Риторика. "Слово веселит, радует,огорчает..." 1 класс .






Урок по риторике

Тема «Слово веселит, огорчает, утешает…»







ГОУ СОШ №139

Учитель начальных классов

Галкина О.А.









Санкт-Петербург

2011



Слово веселит,огорчает,утешает…

Цель: познакомить детей с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства, поведение людей.

Основные виды учебной деятельности:

1.Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

2.Объяснять, что словом можно влиять на людей-поднять настроение,огорчить, утешить.

Ход урока

I.Постановка цели урока.

-Ребята, на уроках обучения грамоте мы с вами изучаем буквы, составляем из них слова. А знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса?

-Что можно сделать при помощи слова?

(Обидеть, расмешить, огорчить, утешить…)

- Давайте проверим.

II. Анализ речевых ситуаций.

  1. Слово веселит.

-Когда вам хочется посмеяться, о ком вы сразу вспоминаете?

Конечно о клоунах-самых веселых людей на земле.

А в старину их называли скоморохами. Была еще игрушка по имени Петрушка.

Показ СЛАЙДОВ №1, №2 -Что общего?

-Послушайте стих. Э. Мошковской «Петрушка».(выступает ученик)

Эй, Петрушка,

Наш Петрушка,

Развеселая игрушка-

Тонкий голос,

Рыжий волос,

Озорные глазки-

Расскажи

Сказки!

Расскажи,

Насмеши,

Покажи

Сказки!

Где Петрушка-

Там и смех.

Ты, Петрушка,

Лучше всех!

Ты плясун,

Ты певун,

Ты веселый

Говорун!

Всем хорош!

Всем хорош!

Ты тряпичный?

Ну и что ж.

Если весело с тобой-

Значит ты живой!

-Ребята, к нам сегодня в гости пришел не тряпичный, а живой Петрушка.

-Эй, Петрушка , выходи и народ наш расмеши!

Выходит в костюме Петрушки ученик.



Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон.

Избы убежали из деревни вон!



-Ничего странного в «стишке» Петрушки вы не заметили?

-Такие веселые стихи называются ПЕРЕВЕРТЫШИ.

Показ СЛАЙДА №3

  • Чтение перевертышей.(читают наизусть 2 ученика)

*** ***

Чепуха, чепуха, Рано утром, вечерком,

Это просто враки! Поздно на рассвете

«Куры съели петуха,»- Едет барышня пешком

Говорят собаки. В ситцевой карете.

-Как вы думаете, кто придумывал эти перевертыши?

-Перевертыши относятся к УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ.

-Вспомните, что еще относится к устному народному творчеству?

-Многим людям нравится слушать перевертыши. К таким веселым людям относился и этот писатель.

Показ СЛАЙДА № 4

- Кто узнал?

-Кто знает полное И.О.?

-Как пишутся И.Ф.О. людей?

-Как назвается произведение, где все перепуталось?

-Чтение ПУТАНИЦЫ. ( учитель)

Дети договаривают хором.

- Ребята, а давайте ,и мы с вами попробуем сочинить ПЕРЕВЕРТЫШИ.

(Работа по группам).

2.Слово огорчает

-Бывают в жизни и огорчения. Иногда, не подумав, можно обидеть небрежным словом, грубостью. Помните , как провел свой 1 день жизни дер. мальчик Буратино?

СЛАЙД № 5

-Что сказал Буратино? …Сверчок?

-Почему Сверчок не ответил грубостью?

-Что он сделал? (дал полезный совет)

-Очень трудно бывает человеку исправить допущенную ошибку. Есть у нашего народа такие пословицы:

СЛАЙД №6



3.Слово утешает.

-Когда человек огорчен, обижен, ему трудно справиться с плохим настроением, то почти всегда на помощь приходит ……(мама, друг…)

-Закончите стихотворение .

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик….

-Кто автор?

-Агния Львовна Барто.

-Перестанет наша Таня плакать?

Недаром говорят: « Доброе слово лечит , а худое калечит».

-Ребята, как в пословицах постоянно называют «плохое» слово? (худое)

-Сейчас вам ребята покажут сказку . Я думаю, вы сразу ее узнаете.

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ « КУРОЧКА РЯБА»

-Удалось курочке утешить бабку с дедкой?

-Как бы ты утешил бабу и деда?

III.Обобщение.

-Что можно сделать при помощи слова?

СЛАЙД №7

-Поэтому прежде ,чем сказать- подумай, не обидите ли вы человека?

IV.Подведение итогов.

-Что на уроке узнали нового, чего раньше не знали?

-Что больше всего понравилось?





Литература:

1.

1.Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская ,Р.И.Никольская,Г.И.Сорокина.

Детская риторика в рассказах и рисунках.1 класс .Часть 1.

-М.: «БАЛААСС», 2011.

2. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская.

Уроки риторики в школе.

-М.: «БАЛААСС», 2011.

3. www.lenagold.ru

4.http://images.yandex.ru/yandsearch?p=15&text=%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%BD%D1%8B+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8&rpt=image&img_url=airbrush.at.ua%2F_fr%2F0%2Fs4893755.jpg&ed=1

5. http://www.forumchata.ru/igry-do-goda/5-poteshki/439-perevertyshi.html

6.http://clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml?item_no=312509

7.http://el-meridian.ru/books/cat/17/10/




8.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0&stype=image









Слайд 1
Урок риторики. 1 класс Тема «Слово веселит, радует, огорчает» Галкина Ольга Александровна, учитель начальных классов ГОУ СОШ № 139, Санкт-Петербург
Слайд 2
Клоун Скоморохи
Слайд 3
Петрушка
Слайд 4
Перевёртыши
Слайд 5
Корней Иванович Чуковский
Слайд 6
Буратино: «Здесь я хозяин, убирайся вон!» Что почувствовал старый сверчок, услышав слова Буратино? Сверчок: «Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я прожил сто лет.»
Слайд 7
Пословицы и поговорки • Худое слово и сладким мёдом не запьёшь. • От худого слова – да на век ссора. • Доброе слово лечит, а худое калечит.
Слайд 8
Слайд 9
Использованные материалы. • www.lenagold.ru • .http://images.yandex.ru/yandsearch?p=15&text=%D0%BA%D0%BB%D0%BE %D1%83%D0%BD%D1%8B+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA %D0%B8&rpt=image&img_url=airbrush.at.ua%2F_fr%2F0%2Fs4893755.jpg&ed=1 • • • • . http://www.forumchata.ru/igry-do-goda/5-poteshki/439-perevertyshi.html http://clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml?item_no=312509 .http://el-meridian.ru/books/cat/17/10/ .http://images.yandex.ru/yandsearch?text= %D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE %20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0&stype=image

Полный текст материала Риторика. "Слово веселит, радует,огорчает..." 1 класс . смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галкина Ольга Александровна  olyagalka
07.12.2011 2 11737 1439

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК