Урок русского языка "Введение понятия "сложные слова" Образование сложных слов"
Карточки для индивидуальной работы
Фамилия. Имя.____________________________________
1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
К...нфета, п...года, вет...р, р...кета, с...кунда.
2. Запиши 4 – 5 неодушевлённых существительных с двойными согласными
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Допиши по 2 – 3 однокоренных слова к данным.
дождливая - ______________________________________________
рисовали - ________________________________________________
белка - _______________________________________________
Фамилия. Имя.____________________________________
1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
П...нгвин, ...нот, св...ристель, ж...раф, к...рова.
Запиши, на какую тему словарные слова_______________________
2. Запиши 4-5 одушевлённых существительных с двойными согласными
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Из данных слов составь и запиши предложение. Подчеркни главные члены предложения.
Алла, музыкальную, посещает, школу.
_________________________________________________
Карточки для парной работы
скоро + варить ___________________
тело + греть ____________________
броня + жилет ______________________
мухи + ловить ______________________
мухи + морить _______________________
пешком + ходить _____________________
белый + город ________________________
лёд + колоть _________________________
пчёлы + водить _______________________
пар + ходить _______________________
сладости + есть _______________________
снег + ходить ________________________
хор + водить _________________________
верх + лазить _________________________
вертеть + шея ___________________________
лист + падать ___________________________
мухи + морить _________________________
пуля + метать __________________________
лежать + бок __________________________
Луна + ходить _________________________
книги +любить ___________________________
молния + отводить _______________________
кофе + варить ___________________________
сено + косить ___________________________
Тема: введение понятия «сложные слова», образование сложных слов.
Цели: создать условия, при которых учащиеся смогут открыть новый способ образования слов – сложение основ;
развивать умения применять приобретённые знания на практике, развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы,
закреплять знания учащихся по изученным темам; воспитывать интерес к родному языку, навыки культуры общения на уроке.
Оборудование: презентация, индивидуальные карточки, карточки для парной работы, запись на доске.
Организационный
этап Слайд 2
Мы
в путь за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку,
фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути
никуда не свернём!
– Итак, в путь!
Проверка домашней работы. Работа по карточкам 1. Коллективная проверка упр. 166 петух мяч голубь курица телеграмма 2. Индивидуальная работа по карточкам (6 человек)
Чистописание
1.
Повторение
правил письма
Тетрадь
с наклоном положу,
Ручку правильно
держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За
работу я возьмусь!
2.
Грамматическая игра «Буква в слове»
В слове
ИМЯ - одна, МИМИКА – 2, в слове - МИЛЛИГРАММ
– 3, а в слове КИТ – нет. Буква - м
2.
Анализ образца учителя
3. Самостоятельная запись слогов
и слов
Мм Ммм Ммм Ми Мя Му ум му рм мр мш
шм
мечта Михалков
аромат медленно
4.
Грамматическая игра «4 лишнее»
Из
4 слов назвать лишнее слово по какому –
либо грамматическому признаку.
Слово
мечта – 2 слога, Михалков – имя
собственное, аромат – начинается с
гласной буквы и не с м, медленно – наречие
и с удвоенной согласной.
Словарная работа Слайд 3 - 4 Проверить знания учащихся по предыдущей теме «Слова с двойными согласными» Разделить слова на 2 группы и вставить пропущенные буквы. Ванна, классный, русский, шоссе, магазинный, аллея, хоккей, рябинная, Россия. 1 группа: ванна, шоссе, аллея, хоккей, Россия (существительные) 2 группа: классный, русское, магазинный, рябинная (прилагательные)
Введение в тему
урока Слайд 5 – 6 – 7 – 8 - 9
1.
Работа над
загадками
а)
Богатырь
стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню
— земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку
– орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку
– малиной,
А Васю -хворостиной.
б) Небольшой лес
в) Он
природу охраняет,
Браконьеров
прогоняет,
А зимою у кормушек
В
гости ждёт лесных зверюшек
г) Сказочное существо,
живущее в лесу
д) Судно или грузовая
машина для перевозки леса
лес - лесок – лесник
– лесовичок – лесовоз
2.
Наблюдение над группой слов. Выделение
общего грамматического
признака
Слайд
10 - 11
- Что
общего в словах? - Назовите корень
– При помощи чего образовано слово
лесок? - Лесник? - Лесовичок?
- Какой корень в слове лесовоз?
- Что означает слово?
- Сколько слов нам
понадобилось, чтоб понять слово?
- Удивительное
слово! Состоит из 2 основ и в данном
случае основы совпадают с корнями.
– Как вы думаете,
как называются эти слова? А как проверить
догадки?
Изучение нового материала 1. Знакомство с новым определением в учебнике с. 72 Слайд 12 2. Наблюдение над группой слов пароход, самокат, землекоп, пылесос - При помощи каких слов образовано каждое слово? - Какими буквами соединены? 3. Вывод. Работа над правилом в учебнике с. 92 4. Комментированное выполнение упр. 171 5. Самостоятельное выполнение упр. 173 Закрепление нового материала 1. Образование сложных слов по таблице Слайд 13 - 14 водопад, звездопад, снегопад, камнепад 2. Парная работа Учащиеся работают в парах 2-3 минуты, затем учитель читает определение слова, а ученик называет сложное слово, которое они образовали. - Человек, употребляющий много сладостей. - Птица, которая часто вертит шеей. - Человек, занимающийся разведением пчёл. - Гриб, настолько ядовитый, что умирают даже мухи. - Бездельник, который постоянно лежит на боку. – Птичка с ярко красным хвостом, который дрожит как огонёк. - Русская народная игра - пляска, в которой участвует много человек. - Кастрюля, в которой быстро варится. – Жилет, который защищает военных от пуль - Город среди белых гор - Человек, любящий читать. – Прибор, при помощи которого варят кофе. 3. Грамматическая игра «Изобретатель» Слайд 15 - Когда немного подрасту, - Сказал мне мой приятель. - Для мамы я изобрету Настолонакрыватель. Потом я сделаю чертёж, Сказал изобретатель.
- А что ещё изобретёшь? Обедоподаватель. Посуду будет вытирать Посудовытиратель. - А кто осколки подбирать Осколоподбиратель! - Какие сложные слова образовал герой стихотворения? - При помощи каких слов они образованы?
Повторение изученного материала 1. Грамматическая игра «Общий грамматический признак» На доске в столбик записаны слова ключ и мята. Определив грамматический признак слов ( род, число), записать слова такого же рода и числа, которые начинаются на буквы в данном слове. 1 вариант ключ (м.р. ед.число) 2 вариант мята (ж.р. ед.число) к – кит м – машина л - луч я – яблоня ю - юг т - тишь ч -человек а - астра
Итог урока. Рефлексия
Задание на дом: прав.с 92 . упр. 172
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каменева Татьяна Анатольевна
→ KTAa 18.11.2011 4 8130 1888 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.