Тема: «Имя существительное» урок русского языка в 3 классе


Тема: «Имя существительное»

Цель: Знакомство с именем существительным как частью речи.

Задачи:

1. Образовательная – наблюдение за значением имён существительных;

2. Развивающая – развитие памяти и внимания учащихся;

3. Воспитательная – воспитание детей в духе народной культуры.

Оборудование:

карточки, ММУ, компьютер, таблица «Имя существительное».


I. Организация класса

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что ж: «Так держать!

За парты садитесь,

Пора начинать».


II. Чистописание.

Начнём урок с минутки чистописания.

Посмотрите на узор. Воспроизведём этот узор в своих тетрадях. Запишем предложение:

Всякий человек на деле познаётся.

- Как называется это предложение? (пословица)

- Объясните пословицу.

- Кто сочиняет пословицы? (народ)

- Вспомните, к каким произведениям относится пословица? (к устному народному творчеству, фольклору)

- Назовите жанры устного народного творчества (УНТ).

Слайд №2


III. Актуализация знаний.

Учитель: В каждом жанре фольклора своя красота, свой смысл, своя радость, вот народ и хранит их в памяти.

Сегодня на уроке мы будем узнавать часть речи, находить её в произведениях устного народного творчества.

Есть один седой старик,

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлеты,

В тапочки, в слова, в конфеты,

Словом в разные предметы.

- Как вы думаете, с какой частью речи мы будем работать на уроке? (С именем существительным) – щелчок

Слайд №3



- Выбери верное суждение:

Щелчок – Слайд №4


Имя существительное обозначает:

а) признак предмета

б) предмет

в) действие предмета

Имя существительное отвечает на вопросы:

а) кто? Что?

Б) какой? Какая? Какие?

В) что делать? Что сделать?


Работа по учебнику в рубрике «Это важно знать!», стр 131


IV. Работа по теме урока


У: Загадок имею запас и вам предложу их сейчас (щелчок-слайд №5)

Определим, к какой части речи относятся отгадки и запишем их в два столбика.

1 столбик – существительные, отвечающие на вопрос кто?

2 столбик – существительные, отвечающие на вопрос что?


1. То рыжая, то серая,

а названьем белая. (Белка)


Слайд №5 (2-ой щелчок)

Какой вопрос зададим к слову белка? Что это слово означает? Какой частью речи является?


2. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)


Слайд №5 (3-ий щелчок)


3. Растут у нас в лесочке

Лиловые звоночки. (Колокольчики)


Слайд №5 (4-ый щелчок)


4. Гудит мохнатенькая,

Летит за сладеньким (пчела)


Слайд №5 (5-ый щелчок)


5. Нет ног, а хожу,

Нет рта, а скажу:

«Когда спать, когда вставать». (Часы)


Слайд №5 (6-ой щелчок)


6. Утром ходит на четырёх ногах,

В обед – на двух,

Вечером - на трёх. (Человек)


Слайд №5 (7-ой щелчок)


Послушайте запись, и назовите жанр УНТ (звучит запись русской народной песни) (щелчок)


Слайд №6


У: Много имён существительных можно встретить в русских народных песнях, которые сочинялись на посиделках и праздниках. В песни люди вкладывали всю свою душу, талант.


Самостоятельная работа учащихся.

- Выписать из текста песни имена существительные.


Берёза, моя берёзонька,

Берёза, моя белая,

Берёза кудрявая!

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные.

Под тобой, берёзонька,

Травка шелковая.



Слайд №6 (2-ой щелчок)


Проверка: Берёза, берёзонька, листья, травка.


Физминутка. А ну, хватит рассуждать,

Время отдых начинать!


Слайд №7




Учитель: Веселись, играй, да дело знай! Продолжаем нашу работу.

А сколько пословиц сложил русский народ! В пословице заключена народная мудрость. (Щелчок)


- Поставьте правильно слова в пословице.


Слайд №8


В, познаются, беде, друзья.


Слайд №8 (2-ой щелчок)


- Друзья познаются в беде.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? Запишите пословицу в тетрадь, разберите по членам предложения. (Проверка).


Слайд №8 (3-ий щелчок)

Найдите в пословице имена существительные.


- Говоря о жанрах УНТ, нельзя не сказать о потешках.


Слайд №9

Вот одна из них:

«С гуся вода,

С лебедя вода,

А с моего дитя –

Вся худоба».


Назовите имена существительные.


Словарная работа.


Какой самый распространённый жанр УНТ мы любим с детства? (Сказки)

Слайд №10 (1-ый щелчок)


- Послушайте отрывок из сказки и назовите её.

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Назовите героиню сказки. Кому принадлежали эти слова?


Слайд №10 (2-ой щелчок)


Учитель: Слово девочка является словарным, его написание надо запомнить.

Слайд 10 (3-ий и 4-ый щелчки)


- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите безударную гласную.


Слайд №11


Работа по группам в учебнике.

Группа а: упр. 1, стр. 131 (Выписать им. сущ. из первой строчки)

Группа б: упр. 2, стр. 131 (Распределить слова в два столбика из первой строчки)

Группа в: упр. 3, стр. 131 (Выписать одну любую группу слов)


Итог урока:

- С какой частью речи работали на уроке? С первой услышанной в детстве песни, сказки, игры начинается наше знакомство с культурой своего народа. Эта культура следует за нами и во взрослую жизнь. Не забывайте обычаи ваших дедов и прадедов, передавайте их своим детям.

- Запишите домашнее задание.


Слайд №12 (домашнее задание)


Мне хочется поблагодарить вас всех за хорошую работу на уроке. Большое вам спасибо!


Слайд №13

























Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 города Калининска Саратовской области»







План – конспект урока

Слайд 1
Урок русского языка 3 Б класс Учитель начальных классов моу «Сош №1 г. Калининска» Шарыпова Е.В.
Слайд 2
Устное народное творчество загадки пословицы поговорки сказки потешки былины скороговорки песни
Слайд 3
Тема урока: Имя существительное
Слайд 4
Имя существительное обозначает: а) признак предмета б) предмет в) действие предмета отвечает на вопросы: а) кто? что? б) какой? какая? какие? в) что делать? что сделать?
Слайд 5
белка дождь колокольчики пчела человек часы
Слайд 6
Берёза, берёзонька, листья, травка.
Слайд 7
Слайд 8
В, познаются, беде, друзья. сущ. сущ. Друзья познаются в беде.
Слайд 9
С гуся вода, С лебедя вода, А с моего дитя – Вся худоба!
Слайд 10
Запомни! Девочка.
Слайд 11
 А: упр. 1, стр. 131 (выписать им. сущ. из первой строчки)  Б: упр. 2, стр. 131 (распределить слова из первой строчки в два столбика)  В: упр. 3, стр. 131 (выписать одну группу слов)
Слайд 12
Домашнее задание стр. 131 (теория), стр. 131, упр. 1 или 3 (по выбору)
Слайд 13
Молодцы

Полный текст материала Тема: «Имя существительное» урок русского языка в 3 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шарыпова Елена Викторовна  Марика
26.05.2009 3 17206 4261

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК