Урок – исследование по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"; 2 класс
Учитель начальных классов МАОУ Чурилковской СОШ Домодедовского района Демьяненко Галина Юрьевна
Урок – исследование по русскому языку (2 класс)
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном
Цели: проверить умения детей распознавать имена прилагательные по общему значению и вопросам, определять их признаки (число), показать роль прилагательных в речи, правильно писать имена прилагательные с изученными орфограммами
Оборудование: Картинки с изображением Эльфа, яблока, лисицы, ручья;
слова – карточки: тропинка, яркое, узкая, ручеёк, птица, звонкий , солнышко, голосистые
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
На доске записан главный вопрос урока:
Какую роль в языке выполняют имена прилагательными?
- Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.
- Вспомним, что такое имя прилагательное?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
Наблюдение над именами прилагательными
1. Сравнение групп предметов
- Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы:
тропинка, яркое, узкая, ручеёк, птицы, звонкий, солнышко, голосистые
- На какие две группы вы разделили эти слова?
- По какому признаку вы определили слова в первый столбик?
(это существительные)
- Докажите.
(Все слова отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет)
- По какому признаку вы определили слова во второй столбик?
(Отвечают на вопросы какой?и т. д., обозначают признак предмета)
- Составьте из этих слов словосочетания и запишите их.
Узкая тропинка, яркое солнышко, звонкий ручеёк, голосистые птицы.
- Определите число имён прилагательных.
- С любым из словосочетаний составьте предложение.
Комментированное письмо.
Яркое солнышко освещает землю.
Задание: подчеркнуть главные члены предложения, определить части речи.
2. Роль имени прилагательного в нашей речи.
1) Работа с двойным текстом
- Продолжим наше исследование.
Для чего же в русском языке нужны имена прилагательные?
Послушайте текст.
а) В чашечке цветка сидел человечек. На голове у него сияла корона, за плечами развевались крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки.
- Кто узнал из какой сказки герой о котором говорится в этом тексте?
(Эльф из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»)
Чтение текста – упражнение 177
- О ком этот текст?
- Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (И да, и нет)
- Докажите?
- Что же отличает первый текст от второго? (Наличие имён прилагательных. С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания)
- Можно ли назвать данный текст описанием?
- Что описывается в тексте?
(Внешний вид эльфа, украшение на голове, крылышки)
- Как можно озаглавить текст?
2) Самостоятельная работа
Задание: спишите текст (упр. 177), проверьте написанное.
- Найдите сравнение в первом предложении.
(... точно хрустальный)
-Как вы думаете, почему именно это имя прилагательное употребил автор, а например не слово стеклянный, хрупкий.
3) Работа с карточками
- Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег.
(Каждому ученику даётся карточка, дети ставят стрелки)
СНЕГ
последний
искристый
мокрый
колючий
грязный
ЗИМНИЙ пушистый ВЕСЕННИЙ
серебристый
мягкий
рыхлый
белый
свежий
серый
(Идёт обсуждение)
4) Оказывается, если точно описать предмет с помощью имён прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Например.
спелое рыжая говорливый
круглое хитрая журчащий
сочное ловкая холодный
____________ __________ _____________
яблоко лисица ручей
Составьте предложения.
Комментированное письмо
Побежали по дорожкам говорливые ручьи.
- Определить число имени прилагательного.
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Обобщение
- Для чего в нашей речи нам нужны имена прилагательные?
(Для описания и уточнения)
- Что уточняют имена прилагательные?
(Имена существительные)
- Что можно описать с помощью имён прилагательных?
(Форму, вкус, цвет, размер, запах и т. д.)
- Итак, ответим на главный вопрос урока.
Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?
Итог урока
- Что понравилось на уроке?
- Что вызвало у вас затруднение?
Литература:
Нетрадиционные уроки в начальной школе (Часть 2: русский язык, чтение. ИЗО, музыка). Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. /Кульневич С.В., Лакоценина – Ростов –на –Дону: Издательство «Учитель», 2002
Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1 – 4 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /В.П. Канакина, Г.С. Щёголева/ М.: Просвещение, 2009
На странице приведен фрагмент.
Автор: Демьяненко Галина Юрьевна
→ ГалинаЮрьевна 18.05.2011 8 9842 1158 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.