Урок русского языка с применением здоровьесберегающих технологий "Правописание имён собственных" - 2 класс


Урок с применением здоровьесберегающих технологий.

2 класс.

«Правописание фамилий, имён, отчеств людей»

( программа « Школа – 2100», «Русский язык» Р.Бунеев и др. )


Мобилизующий этап. Словарная работа.

-Восстановите пропущенные слова. Объясните их написание.

... - сын

... - дочь

женщина- мать

мужчина - ... ( мальчик, девочка, отец )

( по ходу объяснения карточки со словами прикрепляются на доску ).

  • Можем ли мы при общении в семье ограничиться только этими словами ?

  • При помощи чего чаще всего люди обращаются друг к другу ? ( при помощи имён )

  • Встречались ли вам люди с одинаковыми именами ? Что ещё можно назвать, чтобы уточнить, о ком из них идёт речь ? ( фамилию )

  • Наш урок будет посвящён именам собственным людей с точки зрения орфографии.

Чистописание

- Определите принцип составления буквосочетаний и продолжите их ряд.

то тот тото ... ...

  • Имя какого сказочного героя начинается также ? ( Тотошка ) В каких книгах можно прочитать о нём ? Кто их автор ? ( А.Волков «Волшебник Изумрудного города» и др. )

  • Запись с комментированием предложения : Пёсик Тотошка дружил с девочкой Элли.

  • Обозначьте все встретившиеся орфограммы. ( Проверка - учитель показывает карточки с условными обозначениями орфограмм – ученики называют слова с ними)

Актуализация знаний -Игра « Пересадки»

  • Назовите , что относится к именам собственным.

    ( Игра проходит по принципу аукциона – назвавший группу имён собственных садится на свободное место в классе,можно – на место учителя.

    Следующий ответивший – на освободившееся место и т.д.. По окончании игры выявляется тот, кто сделал больше пересадок. По команде учителя все возвращаются на свои места. )

«Вспомни сказку» ( дети работают стоя )

В четырёх углах класса находятся таблички со словами

папа братец сестрица Дед

-Что объединяет данные слова ? ( это названия родственников )

  • Вспомните, какие имена были у них в сказках. ( папа Карло, братец Иванушка, сестрица Алёнушка, Дед Мороз )

  • Почему слово Дед написано с заглавной буквы ?

  • Какое из названных имён может писаться с маленькой буквы и в каком случае ?

  • Запишите по памяти получившиеся словосочетания. ( взаимопроверка )

Изучение нового материала

  • Его нет ни у англичан, ни у немцев, ни у французов, но есть у каждого русского. Что это ? ( отчество )

  • А какое отчество у Деда Мороза ? Оно названо в сказке русского писателя, имя, отчество и фамилия которого зашифровано на доске :

    Влдмр Фдрвч _двскй ( Владимир Фёдорович Одоевский, сказка «Мороз Иванович» )

  • Как образуются отчества ? ( от имени отца ) Как звали отца у Владимира Одоевского ? У Деда Мороза ?

  • Попробуйте сформулировать правило написания отчеств людей.

    Запись ФИО писателя и Деда Мороза - один ученик работает на доске и комментирует написанное, остальные – в тетрадях, обозначая орфограммы.

Первичная проверка усвоения знаний

    Игра с мячом ( стоя ) Ведущий ( учитель или ученик ) называет имена, дети ловят мяч и образуют соответствующие отчества.

    Разгадайте ребусы ( они находятся в различных местах класса – на стенах, над доской, на шторах ... ) Запишите получившиеся имена столбиком в алфавитном порядке. Образуйте от имён отчества и запишите их рядом через чёрточку ( проверка проводится стоя ).

Закрепление и обобщение знаний

Работа в парах : записать ещё 3 отчества и продиктовать их соседу ( тот, кто диктует, делает это стоя ). Взаимопроверка.


- Напишите свои имя, отчество, фамилию.

    «Русский в темноте» ( дети опускают головы на парты, закрывают глаза )

  • Послушайте отрывок из стихотворения Юнны Мориц « Идёт Весна по городу». ( упр.152, с. 94 ) Найдите в нём отчества.

    Идёт Весна по городу !

    Весна Мартовна Подснежникова,

    Весна Апрелевна Скворешникова,

    Весна Маевна Черешникова !

    Далее ученики работают с текстом стихотворения в учебнике или напечатанным на карточках.

  • Почему слово Весна автор написала с заглавной буквы ?

  • Почему Юнна Мориц дала Весне три разных отчества и фамилии ? Почему именно такие ? От каких слов они образованы ?

  • Можно ли назвать это стихотворение сказочным ? Объясните свою точку зрения.

Итог урока

  • Произведения каких писателей помогли нам сегодня в работе ? ( А. Волкова, А.Толстого, В.Одоевского, Ю.Мориц )

  • Какие орфографические правила обязательно пригодятся при записи их имён ?

Домашнее задание : записать в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества 5-8 русских писателей ( можно дать задание по группам, дифференцированно или на выбор – записать ФИО писателей/поэтов; писателей/писательниц; тех, кто пишет о природе, детях и т.п.; любимых писателей своей семьи )

Обратить внимание детей на то, что при составлении алфавитного списка ориентироваться следует на фамилии.


Полный текст материала Урок русского языка с применением здоровьесберегающих технологий "Правописание имён собственных" - 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соколова Елена Борисовна  Socol
07.07.2009 0 8484 2287

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК