Урок русского языка по теме "Интонация в предложениях, различных по цели высказывания"
МБОУ «Старотимошкинская средняя школа»
Аксубаевского района Республики Татарстан
Учитель начальных классов: Патмаева Аниса Севастьяновна
Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100»)
Тема: Интонация в предложениях, различных по цели высказывания.
Цели урока:
- развитие умений определять предложения по цели высказывания;
формирование представлений о логическом ударении; формирование навыков самоконтроля и самооценки,
развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся, внимания;
- воспитание
чуткости, доброты по отношению друг к
другу.
Форма:
урок - игра.
Оборудование:
Xод урока: карта, магнитофон, компьютер с видеопроектором, карточки.
Организационный момент.
- Улыбнулись друг другу, пожелайте успешной работы.
Цель нашего урока — глубже узнать о видах предложений по цели высказывания и интонации. Наш урок состоит из этих высот русского языка, которые мы с успехом должны преодолеть. (На доске карта высот.)
Терпение и настойчивость - важные качества, которые вы должны проявить на этом уроке. Приступив к заданию, вы должны выполнить его до конца, добиваясь поставленной цели. «Не будь тороплив, а будь терпелив».
Кто более иль менее
С нетерпением знаком,
Считает он терпение
Совсем не пустяком.
Не случай, не везение
Тебе помогут вдруг:
Терпение, настойчивость –
Твой самый лучший друг.
2. Проверка домашнего задания - первая высота.
- Сколько предложений вы записали? Какие это предложения по цели высказывания? Какие однокоренные слова? (проглотила, глотку)
- Корень этих слов?
Какие это части речи?
Назовите знакомые орфограммы в словах и между словами?
Оцените свою работу, поставьте оценку на полях.
3. Вторая высота — орфографическая работа
- Запишите однокоренные слова к данным словам так, чтобы они были разными частями речи.
Тоска (прил., глаг., наречие)
Печаль (прил., глаг., наречие)
- Какие это слова
по значению? Назовите синонимы.
(Тоска - печаль,
тоскливый - печальный,
тосковать - печалиться, тоскливо -
печально)
- Оцените свою работу.
4. Повторение знаний о предложениях - вот 3-я высота.
1) Беседа:
- Как вы понимаете
сочетание слов цель
высказывания?
Как можно сказать
по-другому? (Зачем
я это сказал, с какой целью?)
- Определите, каким по цели высказывания будет предложение, если:
хочу о чем-то сообщить;
хочу о чем-то спросить;
хочу призвать кого-то совершить действие.
2) Составь и запиши три предложения, разные по цели высказывания. Ученики выполняют самостоятельно.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу. Возвращайте тетрадь хозяину. Оцените свою работу.
5. Изучение нового материала - 4-ая высота.
1) Прочитайте вопросительное предложение, выделяя голосом то слово, которое написано более тёмным шрифтом.
Артемон принёс цветы Мальвине?
Артемон принёс цветы Мальвине?
Артемон принёс цветы Мальвине?
Артемон принёс цветы Мальвине?
Изменился ли знак в конце предложения? А порядок слов?
Изменился ли смысл вопроса? Как? Почему?
- Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: Смысл вопроса меняется, хотя слова их порядок, знак в конце предложения остаются неизмененными.
Как бы вы назвали это выделение голосом? Что оно вам напоминает? (Ударение)
Что такое логическое ударение, если в первом предложении оно падает на 1-ое слово, во втором - на второе слово и т.д.? (Выделение голосом особо важных слов в предложении).
Если мы понаблюдаем за повышением (понижением) голоса в вопросительном предложении, то какой вывод можно сделать? (В вопросительном предложении голос резко повышается на том слове, в котором содержится вопрос или на которое падает логическое ударение).
Проводятся аналогичные наблюдения на примере повествовательного предложения.
Ты завтра поедешь к бабушке.
Прочитай предложение несколько раз, выделяя голосом разные слова. Как меняется смысл?
Чтение вывода:
Выделение с помощью интонации одного слова в предложении называется логическим ударением.
Логическое ударение выделяет то слово, которое более важно по смыслу.
Ответы на вопросы после вывода:
- Чем отличается логическое ударение от обычного ударения?
Как ты думаешь, почему важно уметь правильно ставить логическое ударение в устной речи?
Физкультминутка- 5-ая высота.
Если вы услышите восклицательное предложение, то вы поднимаетесь на носочки, руки поднимаете вверх и делаете хлопок над головой. Если услышите невосклицательное предложение, то приседаете, руки вперёд. (Звучит запись.)
Закрепление изученного - 6-ая высота.
1) Отрывок из стихотворения Саши Чёрного «Поезд»
Третий звонок, дон-дон-дон!
Пассажиры, кошки и куклы, в вагон!
До свиданья, пишите!
Машите платками, машите!
Машинист свисти!
Паровоз, пыхти!
а) Чтение стихотворения про себя.
б) Определение вида каждого предложения по цели высказывания.
в) Подчеркивание слов, на которые падает логическое ударение.
г) Упражнение
в выразительном чтении (Все предложения
произносятся с
восклицательной
интонацией)
д) списывание, подчеркивание орфограмм.
Фронтальная проверка. Оцените свою работу.
2) Прочитать с разной интонацией. (На экране проецируются стихотворения.)
С сочувствием:
Плачет кукла Алёнка:
Почти три недели,
Как шпионка,
Сидит она в тесном портфеле.
Л. Фадеева
С восхищением:
Белой сирени
Большую корзину
Бережно вынесли
Из магазина.
С. Михалков
Радостно:
Увезли забор и доски.
Дом стоит на перекрёстке,
Дом на солнце заблистал,
Украшает весь квартал.
А. Барто
Радостно:
Люблю глядеть на облака,
На солнечный восход,
На то, как гулкая река
разламывает лёд.
На то, как мастерит столяр
Стол, стулья и табурет
И красит комнату .маляр
В любой весёлый цвет.
Е. Благинина
Таинственно:
Ты нас, мама, не ищи.
Ищем мы щавель на щи
В роще травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
С сожалением:
Темно на арене огромной,
Темно и в партере, и в ложе,
Ушли и жонглёры, и клоуны,
Домой возвращался Серёжа.
А. Барто
С осуждением:
Король соседний, словно вор,
Презрев священный договор,
Границы наши перешёл,
Вступив в одно из наших сёл.
С. Маршак
8. Итог урока.
- Что нового мы сегодня узнали? (Логическое ударение, восклицательное предложение.)
- Что такое логическое ударение?
Что сближает ударение в слове с логическим ударением?
Что подскажет, с какой интонацией надо читать предложение?
Какую оценку вы поставите себе за работу? Поставьте её зелёной пастой на полях.
9. Домашнее задание:
Составь и запиши два повествовательных, два вопросительных и два побудительных предложения.
Обозначь в этих предложениях знакомые орфограммы.
10. Воспитательная минутка.
(Педагог говорит слово «спасибо» с разными оттенками: холодно, тепло, ласково, резко)
- Чем
отличаются эти слова? Какое из них
приятнее всего слышать? Почему?
Тихо
скажите это слово так, чтобы оно прозвучало
тепло и ласково. Это слово
становится
волшебным только в том случае, если в
нем звучат нотки искренней благодарности.
Спасибо!
Повернитесь друг к другу и скажите это слово так, чтобы в нём поселилось тёплое лучистое солнышко.
Дети, вы – настоящие волшебники, и пусть эти слова звучат сегодня и каждый день, и пусть на душе у нас будет тепло и радостно. Наш урок я хочу закончить словами Н.М.Карамзина.
На экране появляется высказывание Н.М.Карамзина: «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности»
Источники материалов:
http://www.kostyor.ru/poetry/cherny/?n=4 Отрывок стихотворения Саши Черного
http://lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/marshak4.txt Отрывок стихотворения С.Маршака
http://www.razumniki.ru/barto.html Отрывок стихотворения А.Барто
http://www.razumniki.ru/stihi_elena_blaginina.html Отрывок стихотворения Е.Благининой
http://www.kostyor.ru/poetry/poem2.html Отрывок стихотворения Л.Фадеевой
http://www.chitaikin.ru/bel_stihi.htm Отрывок стихотворения С.Михалкова
На странице приведен фрагмент.
Автор: Патмаева Аниса Севастьяновна
→ патма 17.01.2012 0 6791 1251 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.