Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Имена собственные" для 2 класса
Интегрированный урок
русского языка и литературного чтения
2 класс
Патмаева Аниса Севастьяновна,
учитель начальных классов
МБОУ «Старотимошкинская средняя школа»
Аксубаевского района Республики Татарстан
2012 г.
Тема: Имена собственные
Цели:
Обучающая: развивать умения писать большую букву в именах людей
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческую способность, речь учащихся
Воспитывающая: прививать любовь к русскому языку, прививать любовь к своей Родине и гордость за неё, ввести школьников в мир культуры.
Оборудование: компьютер с видеопроектором, карточки, рисунки.
Ход урока:
Психологический настрой на урок.
- Закройте глаза, вытяните руки вперед тыльной стороной ладони вверх. Вот единственный луч солнца пробил тучу и попал вам в ладошку. Руки согрелись, тепло передалось всему телу, вам стало приятно на душе. Откройте глаза. Передайте это хорошее настроение друг другу.
Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
- Обратите внимание на доску. Какое выражение вы прочитали?
Что в имени тебе в моём ...
А.С. Пушкин.
- О чём мы сегодня поговорим на уроке? ( Об именах. Раскроем их значения.)
3. Минутка чистописания.
1) Установите закономерность и продолжите буквенный ряд.
АЕЁИ…
2) Запишите эти предложения в тетрадях.
Стёпка, Стёпка не ходи растрёпкой.
Не ходи неряхой. Попусту не ахай. (Появляется на экране.)
- К чему призывает эти строчки?
- На что похожи эти строчки? (Скороговорка).
Постарайтесь запомнить её. (Читают 2-3 ученика).
4. Орфографическая минутка.
-Запишите слова: мороз, погода, ветер, синица, ворона.
Поставьте ударения, подчеркните опасные места.
-Запишите новое слово – корова.
- Дайте определение.
1. Самка крупных жвачных парнокопытных животных семейства полорогих (быков), а также некоторых других парнокопытных (напр., лося, оленя).
2. Домашнее молочное животное, самка домашнего быка. Стадо коров.
- Послушайте пословицы. Как вы их понимаете?
У коровы молоко на языке (хороший удой зависит от хорошего корма).
Чья бы корова мычала, а чья бы молчала (пословица о том, кому лучше бы помолчать о других, так как сам небезгрешен).
-Образуйте от этих слов фамилии.
- Запишите в тетрадях.
- Как пишутся фамилии людей? Подчеркните большую букву.
- Как образуются фамилии? (Они образуются от имён, от рода занятий, от названий животных, растений, от природных явлений, от характерных особенностей людей…)
- Послушайте басню С. Михалкова «Смешная фамилия». (Рассказывает ученица). Каких фамилий только нет:
Пятёркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин - Самоед.
Пупков и Перепутов.
Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов
Умишко комариный.
Плевков фамилию сменил,
Алмазовым назвался,
Но в основном - ослом он был
Ослом он и остался.
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Всё дело не в фамилии, а в человеке!
5. Значение своего имени.
- Как вы думаете,
что есть у каждого человека, живущего
на Земле? Как
обращаются люди друг
к другу? (По имени).
- Откуда пришли ваши имена?
В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие - это русские имена.
Очень легко понять, что они значат. Владимир - владеет миром. Светлана? Надежда?
А ещё в русском языке есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Кто знает значение своего имени, и откуда оно пришло?
Артём (греч.) - невредимый
Алексей (греч.) - защита, помощь
Олег (скандинавок.) - святой
Диана (римск.) — богиня охоты
Ксения (греческ.) - гостеприимная
Мария (древнееврейск.) - горькая, госпожа.
- Как пишутся имена людей?
Вывод: имена людей - это имена собственные, они пишутся с большой буквы.
6. Чтение рассказа Льва Кассиля «Сестра».
- Послушайте рассказ. Первичное чтение рассказа учителем, а затем детьми.
Сестра
Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперёд ушли, врага гнать. Лежит Иван один на снегу. Рука болит, дышать трудно — пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.
Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смерзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом — другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест,— медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану — осторожно, так, чтобы не больно.
«Кругом бой, а она приползла»,— подумал Иван и спросил:
- Умру?
- Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.
- Спасибо, сестрица! — говорит Иван Котлов.— Дозвольте узнать, как вас зовут.
- Надя зовут,— отвечает.— Надя Балашова.
Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползёт и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!
Л. Кассиль
- Какие новые имена героев мы узнали?
- Как вы их охарактеризуете? За что они боролись?
- Давайте напишем имена и фамилии в свою тетрадь. Запомним имена героев, кто сражался за мир, за Родину.
7. Физкультминутка.
- Ребята, я вам прочитаю словосочетания, а вы на каждое слово сделаете упражнения. Если встретится слово с большой буквы, вы поднимаетесь на носочки, руки вверх и тянетесь как можно выше к солнцу. Если слово с маленькой буквы пишется, то приседаете на корточки.
Алексей Петрович, девочка Мила, Наташа с Костей, дед Мирон, Екатерина Петровна, наша дочь Юлия.
7. Загадки русского языка.
1) Имена бывают полные и сокращённые.
- Когда
мы пишем полные имена?
(При
оформлении документов.)
- Запишите слова парами: полное и сокращенное имя. Анастасия - Настя, Саша - …, Алёша -…, Нина - …, Дмитрий -….
Какое имя осталось без пары? У какого имени два сокращённых имени.
Как
вы написали имена?
2)
Напишите
имена,
имеющие
двойную согласную (Анна, Алла, Инна,
Жанна, Геннадий)
Напишите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам (Саша, Женя, Юля, Валя)
Напишите имена, образовавшиеся от названия цветов (Лилия, Роза, Резеда)
Кто такие тёзки? (Люди, которые носят одинаковые имена). Есть ли тёзка у тебя в классе?
8. Тест «Правописание фамилий, имён, отчеств»
__________________________________________________
Фамилия, имя
(У,у)___читель (И,и)___ван (П,п)___етрович
(М,м)___альчик (П,п)___аша
(П,п)____олководец (А,а)____лександр (С,с)___уворов
(П,п)___оэт (В,в)___асилий (Ж,ж)___уковский
8. Итог урока.
- Как пишутся имена людей?
- Какие имена больше всего прозвучали при ответах на вопросы?
Домашнее задание.
Составить список ребят своего ряда в алфавитном порядке.
- Как
вы будете составлять список - по фамилиям
или по именам?
- Какие
слова напишете с мягким знаком?
- Назовите слова, где есть буквосочетания ча, жи.
Источники материалов:
http://www.poskart.ru/moloko-na-yazike.html пословица
http://chelni.ru/slovari/ozhegov/?id=24112 пословица
http://pritchi.ru/id_5532 отрывок басни С.Михалкова
http://www.akviloncenter.ru/name/list.htm значение имен
http://ssr.livejournal.com/480333.html Л. Кассиль «Сестра»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Патмаева Аниса Севастьяновна
→ патма 21.01.2012 0 5520 1035 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.