Государственное
бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа с углубленным
изучением иностранных языков № 1295
Северо- Западного окружного управления
образования города Москвы
Конспект
отрытого урока
Класс
3
Тема
урока:
«Повторение и закрепление знаний о
правописании безударных гласных, парных
согласных , непроизносимых согласных
в корнях слов»
Учитель
Саракаева Фатима Ильинична
Москва
2011
Тип
урока: урок – путешествие
Цели:
Обобщать
и закреплять навык правильного написания
слов с безударными гласными, парными
согласными и непроизносимыми согласными
в корнях слова;
развивать
орфографическую зоркость;
развивать
связную устную и письменную речь
учащихся;
развивать
умение аргументировать свой ответ;
развитие
навыка работать самостоятельно;
развитие
аналитических умений (умение обобщать,
делать выводы)
способствовать
развитию мышления, памяти, внимания
учащихся;
формирование
умения работать самостоятельно;
формирование
умения самостоятельно делать выводы;
способствовать
развитию интеллектуальных способностей
учащихся;
воспитывать
любовь и интерес к русскому языку.
Оборудование:
Ход
урока
I
Организационный момент
Слайд
1 (русский язык)
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть
вас, рада видеть ваши глазки. Сегодня
урок русского языка у вас я. Меня зовут
Фатима Ильинична. Очень приятно, что
мне выпал шанс поработать с вами. Я
уверена, что вы будете активными на
уроке, покажете себя любознательными
и самое главное любящими свой родной
язык.
Слайд
2 (Картина «Осень». Звучит музыка П.И.
Чайковского «Времена года Осень»)
Учитель:
Вот
художник, так художник –
Все
леса позолотил.
Даже
самый сильный дождик
Эту
краску не отмыл.
Красит
рыжим, алым, синим,
Разбавляет
краски ливнем,
Чтобы
вышло разноцветным,
Но
совсем не так как летом.
Отгадать
загадку просим:
Кто
художник этот? (Осень)
Молодцы!
Вы правильно отгадали. Сегодня
по осенним улицам и аллеям мы совершим
увлекательно – познавательное
путешествие в необычную страну с не
менее интересным названием «Орфогафия».
( Слайд 3)
Для успешного путешествия необходимы
такие качества как: знания,
понимание, интерес
(Слайд
4 ).
Девизом нашего урока сегодня будут
такие сточки: «
Никто не знает так много, как все мы
вместе» (Слайд
5)
Чтобы
путешествие было интересным и увлекательным
вам надо быть очень внимательными, не
бояться проявлять свои знания, быть
активными. А мы вам поможем в случае
неудачи. Итак, в добрый путь!
В
путешествии мы с вами сделаем несколько
остановок, а какие это будут станции вы
должны угадать сами. А для этого вы
должны выполнить задания.
Что
– то странное я слышу –
Гость
какой – то к нам спешит
И
как будто бы - шуршит.
Кто
б ты ни был – заходи,
Ну,
смелей! Мы ждём гостей!
Учитель
показывает куклу и слайд 6
Здравствуете
! Меня к вам направила Осень.
А
как же зовут тебя?
Ш
– ш - Шур – ш – ш – шик!
Какое
странное имя. Впервые слышу я.
На
самой крепкой ветке дуба
Я
в тесном желуде сидел,
Пришла
пора, и я оттуда
На
кучу листьев полетел.
Я
по листве осенней мчался,
И
каждый листик мне шуршал.
И
старый дуб до слез смеялся,
И
Шуршиком меня назвал
-
Вот теперь понятно, почему тебя так
зовут.
2.
Чистописание.
Ребята,
какой звук часто слышится в словах
Шуршик, шуршит, шорох, шёпот?
Задание:
Пропишите все строчку заглавную буквы
Ш в тетрадях .Для тех, кто забыл, как
правильно пишется буква Ш, поможет
Шуршик. (
слайд 7)
Мы
приближаемся к первой станции. И вот
задание:
Отгадать
загадки, отгадки записать в тетради и
обозначить орфограмму
а)
Растет
на грядке зеленая ветка,
А
на ней красные детки.( помидор)
Слайд
8 (рисунок помидора)
б)
Расселась барышня на грядке.
Одета
в шумные шелка
Мы
для нее готовим кадки
И
крупной соли полмешка. (капуста)
Слайд9
(рисунок капусты)
в
) Раскололся тесный домик
На
две половинки,
И
посыпались в ладони
Бусинки-
дробинки. (горох)
Слайд
10 (рисунок гороха)
г)
Орехи в земле,
Листья
на земле. (картофель)
Слайд11
(рисунок картофеля)
д)
Лежит меж грядок
Зелен
им сладок. (огурец)
Слайд12
(рисунок огурца)
е)
Красный нос в землю врос,
А
зеленый хвост снаружи.
Нам
зеленый хвост не нужен,
Нужен
только красный хвост.( морковь)
Слайд13
(рисунок моркови)
Учитель
Что
общего у этих слов? (Они все существительные,
неодушевленные, нарицательные) Какая
орфограмма в этих словах? (непроверяемая
безударная гласная в корне). Значит мы
с вами прибыли на остров «Безударные
гласные в корне ». (Слайд14)
Замените
данные слова одним словом и запишите
это слово в тетрадях. Каким словом
заменили слова? (овощи). (слайд
15)
Можно
ли утверждать, что данное слово относится
к этой группе слов? Если да, то обоснуйте
свой ответ (В слове урожай непроверяемая
безударная гласная в корне, значит,
оно относится к данной группе слов)
Задание:
Составьте устно 2 предложения с однородными
членами предложения, использую словарные
слова: а) главные члены предложения
б)
второстепенные члены предложения.
Телефонный
звонок
Учитель
берет телефон, слушает и сообщает:
«Ребята, мне сообщили, наш остров окружен
пиратами». Вы, пожалуйста, соберитесь
с мыслями, необходимо освободить остров
от пиратов. Вам предстоит выполнить
следующее (слайд
16)
Задание:
Составить предложения из слов каждой
группы (
слайд 17).
Проверка.
Желтели,
краснели
листочки
в саду.
Стаи журавлей летели
через поля,
леса,
города.
-
Какая орфограмма встретилась в словах
каждого предложения? (проверяемая
безударная гласная в корне )
-
Какое правило использовали при написании
слов с безударной гласной в предложениях?
( подбирали родственные слова)
В
какой части слова находится проверяемая
безударная гласная? (в корне)
-
Что надо сделать, чтобы не ошибиться в
правописании слов с безударной гласной
в корне? (подобрать проверочные слова)
(слайд
18)
Задание.
Устно подберите проверочные слова к
словам с безударной гласной.
Желтели
– жёлтый
краснели
–красный,
саду
– сад,
летели
– лет,
полет,
поля – поле,
леса
– лес,
города
– город
Какие
способы проверки безударных гласных
вы использовали? (изменили форму слова
или подобрали родственное слово)
Задание:
Разберите предложения по членам
предложения и обозначьте части речи.
(1 вариант 1 предложение, 2 вариант- 2
предложение)
Какие
эти предложения по составу? ( простые,
осложненные однородными членами
предложения).
Проверка
задания.
Вы
успешно справились с заданиями на этой
станции, а значит, мы можем продолжить
свой путь. Название следующей станции,
на которой мы остановимся, вы узнаете,
выполнив задание: (
слайд 19)
Задание:
Из слов каждой строчки составьте новое
слово, используя первые слоги, запишите
их и обозначьте орфограмму
Забор,
гадкий, калитка
Кролик,
ватрушка, каша
Поле,
годный, какаду
-
Какие
слова получились?(загадка, кроватка,
погодка)
-
Какая орфограмма в словах (парная
согласная в корне )
-
В какой части слова находится парная
согласная? ( в корне)
Правильно,
значит мы на станции «Парные согласные
в корне слова»
(
слайд 20)
Что
надо сделать, чтобы не ошибиться в
правописании парных согласных в корне
(подобрать проверочные слова) (
слайд21)
Задание:
Составьте словосочетания и запишите
их в тетради, определите в них часть
речи, род и число. В проверяемых словах
выделите орфограмму.
Проверка.
Молодцы!
Встретили вы трудности на этой станции?
Значит можно отправляться далее.
Физ.
минутка
К
нам на наш урок письма
Вдруг
усталость заползла.
Чтобы
нам ее прогнать
Нужно
всем нам дружно встать.
Звучит
музыка. Дети танцуют ( Слайд 22)
Ребята,
вы готовы продолжить наше путешествие?
Название следующей станции вы узнаете,
если будете внимательными. А для этого
вы должны прочитать рифмовку, запомнить
и записать как можно больше слов
Слайд
23 Рифмовка: Солнце,
чувство, праздник,
Сердце
и проказник,
Лестница
и звездный,
Здравствуйте
и поздний,
Злостный,
неизвестный
Местный,
устный, честный.
Грустный
и ненастный,
Радостный,
несчастный.
Слайд
24 Удачи
Проверка.
-Что
общего в этих словах? ( в словах
непроизносимые согласные)
Мы
достигли станции «Непроизносимые
согласные в корне слова»
Слайд
25 (название станции)
-
Как проверить непроизносимые согласные
в корне?
Слайд
26 (правило проверки непроизносимых
согласных)
Задание:
Обозначьте орфограмму в записанных
вами словах.
Наше
путешествие подходит к концу, но чтобы
попасть в страну орфографию, вам надо
преодолеть еще одну станцию с названием
«Грамотеи» (Слайд
27).
На этой станции вы должны выполнить
самостоятельную работу. Каждому дан
один и тот же текст, но разные задания.
Одни из вас будут исправлять ошибки
текста, а другие вставлять пропущенные
буквы. Для успешной работы вам нужно
быть очень и очень внимательными, чтобы
не пропустить ни одной ошибки или
правильно написанное слово не исправить
на неправильное. Я желаю вам успеха в
достижении цели.
Слайд
21 « Грамотеи» (дифференцированное
задание на карточках )
Текст
стихотворения
Осень
Осень
на опушке краски разводила
По
листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел
орешник и зарделись клены,
В
пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает
осень:
-
Не жалейте лето!
Посмотрите
– роща золотом одета
(З.Федоровская)
Проверка
(
слайд 28)
Итого
урока
Слайд
29
Молодцы! Вы успешно достигли
маленького пути в страну Орфографию.
По этой дороге вам предстоит идти еще
не один год. Я желаю вам успехов в
достижении любых целей и маленьких и
больших. А сегодня я бы хотела узнать,
что вам было интересно и с какими
трудностями вы встретились в пути?
Литературные
источники
О.Е.
Жиренко «Учим русский язык с увлечением»
Н.М.
Бетенькова , Д.С. Фонин «Игры и занимательные
упражнения на уроках русского языка»
http://images.yandex.ru/