Слайд 1
Урок риторики. 1 класс
Тема «Слово веселит, радует,
огорчает»
Галкина Ольга Александровна,
учитель начальных классов ГОУ
СОШ № 139,
Санкт-Петербург
Урок по риторике
Тема «Слово веселит, огорчает, утешает…»
ГОУ СОШ №139
Учитель начальных классов
Галкина О.А.
Санкт-Петербург
2011
Слово веселит,огорчает,утешает…
Цель: познакомить детей с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства, поведение людей.
Основные виды учебной деятельности:
1.Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.
2.Объяснять, что словом можно влиять на людей-поднять настроение,огорчить, утешить.
Ход урока
I.Постановка цели урока.
-Ребята, на уроках обучения грамоте мы с вами изучаем буквы, составляем из них слова. А знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса?
-Что можно сделать при помощи слова?
(Обидеть, расмешить, огорчить, утешить…)
- Давайте проверим.
II. Анализ речевых ситуаций.
Слово веселит.
-Когда вам хочется посмеяться, о ком вы сразу вспоминаете?
Конечно о клоунах-самых веселых людей на земле.
А в старину их называли скоморохами. Была еще игрушка по имени Петрушка.
Показ СЛАЙДОВ №1, №2 -Что общего?
-Послушайте стих. Э. Мошковской «Петрушка».(выступает ученик)
Эй, Петрушка,
Наш Петрушка,
Развеселая игрушка-
Тонкий голос,
Рыжий волос,
Озорные глазки-
Расскажи
Сказки!
Расскажи,
Насмеши,
Покажи
Сказки!
Где Петрушка-
Там и смех.
Ты, Петрушка,
Лучше всех!
Ты плясун,
Ты певун,
Ты веселый
Говорун!
Всем хорош!
Всем хорош!
Ты тряпичный?
Ну и что ж.
Если весело с тобой-
Значит ты живой!
-Ребята, к нам сегодня в гости пришел не тряпичный, а живой Петрушка.
-Эй, Петрушка , выходи и народ наш расмеши!
Выходит в костюме Петрушки ученик.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон.
Избы убежали из деревни вон!
-Ничего странного в «стишке» Петрушки вы не заметили?
-Такие веселые стихи называются ПЕРЕВЕРТЫШИ.
Показ СЛАЙДА №3
Чтение перевертышей.(читают наизусть 2 ученика)
*** ***
Чепуха, чепуха, Рано утром, вечерком,
Это просто враки! Поздно на рассвете
«Куры съели петуха,»- Едет барышня пешком
Говорят собаки. В ситцевой карете.
-Как вы думаете, кто придумывал эти перевертыши?
-Перевертыши относятся к УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ.
-Вспомните, что еще относится к устному народному творчеству?
-Многим людям нравится слушать перевертыши. К таким веселым людям относился и этот писатель.
Показ СЛАЙДА № 4
- Кто узнал?
-Кто знает полное И.О.?
-Как пишутся И.Ф.О. людей?
-Как назвается произведение, где все перепуталось?
-Чтение ПУТАНИЦЫ. ( учитель)
Дети договаривают хором.
- Ребята, а давайте ,и мы с вами попробуем сочинить ПЕРЕВЕРТЫШИ.
(Работа по группам).
2.Слово огорчает
-Бывают в жизни и огорчения. Иногда, не подумав, можно обидеть небрежным словом, грубостью. Помните , как провел свой 1 день жизни дер. мальчик Буратино?
СЛАЙД № 5
-Что сказал Буратино? …Сверчок?
-Почему Сверчок не ответил грубостью?
-Что он сделал? (дал полезный совет)
-Очень трудно бывает человеку исправить допущенную ошибку. Есть у нашего народа такие пословицы:
СЛАЙД №6
3.Слово утешает.
-Когда человек огорчен, обижен, ему трудно справиться с плохим настроением, то почти всегда на помощь приходит ……(мама, друг…)
-Закончите стихотворение .
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик….
-Кто автор?
-Агния Львовна Барто.
-Перестанет наша Таня плакать?
Недаром говорят: « Доброе слово лечит , а худое калечит».
-Ребята, как в пословицах постоянно называют «плохое» слово? (худое)
-Сейчас вам ребята покажут сказку . Я думаю, вы сразу ее узнаете.
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ « КУРОЧКА РЯБА»
-Удалось курочке утешить бабку с дедкой?
-Как бы ты утешил бабу и деда?
III.Обобщение.
-Что можно сделать при помощи слова?
СЛАЙД №7
-Поэтому прежде ,чем сказать- подумай, не обидите ли вы человека?
IV.Подведение итогов.
-Что на уроке узнали нового, чего раньше не знали?
-Что больше всего понравилось?
Литература:
1.
1.Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская ,Р.И.Никольская,Г.И.Сорокина.
Детская риторика в рассказах и рисунках.1 класс .Часть 1.
-М.: «БАЛААСС», 2011.
2. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская.
Уроки риторики в школе.
-М.: «БАЛААСС», 2011.
5. http://www.forumchata.ru/igry-do-goda/5-poteshki/439-perevertyshi.html
6.http://clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml?item_no=312509
|
|
|
8.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0&stype=image
Автор: Галкина Ольга Александровна
→ olyagalka 07.12.2011 2 11737 1439 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.