Слайд 1
Урок русского языка
3 Б класс
Учитель начальных
классов моу «Сош №1
г. Калининска»
Шарыпова Е.В.
Тема: «Имя существительное»
Цель: Знакомство с именем существительным как частью речи.
Задачи:
1. Образовательная – наблюдение за значением имён существительных;
2. Развивающая – развитие памяти и внимания учащихся;
3. Воспитательная – воспитание детей в духе народной культуры.
Оборудование:
карточки, ММУ, компьютер, таблица «Имя существительное».
I. Организация класса
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность.
Что ж: «Так держать!
За парты садитесь,
Пора начинать».
II. Чистописание.
Начнём урок с минутки чистописания.
Посмотрите на узор. Воспроизведём этот узор в своих тетрадях. Запишем предложение:
Всякий человек на деле познаётся.
- Как называется это предложение? (пословица)
- Объясните пословицу.
- Кто сочиняет пословицы? (народ)
- Вспомните, к каким произведениям относится пословица? (к устному народному творчеству, фольклору)
- Назовите жанры устного народного творчества (УНТ).
Слайд №2
III. Актуализация знаний.
Учитель: В каждом жанре фольклора своя красота, свой смысл, своя радость, вот народ и хранит их в памяти.
Сегодня на уроке мы будем узнавать часть речи, находить её в произведениях устного народного творчества.
Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В тапочки, в слова, в конфеты,
Словом в разные предметы.
- Как вы думаете, с какой частью речи мы будем работать на уроке? (С именем существительным) – щелчок
Слайд №3
- Выбери верное суждение:
Щелчок – Слайд №4
Имя существительное обозначает:
а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета
Имя существительное отвечает на вопросы:
а) кто? Что?
Б) какой? Какая? Какие?
В) что делать? Что сделать?
Работа по учебнику в рубрике «Это важно знать!», стр 131
IV. Работа по теме урока
У: Загадок имею запас и вам предложу их сейчас (щелчок-слайд №5)
Определим, к какой части речи относятся отгадки и запишем их в два столбика.
1 столбик – существительные, отвечающие на вопрос кто?
2 столбик – существительные, отвечающие на вопрос что?
1. То рыжая, то серая,
а названьем белая. (Белка)
Слайд №5 (2-ой щелчок)
Какой вопрос зададим к слову белка? Что это слово означает? Какой частью речи является?
2. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
Слайд №5 (3-ий щелчок)
3. Растут у нас в лесочке
Лиловые звоночки. (Колокольчики)
Слайд №5 (4-ый щелчок)
4. Гудит мохнатенькая,
Летит за сладеньким (пчела)
Слайд №5 (5-ый щелчок)
5. Нет ног, а хожу,
Нет рта, а скажу:
«Когда спать, когда вставать». (Часы)
Слайд №5 (6-ой щелчок)
6. Утром ходит на четырёх ногах,
В обед – на двух,
Вечером - на трёх. (Человек)
Слайд №5 (7-ой щелчок)
Послушайте запись, и назовите жанр УНТ (звучит запись русской народной песни) (щелчок)
Слайд №6
У: Много имён существительных можно встретить в русских народных песнях, которые сочинялись на посиделках и праздниках. В песни люди вкладывали всю свою душу, талант.
Самостоятельная работа учащихся.
- Выписать из текста песни имена существительные.
Берёза, моя берёзонька,
Берёза, моя белая,
Берёза кудрявая!
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные.
Под тобой, берёзонька,
Травка шелковая.
Слайд №6 (2-ой щелчок)
Проверка: Берёза, берёзонька, листья, травка.
Физминутка. А ну, хватит рассуждать,
Время отдых начинать!
Слайд №7
Учитель: Веселись, играй, да дело знай! Продолжаем нашу работу.
А сколько пословиц сложил русский народ! В пословице заключена народная мудрость. (Щелчок)
- Поставьте правильно слова в пословице.
Слайд №8
В, познаются, беде, друзья.
Слайд №8 (2-ой щелчок)
- Друзья познаются в беде.
Как вы понимаете смысл этой пословицы? Запишите пословицу в тетрадь, разберите по членам предложения. (Проверка).
Слайд №8 (3-ий щелчок)
Найдите в пословице имена существительные.
- Говоря о жанрах УНТ, нельзя не сказать о потешках.
Слайд №9
Вот одна из них:
«С гуся вода,
С лебедя вода,
А с моего дитя –
Вся худоба».
Назовите имена существительные.
Словарная работа.
Какой самый распространённый жанр УНТ мы любим с детства? (Сказки)
Слайд №10 (1-ый щелчок)
- Послушайте отрывок из сказки и назовите её.
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Назовите героиню сказки. Кому принадлежали эти слова?
Слайд №10 (2-ой щелчок)
Учитель: Слово девочка является словарным, его написание надо запомнить.
Слайд 10 (3-ий и 4-ый щелчки)
- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите безударную гласную.
Слайд №11
Работа по группам в учебнике.
Группа а: упр. 1, стр. 131 (Выписать им. сущ. из первой строчки)
Группа б: упр. 2, стр. 131 (Распределить слова в два столбика из первой строчки)
Группа в: упр. 3, стр. 131 (Выписать одну любую группу слов)
Итог урока:
- С какой частью речи работали на уроке? С первой услышанной в детстве песни, сказки, игры начинается наше знакомство с культурой своего народа. Эта культура следует за нами и во взрослую жизнь. Не забывайте обычаи ваших дедов и прадедов, передавайте их своим детям.
- Запишите домашнее задание.
Слайд №12 (домашнее задание)
Мне хочется поблагодарить вас всех за хорошую работу на уроке. Большое вам спасибо!
Слайд №13
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 города Калининска Саратовской области»
План – конспект урока
Автор: Шарыпова Елена Викторовна
→ Марика 26.05.2009 3 17206 4261 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.