Конспект урока по русскому языку в 3 классе « Главные члены предложения »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоминская средняя общеобразовательная школа»
Каневского района Краснодарского края
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«
Главные члены предложения »
подготовила
учитель начальных классов
Дорош Клавдия Алексеевна
Ст. Новоминская
2011год
Задачи урока:
- введение понятия «подлежащее» и «сказуемое»; отработка алгоритма поиска главных
членов предложения;
- развитие орфографической зоркости учащихся, внимания, памяти, мышления;
- воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к природе.
Оборудование: карточки-перфокарты для индивидуальной работы учащихся, тетради,
шишки-жетоны, учебник «Русский язык» (авт.- С.В.Иванов)
карточки-рисунки с заданиями, таблица с алгоритмом разбора предложения
Ход урока:
I. Оргмомент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Сообщение цели урока
У.- Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его вам прочитаю –
Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в лесную школу. Помогите мне объяснить зверятам новую тему. С уважением…
|
У.- К сожалению, рисунок автора разорван на части.
Мы должны его собрать. На обратной стороне каждой части рисунка написаны вопросы.
Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.
За правильные ответы будут даны шишки-жетоны.
III. Повторение изученного материала
(Дети поочередно выбирают части рисунка и отвечают на вопросы)
1-ая часть =
Как на письме отделяется предложения?
|
Д.- Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак, может быть и многоточие.
2-ая часть =
Приведите примеры повествовательного, вопросительного, восклицательного и побудительного предложения.
|
(Дети приводят свои примеры)
3-я часть =
Как пишутся имена и фамилии людей, клички животных?
|
Д.- Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Волга и Москва.
4-ая часть =
Как обозначаются звуки на письме?
|
Д.- Звуки на письме обозначаются буквами.
У.- Какие бывают звуки?
Д.- Гласные и согласные.
У.- Как отличить гласный от согласного?
Д.- Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет -
Звук получается гласный!
5-ая часть =
Как отличить согласный звук от гласного?
|
Д.- А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь!
6-ая часть =
Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ?
|
Д.- В сочетаниях ЖИ – ШИ
Только «И» всегда пиши!
В сочетаниях ЧА – ЩА
Пишем только букву «А»!
В сочетаниях ЧУ – ЩУ
Пишут только букву «У»!
7-ая часть =
Как пишутся сочетания ЧК и ЧН?
|
Д.- Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, ЧК! ЧК! ЧК!
Кочка, почка, звездочка.
Срочный, уличный, ночной.
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК.
Эти сочетания пишем без мягкого знака.
( По мере ответов на
вопросы учителя на доске складывается
рисунок медведя)
У. - Кто изображен на рисунке?
Д.- Медведь.
У.- Мишка косолапый
В школу к нам пришел.
Объяснить зверятам тему
Просит он.
IV.Сообщение темы урока
У. - А тема урока – « Главные члены предложения». Отправляемся в Лесную школу.
У.- Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Медведь – учитель очень строг.
1. Минутка чистописания
У.- Итак, мы попали с вами в лес.
Сегодня в чистописании мы пропишем букву, которая соответствует первому звуку
в слове ЛЕС.
Дети записывают:
Лл лл лл лл Лес лесок лесная лесник
|
У.- Что объединяет эти слова?
Д.- Корень, общий смысл.
У.- Какое слово является проверочным для всех слов?
Д.- Слово «лес».
У.- Какое слово «лишнее»? Почему? Разберите это слово по составу.
Д.- Это слово «лесная». Все имена существительные, а это - имя прилагательное.
У. - Молодцы! Вы справились с этим заданием.
У. - А теперь составим предложение с одним из этих слов.
( Лучшее предложение записывается в тетрадь)
2. Работа над темой урока
У.- Рассмотрите картинку. Кого вы видите?
Д.- Медвежонка.
У.- Составьте предложение со словом «медвежонок».
Д.- «Медвежонок ест мед».
У.- Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось?
Д.- «Ест мед».
У.- Про кого мы не смогли узнать?
Д.- Про того, кто ест.
У.- Нравится вам такое предложение?
Д. - Нет.
У.- А теперь из предложения выпало второе слово. Что получилось?
Д.- «Медведь мед».
У.- О чем не узнали?
Д.- Что делает медведь.
У.- Из предложения выпало третье слово. Что получилось?
Д.- «Медведь ест».
У.- Можно назвать это предложением?
Д.-
Да!
У.- Верно, это - предложение.
Слова, которые входят в это предложение,
называются главными. Без них, как
вы сейчас убедились, предложение не
получится.
Прочитаем правило на стр.50 -51 учебника о главных членах предложения.
(дети читают правило сначала про себя, затем вслух хором)
У.- Так без каких слов не может существовать предложение?
Д.- Без подлежащего и сказуемого.
У.- Какое второе название есть у главных членов?
Д.- Грамматическая основа.
У.- На стр.51 учебника прочитаем алгоритм нахождения главных членов предложения.
Как находить подлежащее и сказуемое, то есть грамматическую основу предложения
Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО? Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?
|
(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)
(Дети вместе с учителем разбирают предложения синтаксически)
Физминутка:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули—
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем -
Крылья сложим назад .
V. Закрепление изученного материала
1. У.- Выполним упражнение № 1 (стр.52) учебника. Надо письменно ответить на вопросы
и записать предложения, а потом найти и подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.
Например: «Рыба водится в реке».
Д.- В предложении говорится о рыбе.
(Кто?) рыба – это подлежащее, подчеркиваем одной линией.
Рыба (что делает?) водится – это сказуемое, подчеркиваем двумя линиями.
У.- Вы отлично справились с этим заданием. Я думаю, ученикам лесной школы все стало ясно и понятно, как находить главные члены предложения.
2. У.- А сейчас выполните упр. № 2 (стр. 52) учебника. Нужно найти в предложениях грамматическую основу и записать в тетрадь.
( Дети выписывают самостоятельно)
Солнце закатилось. Тени легли. Ежиха вылезла. Ежата показались.
|
( Взаимопроверка тетрадей )
3. Самостоятельная работа
Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом.
|
Д.- Это - белка.
У.- Правильно. Она принесла вам задание.
Учитель раздает учащимся индивидуальные перфокарты, на которых надо определить
и подчеркнуть главные члены предложения
Проверка правильности выполнения задания учениками-консультантами
VI. Итог урока
У.- Вот и закончился урок в лесной школе. Сейчас мы узнаем самого прилежного ученика.
(Подсчет шишек и выставление оценок)
У.- Чему вы научились на уроке?
Что понравилось на уроке?
Список
использованной литературы
1. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова Русский язык.3 класс Ч. 1. М: - «Вентана - Граф», 2010.
2. В.В.Волина «Занимательное азбуковедение». М:- « Просвещение», 1991.
3. В.В.Волина « Веселая грамматика». М: - «Знание»,1995.
4. М.А.Козлова «Я иду на урок». М: - «Первое сентября»,2000.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дорош Клавдия Алексеевна
→ Klad 20.12.2011 1 10775 2310 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.