Слайд 1
УМК «Гармония»
Хохлова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска
Алтайского края»
УМК «Гармония»
Хохлова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска
Алтайского края»
УМК «Гармония»
1 класс
Тема: Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме.
Тип урока: Интегрированный урок введения нового знания
Цель урока: Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи:
Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных в позиции на конце слова перед согласным.
Развивать фонематический слух.
Учить читать слова и предложения с буквой Ь (мягкий знак).
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Структура урока
1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
(Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы)
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
– Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте?
(Мы знаем буквы.
Мы умеем составлять звуковые схемы.
Умеем делить слова на слоги.
Умеем определять в словах ударный слог.
Умеем записывать слова с помощью букв...)
– А умеем ли составлять звуковые схемы?
(Да.)
-Очень хорошо, тогда составьте, пожалуйста, звуковую схему к слову КОНЬ. СЛАЙД № 2
(Используем квадраты «звуковички».
квадрат с одной полоской – согласный, твёрдый, глухой звук;
квадрат с одной полоской и точкой – согласный, твердый, звонкий звук;
квадрат с двумя полосками – согласный, мягкий, глухой звук;
квадрат с двумя полосками и точкой – согласный, мягкий, звонкий звук;
круг в квадрате – гласный.)
Параллельно даем характеристику каждого звука:
– согласный, твердый, глухой;
– гласный, ударный;
– согласный, мягкий, звонкий.
На экране получается звуковая запись слова.
– Молодцы, ребята. Какое слово мы с вами записали звуками?
(Слово КОНЬ.)
– А если к нам придут ребята из другого класса, они смогут узнать, какое слово мы записали звуками?
(Наверное, нет.)
– А можем ли мы что нибудь сделать, чтобы другие дети догадались, какое слово здесь записано звуками?
(Мы можем записать рядом данное слово буквами.)
– Запишем слово КОНЬ буквами, но у меня, ребята, к вам большая просьба – не спешите. А почему, узнаете позже.
(Выполнение детьми в тетрадях по обучению грамоте) СЛАЙД № 2
Работа над каждым звуком, обозначение его буквой:
1) звук [к] – согласный, твердый, глухой, на письме обозначаем буквой К;
2) звук [о] – гласный, на письме обозначаем буквой О;
3) звук [н’] – согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначается буквой Н.
В итоге на доске получится такая запись: К О Н
3. Создание проблемной ситуации.
– Ребята, давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме: [кон’],
по буквенной схеме: [кон].
Что вы заметили?
Наблюдение детей: в звуковой схеме [н’] – мягкий звук, а в буквенной схеме Н читаем как твердый звук!
– Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [н’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [н’] не слышим.
– Итак, мы умеем обозначать мягкость звука?
(Да, с помощью квадрата-«звуковичка».)
– Мы умеем обозначать мягкость буквы на письме?
(Да, мы знаем, что мягкость согласного звука можно обозначить на письме буквами гласных звуков, это: Я, Ё, Е, И, Ю.)
-Давайте, запишем поочередно эти буквы после буквы Н. Прочитаем, что получилось. СЛАЙД № 3
Я
Ё
К О Н Е
И
Ю
-Что скажите, всё ли понятно?
4. Целеполагание.
– Ребята, вы можете определить, какая цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?
Дети формулируют цель: узнать, какой ещё буквой можно обозначить мягкость согласного звука на письме.
5. Физминутка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
6. Продолжение работы по теме урока.
– Итак, ребята, давайте вспомним, какая цель нашего сегодняшнего урока.
(Узнать, как на письме обозначить мягкость согласного звука.)
– Может быть, у вас есть какие- то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме?
В КЛАССЕ НАЙДУТСЯ ДЕТИ, КОТОРЫЕ ЗНАЮТ БУКВУ Ь.
Молодцы, на самом деле люди уже давно договорились использовать такую букву- знак.
Показ буквы на экране: Ь. СЛАЙД № 4
– Знаете ли вы, как называется этот знак?
(Мягкий знак.)
– Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком?
(Это буква-значок, который показывает мягкость предшествующего согласного.)
Разучим стихотворение:
Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
-Давайте найдём место Ь в алфавите. СЛАЙД № 5-6
Рассмотрим письменный и печатный варианты буквы Ь.
7. Физминутка.
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Физкультминутка для пальчиков.
Работа в прописи:
Письмо буквы Ь (мягкий знак)
- Давайте научимся писать букву в воздухе.
Показ письма буквы на экране СЛАЙД № 7-8
Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)
– Сколько теперь букв в слове КОНЬ? (4 буквы.) СЛАЙД № 9
– А сколько звуков? (3 звука.)
– А мягкий знак – это буква? (Да.)
– Она имеет свой звук? (Нет.)
Вывод: мягкий знак – это помощник, который указывает на мягкость предшествующего согласного.
8.Первичное закрепление материала.
– Я называю вам слова (УГОЛЬ, МОЛЬ), а вы записываете их буквами и составляете звуковую схему.
– Зачем вы написали мягкий знак?
– В какой позиции стоит мягкий согласный?
– Сколько в слове букв, сколько звуков?
– Имеет ли мягкий знак собственный звук?
9. Подведение итогов. Рефлексия.
– Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать не только буквами Я,Ё,Е,И,Я, но и с помощью мягкого знака.
Продолжите предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем. СЛАЙД № 10
– Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо смайлика.
Молодцы! Спасибо за урок.
Автор: Хохлова Ирина Борисовна
→ 221786 02.10.2011 2 31781 3486 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.