618

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК