Урок русского языка в 4 классе «Путешествие в страну Глаголию»
Тема «Путешествие в страну Глаголию»
Цель: обобщить знания учащихся о глаголе как части речи
Задачи:
</font>
<blockquote><font size="2"> -развивать умение выделять признаки глагола как части речи; </font>
<font size="2"> -развивать абстрактное и образное мышление, память, речь; </font>
<font size="2"> - расширять кругозор учащихся; </font>
<font size="2"> -воспитывать интерес к языку, любовь к родной природе. </font>
</blockquote>
<font size="2">
Тип урока: закрепление изученного материала
Оборудование: магнитофон, аудиозапись, карта страны Глаголии
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка задач урока
- Ребята, нас пригласили в страну Глаголию. Но подойти к дворцу не так
просто. Жители страны будут чинить нам препятствия, проверять наши
знания об изученной части речи – глаголе. Итак, отправляемся в путь!
III. Закрепление пройденного материала
1. Закрепление знаний личных окончаний глаголов (индивидуальная работа).
Первое препятствие. Минутка чистописания.
-Нужно перейти речку, построив через неё мост из сочетаний букв, данных в узоре на карте.
ть ешь ет ут ишь ит ют чь
- Что вы заметили в узоре? ( Это личные окончания глаголов и формообразующие суффиксы начальной формы глаголов)
- Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2-го спряжения?
Задание по вариантам:
1вариант списывает личные окончания глаголов 1-го спряжения, 2 вариант – 2-го спряжения.
Проверка. (1 вариант – ешь,ет,ут; 2 вариант – ишь,ит,ат
2.Словообразовательная работа. Комментированый словарный диктант (фронтальная работа).
Второе препятствие.
-« Утолить жажду» можно при условии, если попавшие в «колодец» слова
будут превращены в неопределённую форму глагола. Запишите полученные
глаголы. </font>
<font size="2"> (Дети достают из «колодца» слова с пропущенными буквами и образовывают глаголы неопределенной формы)
К…лесо - колесить, …бед - обедать, ч…рный – чернеть, б…седа -
беседовать, св…бода – освободить, п…беда - победить, …дрес –
адресовать, пут…шествие – путешествовать.
- Какое слово связано с нашим уроком? (Путешествие)
- На каждой парте лежит толковый словарь О.В.Ожегова. Найдите значение
слова «путешествие» в толковом словаре. (Работа со словарём в парах)
- Назовите известных путешественников. (Христофор Колумб - испанский
мореплаватель. Джеймс Кук - английский мореплаватель, руководитель трех
кругосветных экспедиций. Николай Николаевич Миклухо-Маклай - российский
путешественник). Многие имена русских путешественников, сделавших
мировые открытия, давших цивилизации уникальные научные находки и
описания, являются гордостью нашего народа – русские мореплаватели,
именами которых названы моря и проливы: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен,
Витус Беринг, Фердинанд Петрович Врангель, Михаил Петрович Лазарев и
др. Я надеюсь, что вы будете такими же смелыми, целеустремлёнными, как
они.
- Мы с вами продолжаем путешествие по стране Глаголии. Можно ли от
полученных глаголов образовать другие формы глаголов? (Да. Глаголы
настоящего, будущего и прошедшего времени)
3. Физминутка.
4.Третье препятствие. Самостоятельная работа.
- На пути во Дворец стоит частый лес, через который надо проложить три
дорожки, ведущие к Дворцу. Такими дорожками станут три группы глаголов,
которые вы должны образовать от глаголов начальной формы и записать в
тетради. </font>
<font size="2"> Работа по рядам:
1 ряд образует глаголы прошедшего времени
2 ряд – настоящего времени
3 ряд – прошедшего времени.
При затруднении учащиеся могут воспользоваться карточкой-помощницей
Карточка – помощница
Прошедшее время Что делал? Что сделал?
Настоящее время Что делает?
Будущее время Что сделает? Что будет делать? </font>
<font size="2"> По окончании работы проверка.
(1 ряд 2 ряд 3 ряд
колесил колесит буду колесить
чернел чернеет буду чернеть
беседовал беседует буду беседовать
освобождал освобождает буду освобождать
побеждал побеждает буду побеждать
адресовал адресует буду адресовать
путешествовать путешествует буду путешествовать)
5. Четвёртое препятствие. Лексико-образовательная работа </font>
<font size="2"> .
- Мы справились с заданиями. Перед нами Дворец времён глаголов, в
котором 3 зала. В каждом из них живут времена глаголов. У входа в залы
стоят сундуки с одеждой. Заходя в зал, глаголы могут переодеться в свою
одежду – форму. Посмотрите внимательно на эти сундуки. Что это за
одежда? (Грамматические признаки глаголов)
-ешь,- ит, -ут, -ат -ла, -ло, -ли, -л буду …, будешь…,
-ут, -у, -ем, -им
</font>
<font size="2"> 6.Пятое препятствие. Конструирование текста «В Дворцовом парке» (Звучит тихая музыка)
- Закройте глаза! Аллеи ведут нас в дворцовый парк, который полон
солнечного света, аромата душистых трав и цветов, звонких голосов птиц.
- Откройте глаза! Составьте и запишите небольшой текст о том, что вы
себе представили. Глаголы в предложениях употребляйте в соответствии с
целью своего высказывания.
После выполнения работы учащиеся обмениваются тетрадями, оценивают
составленные тексты. ( 1-2 учащихся читают составленный текст)
</font>
<font size="2"> IY. Итог урока.
</font>
<font size="2">- Чем заинтересовала вас страна Глаголия?
-На какие вопросы сказочных жителей страны вы ответили?
- Можно ли обойтись в речи без глаголов?
- Что нового вы узнали на уроке?
</font>
<font size="2"> Y.Домашнее задание: выписать из текста,
составленного на уроке, глаголы; определить их спряжение; выполнить
морфологический разбор любых трёх глаголов.
Вершинина Наталья Владимировна, учитель 2 категории. ОУ для детей
дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад
№31 г. Сызрань</font>
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вершинина Наталья Владимировна
→ ЧЕВ 04.05.2009 1 16693 2979 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.