Урок русского языка по теме: «Понятие об окончании и основе слова». 3 класс.
МБОУ СОШ № 12 г.Железнодорожного
Учитель начальных классов высшей категории
Проценко Татьяна Александровна
Урок русского языка в 3 классе
(ОС «Школа 2100»)
Тема: «Понятие об окончании и основе слова».
Цели и задачи:
• ознакомление с окончанием как частью слова, которая образует формы слова;
• осуществление правильной связи в речи;
• закрепление знаний об окончании и предлоге как средствах выражения связи между словами в предложении;
• доведение до сознания детей что основа - это часть изменяемого слова без окончания;
• отработка навыка правильного написания окончаний в слове;
• развитие восприятия на слух, орфографической зоркости, продолжение работы по развитию речи учащихся, развитие логического мышления;
• развитие психических процессов, аналитического мышления, памяти, внимания, умения работать в паре, умения действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы;
• воспитание любознательности, пытливости при получении знаний;
• воспитание чувства взаимоуважения, взаимовыручки;
• аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование урока:
• наглядные пособия (таблицы),
• карточки для работы в парах,
• словари, тетради, учебники,
• аудио-магнитофон.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Формулирование темы и цели урока.
Создание проблемной ситуации.
Кого вы видите? (Зайца)
Из каких частей он состоит? (Ответы детей)
Вот так и слово делится на части.
- Назовите части слова. (Корень, приставка, суффикс). Что такое корень, приставка, суффикс? И т. д.
III. Знакомство с новым материалом.
Работа на доске под руководством учителя.
- Допишите слова так, чтобы получилось предложение:
Мам__ слушает дочк__.
Прочитайте полученные предложения.
Ученики записывают на доске.
Мама слушает дочку.
Маму слушает дочка.
- Объясните смысл каждого предложения. Почему он изменяется? Сравните буквы, которые вы вставили в первом слове; в третьем слове.
Maма - и маму - это однокоренные слова? (Нет. Это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении.)
А дочка и дочку?
Измените последнюю букву на другую. Вы получили новое слово? (Нет.)
- Как называется эта изменяемая часть слова? (Ученики высказывают предположения.)
- Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила на стр. 122.
- Интересно, для чего слову нужно окончание? При помощи приставки и суффикса образуются новые слова. Какую роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос.
IV. Актуализация знаний.
Работа по учебнику.
Упражнение № 175.
- Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? ( Нет. Слова между собой не связаны.) Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.)
Составьте из слов предложение. Выделите окончание. ЗВУЧАТЬ, НЕЖНЫЙ, МЕЛОДИЯ, ВАЛЬС
Ученики составляют первое предложение: Звучит нежная мелодия вальса.
-Прочитайте слова на второй строчке.
ОНА, ПРОБУЖДАТЬ, ДУШЕ, СВЕТЛЫЙ, ЧУВСТВ
- Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)
- Составьте и запишите предложение: Она пробуждает в душе светлые чувства.
- Почему же вы изменяли окончания слов?
- Так для чего служит окончание? (Для изменения слова и связи слов в предложении).
- Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть.
- В слове есть изменяемая часть - это ... (окончание), а оставшаяся часть -неизменяемая. Это ... (основа).
- Найдите в тексте определения, как графически обозначаются окончание и основа. Выделите окончание и основу в записанных словах.
- Прочитайте вопрос под рамкой на стр.122. Кто может ответить?
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
VI. Открытие нового знания.
Игра «Молчанка».
На доске записаны слова в 3 столбика (по количеству рядов в классе). Одновременно три ученика выходят к доске и выделяют в словах окончания, молча садятся, другие ученики - основу, следующие - корень и т. д. Если допущены ошибки, их исправляет капитан команды. Какой ряд быстрее разберёт слова, тот и победил.
Слова для разбора:
ГРЯЗНЫЙ ЧАСОВОЙ КАПУСТНАЯ
ПЕРЕГОРОДКА ПОДОРОЖНИК ПОБЕЛКА
ЛИСТИК МОСТЫ ЦЕПОЧКА
VII. Релаксация.
- Закройте глаза. Возьмите с собой хорошее настроение.
Помните, что мы идем в гости. Нельзя тревожить жителей леса. Мы должны получить удовольствие от этой прогулки. Что нам надо взять с собой? (Ответы детей)
Упражнение № 179. Комплексная работа с текстом:
1. Чтение, определение темы, главной мысли. Заглавие: «Необычные охотники». Главная мысль: охотниками автор назвал фотографов, которые делали снимки животных.
2. Нахождение в тексте одного того же слова с разными окончаниями: охотники, охотников, охотникам;
зайчишка, зайчишки, с зайчишкой.
3. Слова с орфограммами - согласными буквами в корне.
Хрустнула (хруст), ветка (веточка), грустно (грустил), фотоаппарат.
4. Беседа о различии в оттенках значения слов – синонимов.:
БЕЖАТЬ - быстро передвигаться
МЧАТЬСЯ - очень быстро бежать
НЕСТИСЬ - двигаться с очень большой скоростью.
VIII. Итог урока.
Ответьте кратко «да» или «нет»:
- Окончание – часть слова? (Да)
- Окончание – изменяемая часть слова? (Да)
- Окончание – часть основы? (Нет)
- Окончание служит для связи слов в предложении? (Да)
- У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да)
С помощью окончания образуются новые слова? (Нет)
- Что такое основа? Приведите примеры.
- Что вам понравилось в уроке, а что не понравилось? (Ответы детей).
Домашнее задание.
Выучить правило на стр. 122, 123. Упражнение 1, стр. 138.
Учебники и учебные пособия:
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Русский язык, изд. «Баласс», 2011г.;
Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык»;
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,Л.А.Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку»;
Е.В.Бунеева, «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»;
Н.А.Исаев «Рабочая тетрадь по русскому языку», стр.152-153, упр.189-192.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Проценко Татьяна Александровна
→ Татьяна56 17.01.2012 0 10325 2070 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.