Урок письма в 1 классе "Написание буквы мягкий знак"
Пояснительная записка
Данный урок – это урок знакомства с написанием новой буквы. Очень важным структурным компонентом урока является формулирование учащимися темы и цели урока. Учебный материал подобран так, чтобы дети самостоятельно могли предвосхитить и сформулировать тему и образовательную цель урока. Предопределение учащимися содержания своей деятельности активизирует внимание, мышление и соответственно развивает их. Знакомство с новой буквой происходит с помощью частично-поискового метода.
При планировании урока был учтены психолого-педагогические особенности учащихся. Главный акцент был сделан на активность учащихся, их непосредственность, желание познать новое через совместную творческую деятельность. Дети сами определяют задачи и цели урока, планируют его по лесенке, рефлексируют по полученным новым знаниям, по нарабатываемым навыкам их приобретения: сравнивать и выделять главное.
Урок имеет целостное восприятие, демонстрирует ранее приобретённые знания, умения, навыки младших школьников, отражает развитие их способностей к самооценке. Несёт хороший заряд воспитательного воздействия.
Тема: Письмо буквы ь
Цели: Создать условия для знакомства учащихся с написанием буквы мягкий
знак; для формирования умения писать букву мягкий знак и слова с
этой буквой; для знакомства с особенностью этой буквы и её ролью в
словах.
Развивать орфографическую зоркость.
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: карточки с буквами, маршрутные листы, проволочка, карточки со словами, схемы слов, д/и « Составь предложение» ,
« Превращение слов», « Заселяем домики» , снежинки, коробка с сюрпризом.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методические комментарии |
I. Психологический настрой |
Итак, друзья, внимание Вот прозвенел звонок Садитесь, поудобнее, Начнём скорей урок - Посмотрите в паре друг на друга и определите, с каким настроением вы пришли на урок?
Что помогло?
|
Дети смотрят друг на друга, желая доброго настроения.
Глаза, улыбка, взгляд |
Формирует умения выражать свои чувства, настроение. |
II. Актуализа-ция знаний
Игра «Угадай-ка».
|
- Из чего состоит наша речь? - А предложения? - А слова? - Из чего состоят слоги? - Чем обозначаются звуки на письме? - На какие две группы делятся все звуки? - Какую работу выполняют гласные звуки?
- А как вы определяете твёрдый или мягкий звук обозначает буква?
- Чтобы вспомнить, какие гласные обозначают мягкость, а какие твёрдость, я предлагаю вам поиграть в игру: «Угадайка».
и ы у е а о я -Какие буквы записаны на карточках? - На какие 2 группы их можно разделить? - Какие гласные указывают на твёрдость согласных? - Какие указывают на мягкость? - А как вы думаете, какой буквы обозначающей мягкость согласных, здесь нет?
|
Из предложений Из слов. Из слогов. Из звуков. Буквами.
Гласные и согласные. Обозначают гласный звук, указывают на твёрдость и мягкость согласных.
По гласным буквам, которые стоят после них.
Дети отгадывают буквы. Ответы детей
ы, у, о, а и, е, я,
Нет мягкого знака. |
Развивает умение классифици-ровать, сравнивать, делать выводы.
|
III. Постановка учебных задач
Планирование достиже-ния цели. Приложение № 1
|
-Как вы ребята думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока письма? - Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого слова, записанные на доске: Познакомимся… Научимся… Узнаем…
-Чтобы достичь этих целей, вам нужно будет пройти нелёгкий путь. Посмотрите на доску.
Какой первый шаг? Какой второй шаг? Какой третий шаг? Какой четвёртый? Пятый? Шестой?
- Чтобы вам легче было идти, у каждого из вас на столе лежит маршрутный лист, где вы будете прослеживать свой путь и отмечать какое у вас настроение?
- Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку и научиться писать букву ь? |
Написание буквы мягкий знак
Опираясь на слова, дети формулируют цели урока. Познакомимся с написанием буквы ь. Научимся писать букву ь и слова с этой буквой. Узнаем особенность этой буквы, и какую работу она выполняет в словах.
1.Научимся писать мягкий знак. 2.Поработаем со словами. 3.Запишем предложения. 4.Поиграем. 5.Поработаем самостоятельно. 6.Поднимемся на вершину
Да |
Система вопросов позволяет организовать учебную деятельность так, чтобы она приводила к самостоятельным выводам
Планирование важный этап урока. Понимание последовательности учебных действий один из критериев эффективности урока
|
IV. Работа по дости-жению поставленных целей Приложение № 2
Итог |
- Откройте прописи на странице 30. - У некоторых из вас нет прописей. Они лежат в папке почёта, которая называется «Красиво писать – красоту творить». - Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво, выполняя верно написание букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо. - Кто читает то, что вы написали? - Главное: уважать нужно самих себя и свой труд -Значит, как будем писать? - Будем учиться писать грамотно и без ошибок. |
Дети открывают прописи
Красиво, аккуратно, разборчиво.
|
Создаю необходимые условия для вызывания впечатления. Их созданию содействует постановка вопросов, сравнение. |
Знаком-ство с написа-нием буквы ь А) Анализ буквы
Б) Конструирование буквы
В) Рисование узора. Разминка
Г) Объяснение написания буквы ь
Итог |
- Посмотрите на букву ь. Из скольки элементов состоит эта буква? - Как он называется?
- С написанием какой буквы схоже написание буквы ь? - Сконструируйте букву ь из проволоки. Покажите.
- Теперь давайте подготовим наши пальчики для письма: - Похлопайте в ладоши; - Постучите кулачками; - Покатайте карандаш между ладонями;
- Ребята, на улице стоят морозы. Мороз рисует на окнах красивые узоры. Не обошёл он стороной и нас. Посмотрите, какие узоры у вас в прописи. - Как вы думаете, почему именно такие узоры нарисовал мороз? Нарисуйте узор, который поможет нам правильно написать букву ь. - Теперь послушайте, как нужно правильно писать букву ь. 1. Объяснение учителя. Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой. 2. Письмо в воздухе (проговаривает учитель) 3. Письмо по целлофану (3 буквы) 4. Письмо в прописи по контуру 5. Самостоятельно (3 буквы) - Посмотрите внимательно на написание буквы, сравните с образцом и выберите ту букву, которую вы написали правильно, аккуратно и поставьте под ней точку. - Теперь постарайтесь до конца строки написать также правильно и красиво.
- Какое настроение у вас после того, как вы научились писать букву ь? - Что будем делать дальше? - Чтобы продолжить свой путь давайте отдохнём. |
Дети рассматривают букву. Определяют количество элементов и называют его. С написанием буквы ы. Дети конструируют из проволоки букву ь и показывают её учителю. Дети выполняют движения
Рассматривают узор в прописи.
Ответы детей. Дети рисуют узор в прописи.
Дети слушают объяснение учителя и следят за показом на доске.
Пишут в воздухе
По целлофану
В прописи.
Дети сравнивают с образцом, выбирают правильно написанную букву и ставят под ней точку. Прописывают букву до конца строчки. Отмечают настроение в маршрутном листе. |
Умение анализировать решение и выводы в ходе коллективного обсуждения, в классе, «группе»; выбор наиболее рационального
На данном этапе обеспечи-вается направлен-ность обучения на активизацию умственной деятельности.
|
Физминутка (музыкальная) |
|
Дети выполняют движения под музыку |
Проведение физкультминуток помогает снять утомление детей, настроить организм на работу. |
Закрепление изученного материала. 1. Звуко-буквенный анализ слов. Письмо слов.
Вывод
Сообще-ния детей.
Итог
Работа над предложением
Игра «Отгадай слово»
Вывод
Итог
Игра «Превращение слов».
Вывод
Итог |
- Прочитайте слова, записанные на доске: Собака Лось Корова Кошка - Сравните их по значению и найдите лишнее слово? Объясните почему?
- Сравните их по написанию, найдите лишнее слово. Объясните почему?
- Давайте составим звуко-буквенную схему этого слова. - Сколько слогов в слове? - Какой первый звук? Охарактеризуйте его. - Какой второй звук? Дайте ему характеристику. - Что образуют эти два звука? Выберите нужное обозначение. -Какой третий звук? Охарактеризуйте его. Каким цветом обозначим? - Выберите нужную карточку. - Какой буквой обозначим 1, 2, 3 звук? - Кто даст команду «читайся мягко»?
Сделайте вывод.
- Сколько звуков в слове лось? - Сколько букв? - Почему букв больше, чем звуков? - Теперь запишите это слово в тетрадь. - Какая буква помогла вам на письме обозначить мягкость согласного ? Ребята, скажите, а что вы знаете об этом животном? - Давайте послушаем ребят. - Скажите, что зимой страшнее животным голод или холод? - Как люди помогают перезимовать диким животным?
Отметьте настроение на своём маршрутном листе. - Можем ли мы идти дальше?
- Несмотря на морозы, слово лось приехало к нам в гости на поезде и просит составить с ним предложение.
- Какое предложение составили? - Сколько слов в предложении? - Какое первое слово? второе? третье? четвёртое? - Какие правила нужно вспомнить прежде, чем записать это предложение? - Запишите у себя в прописи.
Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. От предложенья слово откусили, И к себе в норку утащили. Д ети принесли ему . - Прочитайте следующее предложение и определите, какое слово утащили мыши? - Прочитайте, какое предложение получилось?
- Почему лосям необходима соль? - Составьте схему этого слова. - Как мы на письме покажем мягкость последнего звука? - Пропишите сначала слово соль. - Теперь опираясь на схему, впишите его в предложение. - Как на письме в словах мы обозначим мягкость согласных? - Отметьте настроение в маршрутном листе, после выполнения этого задания. Итак, идём дальше.
- Мягкий знак не только указывает на мягкость согласных, но иногда, если он появляется в словах, то меняется их значение. Сейчас мы в этом убедимся. Вместе с мягким знаком, вы превратитесь в волшебников, и будете превращать одни слова в другие: Мел. Хор. Мол. - Прочитайте первое слово. Объясните его значение. Давайте в это слово вставим мягкий знак. Какое слово получилось? Что оно обозначает? Что произошло со словом? Почему? - Прочитайте второе слово. Что произошло? - Прочитайте третье слово. Объясните значение этого слова.
Что иногда происходит со словами при появлении мягкого знака?
Отметьте настроение в маршрутном листе. |
Дети читают слова, записанные на доске.
Сравнивают по значению, находят лишнее слово и объясняют почему? (Лось) Сравнивают по написанию, находят лишнее слово и объясняют почему? (Лось)
Дети дают характеристику звукам и составляют схему слова на доске и на партах:
Л О С Ь Мягкий знак.
Мягкий знак выходит на работу там, где не могут работать гласные буквы, например, в конце слов. 3 4 Мягкий знак звука не обозначает. Дети записывают слово. Мягкий знак
Выступления детей.
Дети отмечают настроение.
Дети составляют предложение.
Лось был в лесу.
Дети называют правила написания предложений. Записывают предложение в прописи.
Дети читают предложение и вставляют пропущенное слово. Дети принесли ему соль. Ответы детей.
Мягким знаком
Дети делают вывод
Дети читают слова, которые получились: мель, хорь, моль. Объясняют значение этих слов.
Дети делают вывод
Отмечают настроение |
Анализ этих задач позволяет оценивать решение познавательных задач. Умение сравнивать, делать выводы, обобщать.
Расширяет кругозор учащихся, формирует умение работать с дополнительной литературой.
Умение ориентироваться в предложении, выражать свои мысли.
Расширяется представление о лексическом значении слова. Выполнение упражнения подведёт учащихся к осознанию проблемы выбора нужного слова.
Развиваются сообразительность, сосредоточенность, аналитико-синтетические способности. Дети учатся логически рассуждать вслух. |
Самостоятельная работа Игра « Заселяем домики» Приложение №3
Игра «Составь слова» Приложение № 4
Итог
Рефлексия. |
- Пришло время поработать самостоятельно. - Зимой на улице холодно. А нам тепло, мы живём в домах. Сейчас мы отправимся в сказочный лес, где животные и растения живут в домиках. Нам необходимо расселить названия растений и животных в свои домики. - Запишите слова и подчеркните в них мягкий знак. - Какую работу выполняет мягкий знак в словах?
- Внезапно подул ветер, посыпались снежинки. Посмотрите они не простые, а волшебные. На них записаны слоги. Вы должны составить с ними слова, записать их в пропись и подчеркнуть мягкий знак. Работать будете в парах. - Какое настроение у вас после выполнения этого упражнения? Отметьте в маршрутном листе.
- Пришла пора подняться нам на последнюю ступеньку нашего пути. Давайте посмотрим, с каким настроением мы сюда пришли. Посчитайте, если у вас больше хорошего настроения – поставьте улыбку. Если нет – грусть. - Кто пришёл с улыбкой? Молодцы! - Кто же ждёт нас на верхней ступеньке? Почему он улыбается? - Чему научились на уроке? Назовите особенность буквы ь? Мягкий знак за хорошую работу приготовил вам сюрприз. - Почему карамель? Молодцы! Урок окончен. |
Мальчики заселяют животных, девочки – растения.
Самопроверка.
Указывает на мягкость согласных.
Дети работают в парах.
Дети работают со своими маршрутными листами.
Ответы детей.
Ответы детей |
Умение ориентироваться в задании, классифицировать, делать выводы, обобщать.
Ставлю детей в проблемную ситуацию, которая требует решения. Задание даётся с учётом того, что учащиеся научены работать в парах.
Рефлексивная деятельность позволяет создать условия осознания и гордости ребёнка за свои достижения, учить самодиагностике. Необходимо поддерживать понимание причастности вклада отдельного ребёнка в результат совместной деятельности. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ТОПОЛЬ, ОЛЕНЬ, СИРЕНЬ, РЫСЬ, МЕДВЕДЬ, ЕЛЬ
П РИЛОЖЕНИЕ № 4
На странице приведен фрагмент.
Автор: Блохнина Елена Александровна
→ АТЛАНТИДА 17.03.2009 2 11397 3022 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.