Урок русского языка с применением здоровьесберегающих технологий "Правописание имён собственных" - 2 класс
Урок с применением здоровьесберегающих технологий.
2 класс.
«Правописание фамилий, имён, отчеств людей»
( программа « Школа – 2100», «Русский язык» Р.Бунеев и др. )
Мобилизующий этап. Словарная работа.
-Восстановите пропущенные слова. Объясните их написание.
... - сын
... - дочь
женщина- мать
мужчина - ... ( мальчик, девочка, отец )
( по ходу объяснения карточки со словами прикрепляются на доску ).
Можем ли мы при общении в семье ограничиться только этими словами ?
При помощи чего чаще всего люди обращаются друг к другу ? ( при помощи имён )
Встречались ли вам люди с одинаковыми именами ? Что ещё можно назвать, чтобы уточнить, о ком из них идёт речь ? ( фамилию )
Наш урок будет посвящён именам собственным людей с точки зрения орфографии.
Чистописание
- Определите принцип составления буквосочетаний и продолжите их ряд.
то тот тото ... ...
Имя какого сказочного героя начинается также ? ( Тотошка ) В каких книгах можно прочитать о нём ? Кто их автор ? ( А.Волков «Волшебник Изумрудного города» и др. )
Запись с комментированием предложения : Пёсик Тотошка дружил с девочкой Элли.
Обозначьте все встретившиеся орфограммы. ( Проверка - учитель показывает карточки с условными обозначениями орфограмм – ученики называют слова с ними)
Актуализация знаний -Игра « Пересадки»
Назовите , что относится к именам собственным.
( Игра проходит по принципу аукциона – назвавший группу имён собственных садится на свободное место в классе,можно – на место учителя.
Следующий ответивший – на освободившееся место и т.д.. По окончании игры выявляется тот, кто сделал больше пересадок. По команде учителя все возвращаются на свои места. )
«Вспомни сказку» ( дети работают стоя )
В четырёх углах класса находятся таблички со словами
папа братец сестрица Дед
-Что объединяет данные слова ? ( это названия родственников )
Вспомните, какие имена были у них в сказках. ( папа Карло, братец Иванушка, сестрица Алёнушка, Дед Мороз )
Почему слово Дед написано с заглавной буквы ?
Какое из названных имён может писаться с маленькой буквы и в каком случае ?
Запишите по памяти получившиеся словосочетания. ( взаимопроверка )
Изучение нового материала
Его нет ни у англичан, ни у немцев, ни у французов, но есть у каждого русского. Что это ? ( отчество )
А какое отчество у Деда Мороза ? Оно названо в сказке русского писателя, имя, отчество и фамилия которого зашифровано на доске :
Влдмр Фдрвч _двскй ( Владимир Фёдорович Одоевский, сказка «Мороз Иванович» )
Как образуются отчества ? ( от имени отца ) Как звали отца у Владимира Одоевского ? У Деда Мороза ?
Попробуйте сформулировать правило написания отчеств людей.
Запись ФИО писателя и Деда Мороза - один ученик работает на доске и комментирует написанное, остальные – в тетрадях, обозначая орфограммы.
Первичная проверка усвоения знаний
Игра с мячом ( стоя ) Ведущий ( учитель или ученик ) называет имена, дети ловят мяч и образуют соответствующие отчества.
Разгадайте ребусы ( они находятся в различных местах класса – на стенах, над доской, на шторах ... ) Запишите получившиеся имена столбиком в алфавитном порядке. Образуйте от имён отчества и запишите их рядом через чёрточку ( проверка проводится стоя ).
Закрепление и обобщение знаний
Работа в парах : записать ещё 3 отчества и продиктовать их соседу ( тот, кто диктует, делает это стоя ). Взаимопроверка.
- Напишите свои имя, отчество, фамилию.
«Русский в темноте» ( дети опускают головы на парты, закрывают глаза )
Послушайте отрывок из стихотворения Юнны Мориц « Идёт Весна по городу». ( упр.152, с. 94 ) Найдите в нём отчества.
Идёт Весна по городу !
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова,
Весна Маевна Черешникова !
Далее ученики работают с текстом стихотворения в учебнике или напечатанным на карточках.
Почему слово Весна автор написала с заглавной буквы ?
Почему Юнна Мориц дала Весне три разных отчества и фамилии ? Почему именно такие ? От каких слов они образованы ?
Можно ли назвать это стихотворение сказочным ? Объясните свою точку зрения.
Итог урока
Произведения каких писателей помогли нам сегодня в работе ? ( А. Волкова, А.Толстого, В.Одоевского, Ю.Мориц )
Какие орфографические правила обязательно пригодятся при записи их имён ?
Домашнее задание : записать в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества 5-8 русских писателей ( можно дать задание по группам, дифференцированно или на выбор – записать ФИО писателей/поэтов; писателей/писательниц; тех, кто пишет о природе, детях и т.п.; любимых писателей своей семьи )
Обратить внимание детей на то, что при составлении алфавитного списка ориентироваться следует на фамилии.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соколова Елена Борисовна
→ Socol 07.07.2009 0 8519 2287 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.