Урок русского языка "Введение понятия "сложные слова" Образование сложных слов"


Карточки для индивидуальной работы

Фамилия. Имя.____________________________________

1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

К...нфета, п...года, вет...р, р...кета, с...кунда.

2. Запиши 4 – 5 неодушевлённых существительных с двойными согласными

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Допиши по 2 – 3 однокоренных слова к данным.

дождливая - ______________________________________________

рисовали - ________________________________________________

белка - _______________________________________________


Фамилия. Имя.____________________________________

1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

П...нгвин, ...нот, св...ристель, ж...раф, к...рова.

Запиши, на какую тему словарные слова_______________________

2. Запиши 4-5 одушевлённых существительных с двойными согласными

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Из данных слов составь и запиши предложение. Подчеркни главные члены предложения.

Алла, музыкальную, посещает, школу.

_________________________________________________




Карточки для парной работы


скоро + варить ___________________

тело + греть ____________________


броня + жилет ______________________

мухи + ловить ______________________


мухи + морить _______________________

пешком + ходить _____________________


белый + город ________________________

лёд + колоть _________________________


пчёлы + водить _______________________

пар + ходить _______________________


сладости + есть _______________________

снег + ходить ________________________


хор + водить _________________________

верх + лазить _________________________


вертеть + шея ___________________________

лист + падать ___________________________


мухи + морить _________________________

пуля + метать __________________________


лежать + бок __________________________

Луна + ходить _________________________


книги +любить ___________________________

молния + отводить _______________________


кофе + варить ___________________________

сено + косить ___________________________




Тема: введение понятия «сложные слова», образование сложных слов.

Цели: создать условия, при которых учащиеся смогут открыть новый способ образования слов – сложение основ;

развивать умения применять приобретённые знания на практике, развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы,

закреплять знания учащихся по изученным темам; воспитывать интерес к родному языку, навыки культуры общения на уроке.

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки, карточки для парной работы, запись на доске.

Организационный этап Слайд 2 Мы в путь за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём! – Итак, в путь!

Проверка домашней работы. Работа по карточкам 1. Коллективная проверка упр. 166 петух мяч голубь курица телеграмма 2. Индивидуальная работа по карточкам (6 человек)

Чистописание 1. Повторение правил письма Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
2. Грамматическая игра «Буква в слове» В слове ИМЯ - одна, МИМИКА – 2, в слове - МИЛЛИГРАММ – 3, а в слове КИТ – нет. Буква - м 2. Анализ образца учителя 3. Самостоятельная запись слогов и слов Мм Ммм Ммм Ми Мя Му ум му рм мр мш шм мечта Михалков аромат медленно 4. Грамматическая игра «4 лишнее» Из 4 слов назвать лишнее слово по какому – либо грамматическому признаку. Слово мечта – 2 слога, Михалков – имя собственное, аромат – начинается с гласной буквы и не с м, медленно – наречие и с удвоенной согласной.

Словарная работа Слайд 3 - 4 Проверить знания учащихся по предыдущей теме «Слова с двойными согласными» Разделить слова на 2 группы и вставить пропущенные буквы. Ванна, классный, русский, шоссе, магазинный, аллея, хоккей, рябинная, Россия. 1 группа: ванна, шоссе, аллея, хоккей, Россия (существительные) 2 группа: классный, русское, магазинный, рябинная (прилагательные)

Введение в тему урока Слайд 5 – 6 – 7 – 8 - 9 1. Работа над загадками а) Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной,
А Васю -хворостиной.
б) Небольшой лес в) Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек
г) Сказочное существо, живущее в лесу д) Судно или грузовая машина для перевозки леса лес - лесок – лесник – лесовичок – лесовоз 2. Наблюдение над группой слов. Выделение общего грамматического признака Слайд 10 - 11 - Что общего в словах? - Назовите корень – При помощи чего образовано слово лесок? - Лесник? - Лесовичок? - Какой корень в слове лесовоз? - Что означает слово? - Сколько слов нам понадобилось, чтоб понять слово? - Удивительное слово! Состоит из 2 основ и в данном случае основы совпадают с корнями. – Как вы думаете, как называются эти слова? А как проверить догадки?

Изучение нового материала 1. Знакомство с новым определением в учебнике с. 72 Слайд 12 2. Наблюдение над группой слов пароход, самокат, землекоп, пылесос - При помощи каких слов образовано каждое слово? - Какими буквами соединены? 3. Вывод. Работа над правилом в учебнике с. 92 4. Комментированное выполнение упр. 171 5. Самостоятельное выполнение упр. 173 Закрепление нового материала 1. Образование сложных слов по таблице Слайд 13 - 14 водопад, звездопад, снегопад, камнепад 2. Парная работа Учащиеся работают в парах 2-3 минуты, затем учитель читает определение слова, а ученик называет сложное слово, которое они образовали. - Человек, употребляющий много сладостей. - Птица, которая часто вертит шеей. - Человек, занимающийся разведением пчёл. - Гриб, настолько ядовитый, что умирают даже мухи. - Бездельник, который постоянно лежит на боку. – Птичка с ярко красным хвостом, который дрожит как огонёк. - Русская народная игра - пляска, в которой участвует много человек. - Кастрюля, в которой быстро варится. – Жилет, который защищает военных от пуль - Город среди белых гор - Человек, любящий читать. – Прибор, при помощи которого варят кофе. 3. Грамматическая игра «Изобретатель» Слайд 15 - Когда немного подрасту, - Сказал мне мой приятель. - Для мамы я изобрету Настолонакрыватель. Потом я сделаю чертёж, Сказал изобретатель.

- А что ещё изобретёшь? Обедоподаватель. Посуду будет вытирать Посудовытиратель. - А кто осколки подбирать Осколоподбиратель! - Какие сложные слова образовал герой стихотворения? - При помощи каких слов они образованы?

Повторение изученного материала 1. Грамматическая игра «Общий грамматический признак» На доске в столбик записаны слова ключ и мята. Определив грамматический признак слов ( род, число), записать слова такого же рода и числа, которые начинаются на буквы в данном слове. 1 вариант ключ (м.р. ед.число) 2 вариант мята (ж.р. ед.число) к – кит м – машина л - луч я – яблоня ю - юг т - тишь ч -человек а - астра

Итог урока. Рефлексия


Задание на дом: прав.с 92 . упр. 172

Слайд 1
Каменева Татьяна Анатольевна МОУ «СОШ № 1» г.Валуйки Белгородской области
Слайд 2
В путь, за знаниями!
Слайд 3
Раздели слова на 2 группы Ва...а, кла...ный, ру...кий, ш...се, м...газинный, а...ея, х...ккей, р...бинная, Р...ссия
Слайд 4
Проверка ванна шоссе аллея хоккей Россия классный русский магазинный рябинная
Слайд 5
лес
Слайд 6
лесок
Слайд 7
лесник
Слайд 8
лесовичок
Слайд 9
лесовоз
Слайд 10
лес лесок лесник лесовичок лесовоз
Слайд 11
лес + возить лесовоз
Слайд 12
Сложные слова
Слайд 13
Образуй сложные слова вода звезда снег камни падать
Слайд 14
Проверка водопад звездопад снегопад камнепад
Слайд 15
Изобретатель - Когда немного подрасту, Сказал мне мой приятель. - Для мамы я изобрету Потом я сделаю чертёж, - Сказал изобретатель. - А что ещё изобретёшь? Посуду будет вытирать - А кто осколки подбирать? осколоподбиратель посудовытиратель настолонакрыватель обедоподаватель
Слайд 16
Интернет - ресурсы 1. http://1narutorola.ucoz.ru/forum/31-60-1 Лес 2. http://stranafoto.narod.ru/foto.htm Лесок 3. http://www.vmurmanske.ru/События/Описание/ Центральная_детская_библиотека/2011 Лесник 4. http://www.podarim-vam.ru/index.php?productID=7996 Лесовичок 5. http://www.tomovl.ru/transportation/perevozki_construction http://fotki.yandex.ru/users/taxi-17/view/294725/ Лесовоз 6. http://planeta-oblepihi.ru/vypusknoj-v-detskom-sadu-medalkiramki 7. http://www.allforchildren.ru/pictures/school.php 1-2 слайды

Полный текст материала Урок русского языка "Введение понятия "сложные слова" Образование сложных слов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каменева Татьяна Анатольевна  KTAa
18.11.2011 4 8130 1888

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК