Слайд 1
Урок русского языка
в 4 классе
«Ярмарка знаний»
Холостых Людмила Дмитриевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ имени В. М. Комарова
Звёздного городка Московской области
Холостых Людмила Дмитриевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ имени В. М. Комарова
Звёздного городка Московской области.
Урок русского языка в 4-м классе «Ярмарка знаний». Обобщение знаний по темам «Предложение», «Части речи»
Учитель: Холостых Л. Д.
Цели:
Повторить изученный материал по темам «Предложение», «Части речи»
Развивать умение применять изученные орфограммы.
Формировать самостоятельное мышление учащихся.
Формировать познавательные интересы учащихся.
Развивать речь учащихся.
Прививать интерес к русскому языку.
Оборудование:
Ноутбук
Проектор
Ход урока:
Оргмомент.
Дорогие ребята, вы заканчиваете 4-й класс. За 4 года вы получили много знаний в начальной школе. Давайте покажем их сегодня на ярмарке знаний.
2. Работа над лексическим значением слова.
- Что такое ярмарка? Слайд 3-5
- Подберите синонимы к слову «ярмарка» (рынок, базар)
- Прочитайте, как дается определение слова «ярмарка» в толковых словарях. Слайд 6
- Это слово пришло в русский язык из немецкого. Буквально переводится как «яр» - год, «маркт» - рынок, т. е. ежегодный рынок.
В словаре С. И. Ожегова «Ярмарка - большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.» Слайд 6
3. Лавка «Предложение»
Товар на ярмарках в старину продавался в лавках. Давайте и мы с вами зайдем в одну из лавок под названием «Предложение». Слайд 7
- Выберите и спишите сложное предложение:
Весна приближается. Исчезают последние клочки снега в лесу, в оврагах. В озерке урчат лягушки. Цветёт орех. Но его серёжки ещё не покрылись жёлтой пыльцой.
- Можно ли составить сложное предложение, используя данные простые?
- Запишите его, подчеркните основы предложения.
- Проверьте свою работу. Слайд 8
4. Лавка « Имя существительное»
Работа над загадками: Слайд 9
1) Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине огонь да вода. (Самовар)
2) Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается. (Утюг)
3) Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
- Запишите отгадки.
- Что общего у этих слов? ( Имена существительные, стоят в единственном числе, в именительном падеже, нарицательные, неодушевленные)
- В какую лавку мы попали? (Имя существительное)
- Проверьте свою запись. Кто допустил ошибки?
- Какое слово лишнее? ( Ложка – женского рода, 1-го склонения; самовар – сложное слово, в нем 3 слога, утюг – начинается с гласного, самовар – нет парного согласного)
- Как изменяются имена существительные?
- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?
Работа на карточках:
Карточка 1.
Вставь пропущенные буквы. В скобках укажи склонение и падеж существительных. Придумай название рассказу.
________________________________
Лес состоял из огромных дубов и ясеней. Их могучие ств__лы великолепно ч__рнели на прозрачной зелен__ ( ) орешников и рябин. Поднимаясь выше, они стройно рисовались на ясном неб__ ( ). Зяблики проворно бегали по дорожк__ ( ). Осторожный за__ц прокрадывался вдоль опушк__ ( ). Белка прыгала с ветк__ ( ) на ветку ( ).
Фамилия, имя_____________________________________.
Карточка 2.
Вставь пропущенные окончания, укажи склонение, падеж:
Спать в постельк__
Прыгать на постел__
Играть на площадк__
Стоять на площад__
Шел по деревн__
На краю деревн__
Стоял около избушк__
Отдыхал в август__
Фамилия, имя _______________________________
Работа в тетрадях и у доски (3 человека по 1 предложению) Слайд 10
- Ответьте письменно на вопросы:
Где сидели пчёлы? (ветка, сирень)
Где пел скворец? (верхушка, черемуха)
Где росли грибы? (опушка, лес)
- Объясните написание окончаний существительных.
- У кого получились другие предложения?
- Слова каких частей речи вы использовали в предложениях?
- В последнем предложении замените одно существительное однокоренным словом другой части речи, так, чтобы смысл предложения не изменился. (На лесной опушке росли грибы).
- Какая это часть речи?
- В какую лавку мы переходим?
5. Лавка «Имя прилагательное»
Если я права, поднимите руки вверх, пожалуйста.
Прилагательное изменяется по временам.
Прилагательное в предложении – второстепенный член.
А именно, обстоятельство.
Род прилагательного зависит от существительного.
А падеж зависит от глагола.
Во множественном числе прилагательное не изменяется по родам.
Прилагательное отвечает на вопросы где, куда, откуда, как.
Прилагательные обозначают признак предмета.
- Прочитайте текст. Слайд 11-текст.
Я очень люблю это дерево. Люблю прислониться к его стволу. Я могу подолгу любоваться его листьями.
- Понятно ли вам, о каком дереве идет речь?
- Почему?
- Добавьте в этот рассказ такие слова, чтобы было понятно, о каком дереве рассказ. Слайд 11- картинки.
- Прочитайте получившиеся рассказы.
- Как вы проверяли написание окончаний имен прилагательных?
- Для чего в речи используются имена прилагательные.
6. Лавка «Глагол»
- Подберите слово, соответствующее схеме ит
- Что вы можете о нем сказать?
- Что еще вы знаете о глаголах?
Работа над фразеологизмами. Слайд 12
- Прочитайте.
Зарубить на носу.
Бить баклуши.
Заткнуть за пояс.
Водить за нос.
Бездельничать.
Победить.
Запомнить.
Обманывать.
- Какое задание вы можете предложить к этим словам и словосочетаниям.
- Выполните предложенное задание, проверьте его.
- Что общего у глаголов во 2-м столбике? (инфинитив)
- Разделите глаголы из 2-го столбика на группы (по спряжениям)
- Запишите глаголы во 2-м лице единственного числа, выделите окончания.
- Проверьте работу. Слайд 13
Диктант.
Кто вперед смотрит, тот далеко видит.
- Объясните смысл пословицы.
- Что вы можете сказать о глаголах в данном предложении? (глаголы-исключения).
- Назовите все глаголы-исключения.
7. Итог урока.
- Домашнее задание. Составьте рассказ по опорным словам: корова, купец, ярмарка, копейка, веселье. Слайд 14
- Оценивание ответов и письменных работ.
- Какие задания были самыми интересными для вас? Самыми трудными?
- Спасибо за хорошую работу! Слайд 15
Источники материалов:
http://playroom.com.ru/zagadki.php - загадка (ложка)
http://poslovitsi.ru/zagadka.php -загадки (самовар, утюг)
http://www.mosslov.ru- значение слова ярмарка
Автор: Холостых Людмила Дмитриевна
→ mikrik 17.10.2011 5 5353 1066 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.