Разработка урока по русскому языку по теме "Род и число имен существительных"; 3 класс


Урок русского языка по теме «Род и число имен существительных» (3 класс)

Нугманова Лилия Мугамбаровна, учитель начальных классов

г.Когалым МОУ СОШ №1


Цели: 1.Тренировать умение изменять имена существительные по числам, распознавать род имен существительных.

2. Способствовать развитию внимания, речи, мышления, наблюдательности.

3.Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного и каллиграфического письма.

Оборудование: учебник Л. М.Зеленина, Т.Е.Хохлова (2 часть), карточки,

плакат по определению рода имен существительных


Ход урока


Организационный момент


Прозвенел звонок веселый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы работать начинаем.


-Какую часть речи изучаем на протяжении нескольких уроков? (Имя существительное)

-Что называется именем существительным?

-Что вы знаете об именах существительных? (Бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, изменяются по числам, бывают женского, мужского и среднего рода)


Постановка цели урока

-Сегодня на уроке будем тренировать умение распознавать род имен существительных, изменять имена существительные по числам.


Чистописание

-Назовите элементы буквы ц. Какой звук обозначает эта буква?

(согласный, глухой, всегда твердый)

1 строка - ц

2 строка - ца, цу, це, цы, ци, цв

-Все ли буквосочетания являются слогами? (Нет, цв не слог, так как нет гласной)

3 строка- цирк, цыган, цыпленок, концы, венцы.


Актуализация знаний

-Назовите одним словом и запишите.

1.Преподаватель в школе (учитель)

2.Школьная комната для занятий (класс)

3.Столица России (Москва)

4.Крестьянское сельское поселение (деревня)

5.Домашнее животное, друг человека (собака)

6.Тарелка, чашка, блюдце одним словом (посуда)

7. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус)

8.Учреждение, в котором продаются лекарства (аптека)

9. Морское судно (корабль)

10.Подземная электрическая железная дорога (метро)

-Какие слова вы записали? Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, запомните их написание.

-Определите род имен существительных. На доске плакат:

Мужской род – он, мой;

Женский род – она, моя;

Средний род – оно, моё.


Алгоритм определения рода имени существительного

  1. Найдите имя существительное.

  2. Поставьте его в начальную форму.

  3. Определите род имени существительного при помощи личного местоимения.


Упражнения по закреплению материала:

Игра «Угадай слово»

Класс делится на 3 команды.

На доске записаны в три столбика начальные и конечные буквы слов.

Команды должны написать существительные, определить род.

П…А В…К Б…Т

М…О Б…А З…О

Б…Н В…О М…А


Возможные ответы: палка, полка, масло, место, баран, банан, венок, булка, банка, ведро, весло, букет, билет, зерно, мышка, миска.

Повторить правило на с.63 ( по учебнику )


Физминутка

Наклоняемся с хлопком

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх.

Ну-ка, хлопни громче всех!

На одной ноге мы скачем.

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже.

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ноге)

Головой вращаем плавно.

Смотрим влево, смотрим вправо

(Повороты влево и вправо)

И пройдемся мы немного.

(Ходьба на месте)


Игра «Знатоки»

На карточках даются имена существительные во множественном числе, а учащиеся записывают слова в единственном числе.

-Утята, котята, мышата, пни, качели, кони, сани, братья, ножницы, моря, дрожжи.

Взаимопроверка (работа в парах)

-Что вызвало у вас затруднение? (Слова: качели, сани, ножницы, дрожжи нельзя записать в единственном числе)

-Вывод: не все слова можно поставить в форму единственного числа.

-Есть ли в русском языке слова, которые употребляются только в единственном числе? (молоко, доброта, мед, соль)


Самостоятельная работа

За с..бакой б..жали щ..нята. Над лесом л..тали вертолеты. К Лене все уч..ники обращаются за помощью. С радостью г..ворили р..бята о своем учи-

теле. Сад зас..дили м..рковью, укропом, п..м..дорами, ..гурцами.

Орфографическая минутка

-Какие орфограммы встретились в словах?

-Найдите имена существительные. Определите их род и число.

-Как определить род существительного, если оно стоит во множественном числе?


Физминутка (гимнастика для глаз)

Работа по учебнику

Даны слова: солнце, небо, крыша, капель, скворцы, травка, Ваня, Петя, синица, воробей, проталины.

-Объясните значение слова проталины.

Устно составить небольшой рассказ на тему «Полюбуйся, весна наступает!»


Индивидуальная работа (предусматривает разноуровневый подход к детям)

1 уровень: напиши существительные в три столбика.

Белочка, туча, шампунь, фазан, молоко, путь, дочь, мальчик, село.

2 уровень: к данным существительным подбери однокоренные существительные с суффиксом -очк- и определи их род.

Лавка-

Блузка-

Тетрадка-

Веревка-

3 уровень: подбери к данным существительным синонимы, определи их род.

Работа-

Слякоть-

Неприятель-

Поклажа-


Рефлексия

-Понравился вам урок?

-Что именно понравилось?

-Какие трудности испытывали на уроке?

-Кому было все легко и понятно?

-Оцените свою работу на уроке, показав сигнальные карточки.

Домашнее задание: с.66, упр.38




Полный текст материала Разработка урока по русскому языку по теме "Род и число имен существительных"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нугманова Лилия Мугамбаровна  lilia5
13.06.2011 1 6607 1316

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК