Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г. Новочебоксарска Чувашской республики









Конспект урока по русскому языку
в 3 классе

«Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу»





подготовила

учитель начальных классов

Гостюшева Екатерина Юрьевна



г. Новочебоксарск

2011





Тема урока: Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цель: Познакомить учащихся с именами прилагательными, близкими и противоположными по смыслу

Задачи урока:

1. Формировать умение различать близкие и противоположные по смыслу имена прилагательные, расширять знания детей о тексте – описании.
2. Совершенствовать навыки правописания непроизносимых согласных, закреплять навыки употребления устойчивых выражений в речи, активизировать словарный запас учащихся, формировать навыки озаглавливания текста.

3. Воспитывать чувство товарищества, уважения, ответственности, любви к родине, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация, выполненная в Power Point, учебник "Русский язык" 3 класс (автор Т. Г. Рамзаева), рисунок «Волшебный магнит», магнитная доска.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи! Тихо сели.

2. Объявление темы урока и постановка цели.

- Ребята, сегодня на уроке я желаю вам хорошо потрудиться, работать с усердием, старательно, с большим интересом, ведь мы продолжаем наше удивительное знакомство с такой необычной частью речи, как «Имя прилагательное». Оказывается, имена прилагательные бывают близкие по

смыслу и противоположные. А какие это прилагательные, мы узнаем чуть позже, а пока давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число. (Слайд1)

3. Каллиграфическая минутка.

- Давайте посмотрим на доску и прочитаем хором, выразительно стихотворение:

Пусть будет солнце ясным

И речка голубой;

А Родина – прекрасной

И вечно молодой!

- Ребята, вам понравилось это стихотворение? Какие чувства, эмоции оно у вас вызвало? А что для вас Родина? (Это место, где человек родился, наша страна, город, село...) А когда Родина может быть молодой? (Когда все живут в мире, согласии, помогают друг другу…Когда не загрязняют природу, берегут её…) Вам бы хотелось жить в такой стране? (Слайд 2)

- Ребята, назовите все прилагательные из этого стихотворения (ясным, голубой, прекрасной, молодой). Спишите так же красиво, как дано на доске слово прекрасный. Кто мне докажет, что в этом слове не надо писать букву т? (красивый, краса)

- Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову (красивый, превосходный, великолепный, отличный) и противоположные (безобразный, уродливый, отвратительный). Запишем их. (Слайд 3)

4. Изучение новой темы.

- Давайте откроем учебники на странице 180 и прочитаем сведения о таких непростых прилагательных (Дети читают, анализируют вместе с учителем). Выполним устно упражнение 478 (Сравним по цвету, по вкусу, по ширине…).

- Теперь выполним упражнение 483 письменно. Каждое прилагательное заменим словом, близким по смыслу. Напишем словосочетания. («Преданный друг» - это какой друг? Вспомните пословицы о дружбе. «Известный писатель» - каких писателей вы знаете? «Старательный ученик» - какой это ученик? а вы старательные? почему? Дети отвечают устно).

5. Физкультминутка.

Если вы увидите имя существительное – присед, если имя прилагательное – выпрыгивание (огромный, ласковый, животное, большой, насекомое, широкий, гостиная, веселый, длинный, носорог, золотистый). (Слайд 4)

6. Работа по развитию речи.

- Прочитаем, что такое текст - описание. Выполним упражнение 486 письменно. Озаглавим текст, обозначим имена прилагательные.

7. Закрепление пройденного.

- Ребята, посмотрите на доску. Назовите имя прилагательное, устно подберите к нему противоположное или близкое по смыслу. Объясните смысл высказываний (Доброе слово лечит, а злое – калечит. Верёвка хороша длинная, а речь – короткая. Маленькое дело лучше большого безделья. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Платье хорошо новое, а друг старый). (Слайд 5)

8. Обобщение пройденного. Игра «Волшебный магнит».

На магнитной доске помещён рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей половине – небо с чёрными тучами, та же поляна, но идёт дождь. Левая часть «притягивает» добрые слова, правая – слова с противоположным значением. У каждого ученика карточка с именем прилагательным. Дети по очереди

прикрепляют к магнитной доске свои карточки со словами: добрый, злой, грубый, деликатный, отзывчивый, нежный, ласковый, красивый, смелый, трусливый…

9. Подведение итогов урока.

- Вот и подходит к концу наш необычный урок. Что нового и интересного вы сегодня узнали? Давайте ещё раз посмотрим на наш «Волшебный магнит». На какой поляне вы бы хотели жить? (на яркой, солнечной). И я бы хотела, чтобы вы были всегда добрыми, отзывчивыми, смелыми и всегда знали, что имена прилагательные бывают…(дети заканчивают предложение). Молодцы!

10. Домашнее задание.

Упражнение 485.

Список использованной литературы

1. Журжина Ш. В. Дидактические материалы по русскому языку. - М.: ООО «Обучение», 2006.

2. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. Изд.10-е, стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

3. Русский язык 3 класс: поурочные разработки к учебнику. Т. Г. Рамзаевой/авт.–сост Лебедев В. А. – М.: Дрофа, 2009.

Список использованных материалов, Интернет-ресурсов:

1. Картинки:

  • бабочка http://www.artsides.ru/big/item_3445.jpg

  • клоун http://xatutik.inf.am/solnet/sol/004/raskraski5/kloun10.gif

2. Фон презентации из шаблонов Microsoft PowerPoint 2003.







Методический портал учителя «Методсовет» - http://metodsovet.su

Пояснительная записка

(размещается в архиве с материалом)


Автор материала (ФИО) *


Гостюшева Екатерина Юрьевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета) *

Учитель начальных классов и английского языка

Образовательное учреждение


МБОУ «СОШ №19»

Название материала *


Конспект урока по русскому языку

в 3 классе «Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу»


Класс (возраст) *


3 класс (8-9 лет)

Учебный предмет *


Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Рамзаева Т. Г.«Школа России»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) *


Текстовый документ, презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *


мультимедийный проектор, экран, ПК,

Цели,

Задачи материала *


Цель: Познакомить учащихся с именами прилагательными, близкими и противоположными по смыслу

Задачи урока:

1. Формировать умение различать близкие и противоположные по смыслу имена прилагательные, расширять знания детей о тексте – описании.

2. Совершенствовать навыки правописания непроизносимых согласных, закреплять навыки употребления устойчивых выражений в речи, активизировать словарный запас учащихся, формировать навыки озаглавливания текста.

3. Воспитывать чувство товарищества, уважения, ответственности, любви к родине, прививать интерес к русскому языку.

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). *

на всех этапах, в течение всего урока, фронтальная

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники *


Список использованной литературы

1. Журжина Ш. В. Дидактические материалы по русскому языку. - М.: ООО «Обучение», 2006.

2. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. Изд.10-е, стереотип. - М.: Дрофа, 2005.

3. Русский язык 3 класс: поурочные разработки к учебнику. Т. Г. Рамзаевой/авт.–сост Лебедев В. А. – М.: Дрофа, 2009.

Список использованных материалов, Интернет-ресурсов:

1. Картинки:

• бабочка http://www.artsides.ru/big/item_3445.jpg

• клоун http://xatutik.inf.am/solnet/sol/004/raskraski5/kloun10.gif

2. Фон презентации из шаблонов Microsoft PowerPoint 2003.


* - Поля обязательные к заполнению.


Размещается в архиве с материалом

Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Новочебоксарска Чувашской Республики Гостюшева Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Урок русского языка с использованием ИКТ 3 класс УМК «Школа России» 2011 год
Слайд 2
Тема урока: Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу
Слайд 3
Пусть будет солнце ясным И речка голубой; А Родина – прекрасной И вечно молодой!
Слайд 4
ПРЕКРАСНЫЙ Красивый Превосходный Великолепный Безобразный Уродливый Отвратительный Отличный Гадкий
Слайд 5
огромный ласковый животное большой насекомое широкий гостиная весёлый длинный носорог золотистый
Слайд 6
Доброе слово лечит, а злое -калечит. Верёвка хороша длинная, а речь – коротка я. Маленькое дело лучше большог безделья. о Родная сторона – мать, а чужая мачеха.Платье хорошо новое, а друг старый.
Слайд 7
МОЛОДЦЫ!!!
Слайд 8
Список использованной литературы: • Журжина Ш. В. Дидактические материалы по русскому языку. - М.: ООО «Обучение», 2006. • Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. Изд.10-е, стереотип. - М.: Дрофа, 2005. • Русский язык 3 класс: поурочные разработки к учебнику. Т. Г. Рамзаевой/авт.–сост. Лебедев В. А. – М.: Дрофа, 2009. Список использованных материалов, Интернетресурсов: 1. Картинки: • бабочка http://www.artsides.ru/big/item_3445.jpg • клоун http://xatutik.inf.am/solnet/sol/004/raskraski5/kloun10.gif • цветы http://www.mylira.ru/wp-content/uploads/2011/02/cvety.jpg, 2. Фон презентации из шаблонов Microsoft PowerPoint 2003.

Полный текст материала Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гостюшева Екатерина Юрьевна  KattyGost
31.07.2011 1 6118 1783

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК