Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №19»
г.
Новочебоксарска Чувашской республики
Конспект
урока по русскому языку
в 3 классе
«Имена
прилагательные, близкие и противоположные
по смыслу»
подготовила
учитель
начальных классов
Гостюшева
Екатерина Юрьевна
г.
Новочебоксарск
2011
Тема
урока: Имена
прилагательные, близкие и противоположные
по смыслу.
Тип
урока: Усвоение
новых знаний.
Цель:
Познакомить
учащихся с именами прилагательными,
близкими и противоположными по
смыслу
Задачи
урока:
1.
Формировать умение различать близкие
и противоположные по смыслу имена
прилагательные, расширять знания детей
о тексте – описании.
2. Совершенствовать
навыки правописания непроизносимых
согласных, закреплять навыки употребления
устойчивых выражений в речи, активизировать
словарный запас учащихся, формировать
навыки озаглавливания текста.
3.
Воспитывать чувство товарищества,
уважения, ответственности, любви к
родине, прививать интерес к русскому
языку.
Оборудование:
мультимедийный
проектор, экран,
ПК, презентация, выполненная в Power Point,
учебник "Русский язык" 3 класс
(автор Т. Г. Рамзаева),
рисунок «Волшебный магнит», магнитная
доска.
Ход
урока:
1.
Организационный момент.
Долгожданный
дан звонок,
Начинается
урок!
-
Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу
удачи! Тихо сели.
2.
Объявление темы урока и постановка
цели.
-
Ребята, сегодня на уроке я желаю вам
хорошо потрудиться, работать с усердием,
старательно, с большим интересом, ведь
мы продолжаем наше удивительное
знакомство с такой необычной частью
речи, как «Имя прилагательное».
Оказывается, имена прилагательные
бывают близкие по
смыслу
и противоположные. А какие это
прилагательные, мы узнаем чуть позже,
а пока давайте откроем тетради, запишем
сегодняшнее число.
(Слайд1)
3.
Каллиграфическая минутка.
-
Давайте посмотрим на доску и прочитаем
хором, выразительно стихотворение:
Пусть
будет солнце ясным
И
речка голубой;
А
Родина – прекрасной
И
вечно молодой!
-
Ребята, вам понравилось это стихотворение?
Какие чувства, эмоции оно у вас вызвало?
А что для вас Родина? (Это
место, где человек родился, наша
страна,
город, село...)
А когда Родина может быть молодой? (Когда
все живут в мире, согласии, помогают
друг другу…Когда не загрязняют природу,
берегут её…)
Вам бы хотелось жить в такой стране?
(Слайд
2)
-
Ребята, назовите все прилагательные из
этого стихотворения (ясным,
голубой,
прекрасной, молодой).
Спишите так же красиво, как дано на доске
слово прекрасный.
Кто мне докажет, что в этом слове не надо
писать букву т?
(красивый,
краса)
-
Подберите слова, близкие по смыслу к
этому слову (красивый,
превосходный,
великолепный, отличный)
и противоположные (безобразный,
уродливый,
отвратительный).
Запишем их. (Слайд
3)
4.
Изучение новой темы.
-
Давайте
откроем учебники на странице 180 и
прочитаем сведения о таких непростых
прилагательных (Дети
читают, анализируют вместе с учителем).
Выполним устно упражнение 478 (Сравним
по цвету, по вкусу, по ширине…).
-
Теперь
выполним упражнение 483 письменно. Каждое
прилагательное заменим словом, близким
по смыслу. Напишем словосочетания.
(«Преданный
друг» - это какой друг? Вспомните пословицы
о дружбе. «Известный писатель» - каких
писателей вы знаете? «Старательный
ученик» - какой это ученик? а вы
старательные? почему? Дети отвечают
устно).
5.
Физкультминутка.
Если
вы увидите имя существительное – присед,
если имя прилагательное – выпрыгивание
(огромный,
ласковый, животное, большой, насекомое,
широкий, гостиная, веселый, длинный,
носорог, золотистый). (Слайд 4)
6.
Работа по развитию речи.
-
Прочитаем,
что такое текст - описание.
Выполним
упражнение 486 письменно. Озаглавим
текст, обозначим имена прилагательные.
7.
Закрепление пройденного.
-
Ребята, посмотрите на доску. Назовите
имя прилагательное, устно подберите к
нему противоположное или близкое по
смыслу. Объясните смысл высказываний
(Доброе
слово лечит, а злое – калечит. Верёвка
хороша длинная, а речь – короткая.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
Платье хорошо новое, а друг старый).
(Слайд 5)
8.
Обобщение пройденного. Игра «Волшебный
магнит».
На
магнитной доске помещён рисунок магнита,
на красной половине которого нарисована
лесная поляна, над цветами летают
бабочки; на синей половине – небо с
чёрными тучами, та же поляна, но идёт
дождь. Левая часть «притягивает» добрые
слова, правая – слова с противоположным
значением. У каждого ученика карточка
с именем прилагательным. Дети по очереди
прикрепляют
к магнитной доске свои карточки со
словами: добрый,
злой, грубый, деликатный, отзывчивый,
нежный, ласковый, красивый, смелый,
трусливый…
9.
Подведение итогов урока.
-
Вот и подходит к концу наш необычный
урок. Что нового и интересного вы сегодня
узнали? Давайте ещё раз посмотрим на
наш «Волшебный магнит». На какой поляне
вы бы хотели жить? (на
яркой, солнечной). И
я бы хотела, чтобы вы были всегда добрыми,
отзывчивыми, смелыми и всегда знали,
что
имена
прилагательные бывают…(дети
заканчивают предложение). Молодцы!
10.
Домашнее задание.
Упражнение
485.
Список
использованной литературы
1.
Журжина
Ш. В. Дидактические материалы по русскому
языку. - М.: ООО «Обучение», 2006.
2.
Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник для
3 класса четырехлетней начальной школы.
Изд.10-е, стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
3.
Русский язык 3 класс: поурочные разработки
к учебнику. Т. Г. Рамзаевой/авт.–сост
Лебедев В. А. – М.: Дрофа, 2009.
Список
использованных материалов, Интернет-ресурсов:
1.
Картинки:
бабочка
http://www.artsides.ru/big/item_3445.jpg
клоун
http://xatutik.inf.am/solnet/sol/004/raskraski5/kloun10.gif
2.
Фон презентации из шаблонов Microsoft
PowerPoint 2003.