Конспект урока "Полет на космическую орбиту", 2 класс
Номинация конкурса:
Лучшая методическая разработка проведения «Урока письма»
Составитель: учитель
начальных классов
Масленок С.Г.
г. Кингисепп
2011 год
Тип урока: 1.Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
2. Урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, обучить приемам написания письма.
Задачи урока: 1. Обучающая:
формировать умения и навыки организованной речи в эпистолярном жанре (письмо);
формировать навыки использования языковых особенностей жанра;
совершенствовать умение владеть русским языком
2. Развивающая:
продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;
продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения;
3. Воспитательная:
формировать эстетический вкус к слову;
содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
направить деятельность учащихся на создание творческого продукта
Форма урока: творческая мастерская.
Творческий продукт: письмо на космическую орбиту.
Оборудование: компьютер, личные письма, словарь, , иллюстрации к теме « Космос».
Эпиграф:
Я письмо держу в руке!
Значит, кто-то вдалеке
Захотел его писать
Чтобы мне его прислать
.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. а) Мотивация.
Слово учителя:
- Ребята, у нас сегодня не просто урок, а необычный урок – урок письма , послания.
Вы знаете, дети , как давно люди пишут письма? Зачем они это делают? И почему письмо считается одним из самых удивительных литературных жанров? Давайте попробуем ответить сегодня на эти вопросы.
- У меня в руках шкатулка, которая мне очень дорога. В ней хранятся письма. Некоторым уже более 15- ти лет, другие я получила недавно. Думаю, вы сможете ответить, почему я так берегу их? (Во-первых, их писали дорогие мне люди, делились со мной радостными и печальными известиями, во-вторых, в них отражены события моей жизни и жизни моих современников, то есть время. Письма – это отблеск давних событий.).
- Вы видите, ребята, что больше писем старых, они пожелтели от времени. А свежих совсем мало. Что вы на это скажете?( Сейчас мало кто пишет письма)
- Письма – это способ общения на расстоянии. Можно ли современному человеку обойтись без писем?
(Ребята высказывают разные мнения)
, - Безусловно, достижение научно-технического прогресса постепенно вытесняет роль письма в нашей жизни. Порой действительно легче позвонить другу или послать SMS и сообщить о каком–то важном событии в твоей жизни, чем написать письмо об этом.
И все-таки… чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).
- Умеете ли вы писать письма? Безусловно, каждый ответит утвердительно. А интересные необычные письма?
Б) Постановка цели.
Вот этому сегодня мы будем учиться на нашем уроке. Это самая главная наша цель. И тема нашего занятия: «Как написать письмо».
Вы пройдете несколько этапов: с алгоритмом написания письма и правилами его оформления, с языковыми особенностями жанра. А в конце нашей работы должен выйти творческий продукт, написанное вами письмо – интересное, эмоциональное, информативное.
Этап 1. Новый материал. Работа с текстом.
Сообщение ученика: Письма люди писали друг другу еще издавна, потому что всегда была потребность в общении. Если мы захотим узнать об истории письма, то мы будем удивлены разнообразием форм, размеров посланий, которые отправляли друг другу наши предки, и даже материалов, которые использовались в процессе написания. Можно упомянуть и о папирусе, и о пергаменте, и о глиняных дощечках, и бамбуковых палках, бересте, черепках и о многом, многом другом.
Лексическая работа. Отгадайте загадки.
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею. (конверт)
Сбоку - марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.(письмо)
Я синего цвета,
Вишу на стене.
И много приветов
Хранится во мне. (почтовый ящик)
- Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)
- Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).
- Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон).
Скажите , в каком случае легче написать послание? Конечно, в том случае, если он знает к кому обращается.
Адресат – тот, кому адресовано письмо, получатель.
Адресант – тот, кто пишет письмо, отправитель.
И ещё два слова, без которых не обходится ни одно письмо:
Здравствуйте , добрый день и т.д.
До свидания – до скорого свидания.
Этап 2. План написания письма.
1. Приветствие или обращение к адресату:
А) Добрый день, дорогой сын!
Б) Здравствуй, любимая моя мамочка!
2. Основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым, изложение информации, интересующей адресата).
3. Заключение (выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания)
А) Желаю тебе здоровья, добра, счастья. Целую тебя.
Твой отец.
Б) До свидания. Желаю вам счастливого пути.
Твой друг.
4. Дата и место написания письма.
2011 год город Кингисепп.
Ребята, 20011 год – Год российской космонавтики. Эта тема интересная , разносторонняя Давайте попробуем на нашем уроке раскрыть ее через послание на тему: «Письмо на космическую орбиту».
Мой воспитанник Никита Кузьмин выбрал героями для письма собак, ,побывавших в космосе – легендарных Белку и Стрелку.
Этап 3. Практическая работа
На каждом столе письмо. (Письмо прилагается) Задание: прочитайте письмо, ответьте на поставленные вопросы .
Прочитайте выразительно письмо.
Дайте связный ответ на вопросы:
Понравилось ли вам это письмо, ребята? В чем его необычность?
Назовите адресата и адресанта письма.
Это письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба или благодарственное письмо?
С помощью каких слов и выражений автор письма передаёт своё чувство уважения и благодарности ?
Учитель: Письмо необычное. Ученик как бы переживает за этот полет в этом письме в прошлое. Это письмо- надежда, что всё с ними будет хорошо, ничего плохого не случится ( мы из истории знаем , что были неудачные ,трагические полеты).Этот полет закончится успешно , собачки благополучно вернутся на Землю. Белка и Стрелка внесли неоценимый вклад для нашей науки , для нашего будущего.
вам, мои юные друзья!»
Этап 4. Написание творческой работы «Письмо на космическую орбиту»
Мы переходим к заключительной части нашего занятия – творческой работе .
- Согласны ли вы с тем, что аккуратно оформленное письмо производит хорошее впечатление о пишущем? Постарайтесь писать чисто и аккуратно. Тем самым вы проявите вежливость к читающему.
- Ребята, что нужно знать и уметь, чтобы письмо дошло до адресата? ( знать точный адрес и уметь подписывать конверт)
Правила оформления письма( разложить на парты в качестве памятки).
5. Контроль. Чтение работ. Выставление оценок.
6. Подведение итогов урока.
- Ребята, подведем итоги нашей работы. Скажите, что нового вы узнали сегодня?
- Чему научились?
.Сегодня вы многое узнали об истории письма, об особенностях этого жанра, познакомились с правилами написания письма .
Урок письма проходит в нашей стране ежегодно, это стало уже традицией. Поэтому мы тоже постараемся принять участие и в следующем году. Вы уже подрастете за лето, накопите знаний, станете взрослее и умнее . .А пока – спасибо за работу на уроке. Желаю удачи!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Масленок Светлана Григорьевна
→ massvet67 20.11.2011 1 3151 663 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.