Слайд 1
Урок -путеш ествия
Понятие о
местоимении
Урок русского языка в 4 классе
Работу выполнила Мордвинова С.Н.
учитель нач. кл. МОУ Азёвская СОШ
Агрызский район Республика Татарстан
С.Н. Мордвинова, учитель начальных классов
МОУ Азевская СОШ Агрызский район Республика Татарстан
Тема: Понятие о местоимении (урок – путешествия)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
4 класс русский язык по учебнику Т.Г.Рамзаевой
Цели:
Способствовать развитию умения находить местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи;
Задачи:
Ознакомить учащихся с понятием личные местоимения;
актуализировать мыслительную деятельность;
работать над созданием положительной мотивации к учению;
Содействовать воспитанию культуры речи.
Оборудование:
ПК (показ презентации)
Учебник русского языка 4 класс (2 часть, стр 49) под ред. Рамзаевой Т.Г.
Школьно-орфографический словарь Н.Т.Баранов
Магниты
Ход урока.
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Урок сопровождается показом слайдов из презентации.
-Ребята, я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие в далекую галактику «Части речи».
Слайд 1 о космосе.
-Вы согласны? (Да)
-Назовите планеты, которые нам встретятся. (существительное, прилагательное, глагол, предлог, союз)
Слайд 2 с названиями планет.
-А эту планету нам предстоит открыть.
-Хотите узнать как она называется? (Да)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-Я предлагаю вам задание для пробного действия.
Слайд 3 с заданием.
Книга, решил, но, девочка, у, она, шахматы, и, красивый.
-Выпишите знакомые части речи по группам.
-Что у вас получилось? (Дети зачитывают ответы)
-Докажите! (Проговаривают правила о частях речи)
-Напишите какой частью речи является слово ОНА (каждый ребенок записывает свои данные на листочке красным маркером, учитель собирает несколько разных ответов и вывешивает их на доске)
-Почему получились разные ответы? (мы не знаем эту часть речи)
III. Постановка проблемы.
-Какое задание мы выполняли? (Определяли часть речи, к которой относится слово ОНА)
-Как вы это делали? Каким способом? (Ставили вопрос, определяли что обозначает слово)
-Почему же тогда у нас получились разные ответы? (нам не хватает знаний для решения этого задания)
-Чему же мы тогда сегодня будем учиться?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
-Давайте построим план выхода из данной проблемы.
-Как узнать к какой части речи относится слово ОНА?
1. Задать вопрос
2. Узнать, что оно обозначает
-Этих знаний нам достаточно? (Нет)
-Что еще мы можем сделать в затруднительной ситуации?
3. Обратиться к учебнику, словарю, справочнику.
4. Вывести эталон
План записывается на доске.
V. Реализация построенного проекта.
Работа по плану.
На какой вопрос отвечает слово ОНА? (Кто?)
Что обозначает? (Предмет)
А какой предмет (Любой)
-Значит это слово не обозначает конкретного предмета? (Нет)
-А, что оно делает (Указывает)
-Значит оно употребляется вместо имени существительного? (Да)
-Давайте обратимся к справочнику. Что узнали? (ОНА – это местоимение)
-Кто назовет тему урока? (Местоимения)
Открывается тема урока.
-Что такое местоимение?
Выводится правило, можно опираться на правило в учебнике с. 50
Открывается название планеты Слайд 4
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Проговаривание правила. Слайд 5
Выполнение упр.372 (устно) найти местоимения, докажи, что это местоимение.
Можно организовать работу в парах.
Физминутка.
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Упражнение 374 Подчеркни местоимения. Без помощи учителя
Слайд 6 самопроверка по эталону.
-Встаньте те у кого возникли вопросы!
-В чем вы ошиблись?
Разбор ошибок.
-Какой ты видишь выход из сложившейся ситуации? (Еще раз обратиться к правилу)
-У нас еще есть вопросы? Что мы должны еще сделать? (Поупражняться)
VIII. Включение в систему знаний и повторений.
Выполняется упражнение 375 совместно с учителем. Заменить существительные местоимениями, чтобы текст не изменился.
В ходе данной работы еще раз повторяется правило, закрепляется умение находить местоимения в тексте, умение работать с ними и заменять существительные.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Чему учились? (Мы узнали, что такое местоимение, учились находить местоимения в тексте, заменять существительные местоимениями)
-Как мы это делали? (Рассказывают алгоритм)
-Оцените собственную деятельность за самостоятельную работу. У кого нет вопросов по самостоятельной работе, поставьте магнитики на верхнюю ступень. У кого 1-2 вопроса на вторую ступень. У кого 3 и больше вопросов на третью ступень. Слайд 7
-Ребята, мы совершили интересное космическое путешествие в галактику «Части речи», это не последняя планета, которую мы открыли. Наше путешествие скоро продолжится. Слайд 8
-Кое какие вопросы по данной теме у нас еще есть.
-Что мы можем еще сделать? (Поупражняться при выполнении домашнего задания)
-Домашнее задание. Подобрать пословицы, загадки, где встречаются местоимения. Подчеркнуть их, пользуясь правилом учебника.
Все молодцы. Спасибо за урок.
Используемая литература
Учебник русского языка 4 класс (2 часть, стр 49) под ред. Рамзаевой Т.Г.
Школьно-орфографический словарь Н.Т.Баранов
Книга «Русский язык» В.В.Волина, Москва «Просвещение» 2004
Автор: Мордвинова Снежана Николаевна
→ 14М09С71Н 08.12.2011 2 9900 3249 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.