Урок русского языка по теме "Обобщение знаний о частях речи" для 2 класса
Кораблинова Елена Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №9 ст. Темиргоевской Курганинского района Краснодарского края.
Урок-аукцион.
Урок русского языка. 2 класс.
Тема: Части речи. Обобщение.
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о частях речи;
развивать речь, внимание, познавательные интересы, расширять словарный запас учащихся, развивать умение пользоваться справочной литературой ;
воспитывать интерес к русскому языку, любовь и уважение к русской культуре.
Оборудование: Толковый словарь С.И. Ожегова, таблица «Части речи» с карманами для вставки слов, репродукции картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Шишкина «Корабельная роща», И.И. Левитана «Март», магнитофон.
Ход урока:
Организационная часть.
Проверка готовности рабочих мест.
Сообщение темы и цели.
Сегодня на уроке мы будем закреплять и обобщать знания о частях речи. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-аукцион.
Что такое аукцион? Найдём значение этого слова в Толковом словаре С.И. Ожегова. Аукцион. Публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
А вот какое определение этому слову даётся в энциклопедии:
Аукцион- это способ продажи товаров, основанный на предварительной демонстрации.
А вы сегодня будете демонстрировать свои знания.
За это вы будете получать баллы: 1 б.- самое простое задание, 2 б.- задание посложнее, 3 б.- самое сложное задание.
Повторение пройденного.
Обобщение о частях речи.
-На какие группы делятся все слова?
-Какие части речи вы знаете?
-На какие вопросы отвечают имена существительные (глаголы, имена прилагательные)?
- Что обозначают?
Заполнение таблицы.
Имя существительное. |
Глагол. |
Имя прилагательное. |
Кто? Что? |
Что делать? Что сделать? |
Какой? Какая? Какое? Какие? |
Предмет. |
Действие. |
Признак. |
Чистописание.
Чтобы принять участие в аукционе, необходимо подтвердить на это своё право. На настоящем аукционе- это залог. А на нашем аукционе- это будет умение красиво и каллиграфически правильно писать.
На чистописании мы будем писать букву, которую нужно будет угадать, и предложение, в словах которого есть эта буква.
1 балл получает тот, кто угадает букву:
- эта буква обозначает звук [а] после согласных и указывает на их мягкость;
-обозначает 2 звука в начале слова, после гласных и после разделительных ь, ъ, она есть в слове рябина.
я
Земляника- сладкая ягода.
Словарная работа. Работа в парах.
Первый лот нашего аукциона- «Словарные слова»
Прочтите данные слова. Какой частью речи они являются? (Существительные)
Какой орфограммой являются пропущенные буквы? (Безударные гласные)
Разделите слова на две группы: сидящие справа записывают слова с пропущенной безударной гласной о, а сидящие слева- с буквой а.
За выполнение этого задания каждая пара получает 1 балл. 2 балла- изменить существительные по числам, 3 балла- найти лишнее слово в своей группе слов и составить с этим словом предложение.
Пла.ток, гор.д, м.шина, м.роз, с.пог, ст.кан, л.пата, т.релка, яг.да, с.бака, р.бочий.
Закрепление и обобщение.
Обобщение об имени существительном. Развитие речи. Работа в группах.
Следующий лот – Живопись.
Перед вами три картины (изображение закрыто). Угадайте, что изображено на каждой из картин. В этом вам помогут опорные слова. Прочтите их, определите, какой частью речи являются эти слова, вставьте пропущенные буквы (коллективно):
Гн.здо, р.ка, март, дер.во, с.ло, с.сна, рощ., сне., конь.
Разделите слова на три группы: существительные мужского, женского и среднего рода. На первой картине изображены предметы, обозначаемые существительными мужского рода, на второй- женского, на третьей- среднего рода.
1 балл- за выполнение этого задания.
2 балла- составление рассказа по картине.
3 балла- запись одного предложения по картине, разбор по членам предложения.
(Гнездо, село, дерево- А.К. Саврасов «Грачи прилетели». Река, сосна, роща- И.И.Шишкин «Корабельная роща». Март, снег, конь- И.И. Левитан «Март»)
Физминутка (музыкальная)
Обобщение об имени прилагательном. Работа в группах.
Следующий лот- Поэзия.
Перед вами стихотворения русских поэтов. В них пропущены слова. 1 балл группы получают за верно вставленные слова, 2 балла- определить, какой частью речи являются слова, 3 балла- назвать имя поэта.
На солнце _________ лес зардел,
В долине пар белеет ________ ,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок _______ . (В.А. Жуковский)
На _______ ветках
________ каймой
Распустились кисти
_______ бахромой. (С.А. Есенин)
У лукоморья дуб ________ ;
________ цепь на дубе том:
И днём и ночью кот _______
Всё ходит по цепи кругом. (А.С. Пушкин)
Слова для справок: златая, тонкий, звонкий, зелёный, пушистых, белой, учёный, снежною, тёмный.
Обобщение о глаголе.
Следующий лот – Устное народное творчество.
Перед вами устойчивые выражения – фразеологизмы. Они делают нашу речь образной, выразительной, красивой. Эти выражения возникли в народной речи и пережили века. Уже трудно, а порой невозможно вспомнить их происхождение, а они всё живут в нашей речи.
Перед вами несколько фразеологизмов, но они записаны неверно. Чтобы исправить ошибки, нужно найти глаголы (1 балл), заменить их глаголами, противоположными по смыслу (2 балла), объяснить значения этих выражений (3балла).
Снял нос (Повесил нос)
Отпускает ворон (Ловит ворон)
Посолил пилюлю (Подсластил пилюлю)
Встал в калошу (Сел в калошу)
Расцветают уши (Вянут уши)
Самостоятельная работа.
Следующий лот – Энциклопедические знания. Даны предложения. Вставьте в них нужные слова.
Первым космонавтом земли был … .
Роман «Война и мир» написал … .
Город на Неве построил царь … .
За каждый правильный ответ 1 балл.
Какие слова вставили?
Как вы их записали? (С большой буквы) Почему?
Какие ещё слова написаны с большой буквы? Почему?
Итог урока.
Что повторяли и закрепляли на уроке?
Какие части речи вы знаете?
Источники материалов:
http://www.ozhegov.org- толкование слова «Аукцион».
«Советский энциклопедический словарь». Автор-составитель Р.Я. Булатов. М. «Советская энциклопедия», 1987 г.- определение слова «аукцион».
«Русский язык. Учимся играя» В. Волина. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кораблинова Елена Александровна
→ korel 11.01.2012 1 6181 1376 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.