Мультимедийный урок русского языка в 4 классе по теме "Понятие о местоимении"


С.Н. Мордвинова, учитель начальных классов

МОУ Азевская СОШ Агрызский район Республика Татарстан



Тема: Понятие о местоимении (урок – путешествия)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

4 класс русский язык по учебнику Т.Г.Рамзаевой

Цели:

  • Способствовать развитию умения находить местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи;

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с понятием личные местоимения;

  • актуализировать мыслительную деятельность;

  • работать над созданием положительной мотивации к учению;

  • Содействовать воспитанию культуры речи.

Оборудование:

  • ПК (показ презентации)

  • Учебник русского языка 4 класс (2 часть, стр 49) под ред. Рамзаевой Т.Г.

  • Школьно-орфографический словарь Н.Т.Баранов

  • Магниты


Ход урока.

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Урок сопровождается показом слайдов из презентации.

-Ребята, я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие в далекую галактику «Части речи».

Слайд 1 о космосе.

-Вы согласны? (Да)

-Назовите планеты, которые нам встретятся. (существительное, прилагательное, глагол, предлог, союз)

Слайд 2 с названиями планет.

-А эту планету нам предстоит открыть.

-Хотите узнать как она называется? (Да)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Я предлагаю вам задание для пробного действия.

Слайд 3 с заданием.

Книга, решил, но, девочка, у, она, шахматы, и, красивый.

-Выпишите знакомые части речи по группам.

-Что у вас получилось? (Дети зачитывают ответы)

-Докажите! (Проговаривают правила о частях речи)

-Напишите какой частью речи является слово ОНА (каждый ребенок записывает свои данные на листочке красным маркером, учитель собирает несколько разных ответов и вывешивает их на доске)

-Почему получились разные ответы? (мы не знаем эту часть речи)

III. Постановка проблемы.

-Какое задание мы выполняли? (Определяли часть речи, к которой относится слово ОНА)

-Как вы это делали? Каким способом? (Ставили вопрос, определяли что обозначает слово)

-Почему же тогда у нас получились разные ответы? (нам не хватает знаний для решения этого задания)

-Чему же мы тогда сегодня будем учиться?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

-Давайте построим план выхода из данной проблемы.

-Как узнать к какой части речи относится слово ОНА?

1. Задать вопрос

2. Узнать, что оно обозначает

-Этих знаний нам достаточно? (Нет)

-Что еще мы можем сделать в затруднительной ситуации?

3. Обратиться к учебнику, словарю, справочнику.

4. Вывести эталон

План записывается на доске.

V. Реализация построенного проекта.

Работа по плану.

  1. На какой вопрос отвечает слово ОНА? (Кто?)

  2. Что обозначает? (Предмет)

  3. А какой предмет (Любой)

-Значит это слово не обозначает конкретного предмета? (Нет)

-А, что оно делает (Указывает)

-Значит оно употребляется вместо имени существительного? (Да)

-Давайте обратимся к справочнику. Что узнали? (ОНА – это местоимение)

-Кто назовет тему урока? (Местоимения)

Открывается тема урока.

-Что такое местоимение?

Выводится правило, можно опираться на правило в учебнике с. 50

Открывается название планеты Слайд 4

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Проговаривание правила. Слайд 5

Выполнение упр.372 (устно) найти местоимения, докажи, что это местоимение.

Можно организовать работу в парах.

Физминутка.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упражнение 374 Подчеркни местоимения. Без помощи учителя

Слайд 6 самопроверка по эталону.

-Встаньте те у кого возникли вопросы!

-В чем вы ошиблись?

Разбор ошибок.

-Какой ты видишь выход из сложившейся ситуации? (Еще раз обратиться к правилу)

-У нас еще есть вопросы? Что мы должны еще сделать? (Поупражняться)

VIII. Включение в систему знаний и повторений.

Выполняется упражнение 375 совместно с учителем. Заменить существительные местоимениями, чтобы текст не изменился.

В ходе данной работы еще раз повторяется правило, закрепляется умение находить местоимения в тексте, умение работать с ними и заменять существительные.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Чему учились? (Мы узнали, что такое местоимение, учились находить местоимения в тексте, заменять существительные местоимениями)

-Как мы это делали? (Рассказывают алгоритм)

-Оцените собственную деятельность за самостоятельную работу. У кого нет вопросов по самостоятельной работе, поставьте магнитики на верхнюю ступень. У кого 1-2 вопроса на вторую ступень. У кого 3 и больше вопросов на третью ступень. Слайд 7

-Ребята, мы совершили интересное космическое путешествие в галактику «Части речи», это не последняя планета, которую мы открыли. Наше путешествие скоро продолжится. Слайд 8

-Кое какие вопросы по данной теме у нас еще есть.

-Что мы можем еще сделать? (Поупражняться при выполнении домашнего задания)

-Домашнее задание. Подобрать пословицы, загадки, где встречаются местоимения. Подчеркнуть их, пользуясь правилом учебника.

Все молодцы. Спасибо за урок.

Используемая литература

  • Учебник русского языка 4 класс (2 часть, стр 49) под ред. Рамзаевой Т.Г.

  • Школьно-орфографический словарь Н.Т.Баранов

  • Книга «Русский язык» В.В.Волина, Москва «Просвещение» 2004


4



Слайд 1
Урок -путеш ествия Понятие о местоимении Урок русского языка в 4 классе Работу выполнила Мордвинова С.Н. учитель нач. кл. МОУ Азёвская СОШ Агрызский район Республика Татарстан
Слайд 2
Слайд 3
Сущес твител ьное Предло г Прилагат ельное Глагол Союз
Слайд 4
РЕШИЛ КНИГА ДЕВОЧКА НО И У ШАХМАТЫ ОНА КРАСИВЫЙ
Слайд 5
Сущес твител ьное Прилагат ельное Глагол МЕСТОИМЕНИЕ Предло г Союз
Слайд 6
1 • Задай вопрос 2 • Узнай что обозначает 3 • Если не называет точного предмета, то это местоимение П роект
Слайд 7
ЭТАЛОН Вы они эти он ими
Слайд 8
О цени себя Нет • Верхняя вопросов ступень 1-2 • Средняя вопроса ступень 3и • Нижняя больше вопросов ступень
Слайд 9
Слайд 10
И спользуем ы е источники: 1. У чебник «Русский язы к» 4 класс, Т.Г.Рам заева 2. К нига «Русский язы к», В .В .В олина 2004 3. Ш кольно-орф ограф ический словарь, Н .Т.Б аранов
Слайд 11
Спасибо за урок!

Полный текст материала Мультимедийный урок русского языка в 4 классе по теме "Понятие о местоимении" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мордвинова Снежана Николаевна  14М09С71Н
08.12.2011 2 9900 3249

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК