Конспект (технологическая карта) урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения" для 3 класса
Ретц Светлана Борисовна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №548 с углублённым изучением английского языка Красносельского района г. Санкт – Петербурга
Учитель начальных классов
Конспект урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения» для 3 класса, выполнен по технологии ТРИИК в виде технологической карты. Рассчитан на 5 уроков.
УМК "Начальная школа XXI века", учебник Иванов С. В.
Интернет-ресурсы (авторские разработки):
Презентация «I этап. Самоопределение к деятельности»
https://docs.google.com/present/embed?id=dc4dfj54_25cqws67dp&autoStart=true&size=m
2. Презентация «II этап. Учебно-познавательная деятельность»
https://docs.google.com/present/edit?id=0ARmlpCNbMFVKZGM0ZGZqNTRfNDFkdG01N2RjdA&hl=ru
3. Блок К. Диагностика качества усвоения темы. Контрольное задание
https://spreadsheets.google.com/viewform?formkey=dDIwRmp2VmE3SjJjODRBUHVQXzRWelE6MQ
Технологическая карта
Тема |
Второстепенные члены предложения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели
|
Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении. Ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения. Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основное содержание темы |
Изучение распространённых и нераспространённых предложений, второстепенных членов предложения: определения, обстоятельства, дополнения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Термины и понятия |
Предложения распространённые, нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные умения: - проявлять позитивное отношение к процессу создания письма; - творческое отношение к процессу создания письма.
|
Метапредметные умения Познавательные: - исследовать второстепенные члены (обстоятельство, определение, дополнение), определять вид каждого второстепенного члена в предложении; - использовать приобретённые знания при написании письма (создание текста-описания); Регулятивные: - соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения; Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, мнение; |
Предметные умения - определять в предложении второстепенные члены разных видов, обозначать их графически;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация образовательного пространства |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Название предмета Изобразительное искусство Тема - «Осенний вернисаж. Прощание с летом». Литературное чтение Тема – «А. А. Фет «Листья».
|
Информационный материал Учебник С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова Русский язык: 3 класс ч.1- М: Вентана-Граф, 2010 Демонстрационный материал Электронная презентация Интерактивный материал Раздаточный материал: Карточки с учебными заданиями.
|
Фронтальная индивидуальная – парная -
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Самоопределение к деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности |
Ситуативное задание |
Результат деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мотивировать учащихся к изучению темы; стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации, в которой оказались Саша и Джек; проявлять позитивное отношение к процессу создания письма.
|
У Саши есть друг Джек. Он живёт в Африке. Джек написал Саше письмо. Здравствуй, Саша! Я слышал, что в России период начала октября называют «Золотая осень». Что такое золотая осень? Напиши мне, пожалуйста. Твой друг Джек. Саша дал следующий ответ. Здравствуй, Джек! Наступила осень. Птицы улетают. Моросит дождь. Листья падают. Цветы высохли. Трава пожелтела. Листва шуршит. Вода потемнела. Твой друг Саша. Прочитав письмо Саши, Джек нарисовал рисунок и назвал его «Золотая осень».
Можно ли утверждать, что Джек изобразил золотую осень? Что на самом деле получилось у Джека? Почему Джеку не удалось изобразить золотую осень? Высказывания детей подводим к выводу, что Саша в своём письме не смог правильно описать золотую осень. Почему Саша не смог объяснить, что такое золотая осень? Сможем ли мы в письме описать Джеку золотую осень? Что для этого нужно знать и уметь? |
Личностные умения: - проявлять интерес к написанию письма, к описанию золотой осени.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности
|
Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) |
Результат деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блок А. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели: актуализировать знания о главных членах предложения. ввести понятия «распространённое предложение», «нераспространённое предложение», «второстепенные члены предложения». ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения. |
Алгоритм определения второстепенных членов предложения Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо: определить грамматическую основу предложения; определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего; определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого; определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов. Задание 1(З) Назовите признаки распространённого и нераспространённого предложения. Задание 2 (З) Расскажи алгоритм определения второстепенных членов предложения. Задание 3(П) Можно ли, утверждать, что предложение «Птицы улетают в тёплые края» нераспространённое? Обоснуйте своё мнение. Задание 4 (У) Подберите схему, соответствующую предложению «Птицы улетают в тёплые края». Обоснуйте свой ответ.
Задание 5 (У) Определите и графически изобразите распространённое и нераспространённое предложение. Пожелтели берёзки. Горят гроздья рябины. На ветру кружится тополиный листок. Нераспространённое предложение________________________________ Распространённое предложение__________________________________
|
Диагностические задания 1. Каким членом предложения является слово «лист»? Кружится в воздухе кленовый лист. Ветер сорвал кленовый лист. 2.Составьте и запишите предложение, в котором слово «лист» является главным и второстепенным членом. Подберите схему к своему предложению.
Познавательные умения: - определять признаки распространённого и нераспространённого предложения и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения. Предметные умения: - строить предложение по схеме. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блок Б. Обстоятельство |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели: актуализировать знания о второстепенных членах предложения. ввести понятие «обстоятельство» и его графическое обозначение. |
Задание 1(З) Расскажите о значении обстоятельства в предложении и перечислите вопросы, на которые оно отвечает. Задание 2 (З) Назовите вопросы к данным обстоятельствам. Журавлиная стая потянулась ( ?) на юг. Дрожит ( ?) на ветке осиновый листок. ( ?) Ярко полыхают гроздья рябин. ( ?)Днём солнце выглянуло из-за туч. Задание 3(П) Можно ли утверждать, что выделенные слова являются обстоятельствами? С берёзки сыплются золотые монетки. Ночью были первые заморозки. Разукрасила осень деревья в парке. Задание 4 (У) Дополните предложения обстоятельством и впишите его в текст. Птицы летят . падают листья . Вода потемнела. Задание 5(У) Исследуйте предложение «Утром моросил дождь». Внесите результаты исследования в таблицу.
Для учителя:
|
Диагностические задания Дополните нераспространенное предложение обстоятельствами. Птицы летят. Вода потемнела. Выросли грибы. Познавательные умения: - исследовать, определять обстоятельство в предложении, определять его вид, обозначать графически; - оформлять знания в виде таблицы. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины. Предметные умения: - писать распространённые предложения с использованием обстоятельств. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блок В. Определение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели : актуализировать знания о второстепенных членах предложения, об обстоятельстве. ввести понятие «определение» и его графическое обозначение |
Задание 1(З) Расскажите о значении определения. Назовите вопросы, на которые оно отвечает. Задание 2(З) Назовите вопрос к каждому определению. По стёклам стучат ( ? ) холодные капли дождя. Под ногами шуршит ( ? ) разноцветный ковёр листьев. Листва скрыла ( ? ) беличье дупло.
Задание 3(П) Можно ли утверждать, что выделенные слова являются определениями? Осенний лес радует глаз. Птицы отправились в далёкий путь на юг. Кружатся на ветру ивовые листочки.
Задание 4 (П) Подберите в тексте слова, которые могут отвечать на вопросы определения. Выделите их графически. Обоснуйте свой выбор. Красивый, на дереве, золотые, кленовый, осенью, летят, журавлиный, медленно, утром, на юг. Задание 5 (У) Составьте распространённое предложение с одним из слов, подобранных в задании 4. Задание 5 (У) Исследуйте предложение « Звонко журчит лесной ручей». Внесите результаты исследования в таблицу.
Для учителя:
|
Диагностические задания 1.Дополните каждое предложение определением, используя слова для справок. На ветках рябины алеют ягоды. Радуют глаз , , листья . По воде плывёт листок. Слова для справок: одинокий, жёлтый, тёмный, яркий, сочный, пустой, гибкий, красный, кленовый, берёзовый, яркий. 2.Дополните каждое предложение определением. На ветках рябины алеют ягоды. Радуют глаз , , листья . По воде плывёт листок. 3.Дополните каждое предложение определением. Краснеют ягоды. Плывёт листок. Падают листья. Познавательные умения: - устанавливать соответствие между вопросом и определением; - оформлять знания в виде таблицы.
Регулятивные умения: - выполнять задание, используя алгоритм определения второстепенных членов предложения. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение. Предметные умения: - определять синтаксическую роль слова; - писать распространённые предложения с использованием определений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блок Г. Дополнение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели: актуализировать знания о второстепенных членах предложения, об обстоятельстве, об определении; ввести понятие «дополнение» и его графическое обозначение. |
Задание 1(З) Расскажите о значении дополнения. Назовите вопросы, на которые отвечает дополнение. Задание 2 (П) Дан текст с выделенными дополнениями. Можно ли утверждать, что выделенные слова являются дополнениями? Я любуюсь красотой осенней природы. Осень смывала дождями зелень. Лежит пёстрый ковёр листьев. Задание 3 (У) Подберите в тексте слова, которые могут отвечать на вопросы дополнений. Выделите их графически. Обоснуйте свой выбор. Осенью, красный, о рябине, вечером, падают, гусиный, об осени. Задание 4 (У) Составьте распространённое предложение с одним из слов, подобранных в задании 3.
Задание 5(У) Исследуйте предложение «Одинокий клён медленно теряет свою листву ». Внесите результаты исследования в таблицу.
Для учителя:
|
Диагностические задания Впишите в текст пропущенные дополнения. Осенью осина превращается ……………... Осенний лес в золотистых ………….. .. Берёзки надели золотые ……….. Душистые рыжики и опята ждут …………. Мы думаем о……………… .
Познавательные умения: - уметь устанавливать соответствие между вопросом и дополнением; - определять различие между дополнением и обстоятельством, и обосновывать свое мнение; - оформлять знания в виде таблицы. Регулятивные умения: - применять алгоритм определения второстепенных членов предложения при выполнении задания. Коммуникативные умения: - формулировать речевое высказывание, используя термины. Предметные умения: - определять синтаксическую роль слова; - писать распространённые предложения с использованием дополнений.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блок К. Диагностика качества освоения темы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель установить степень усвоения темы «Второстепенные члены предложения».
|
Контрольное задание. Из предложенных предложений, выделите только нераспространённые. В небе слышится крик гусиной стаи. Солнце светит. Сыплются с берёзы золотые монетки. Я люблю золотую осень. Небо потемнело. 2. Составьте распространённое предложение. Листья падают. 3. Обозначьте графически член предложения «береза» в каждом предложении. На поляне растёт одинокая берёза. Жёлтый листок слетел с берёзы. С горы дети увидели берёзу. 4. Отметьте все обстоятельства в предложении: По утрам осенний дождик часто стучит в окно. Отметьте все определения в предложении: Яркие лучи осветили заячьи следы. Отметьте все дополнения в предложении: Я любуюсь красками золотой осени. |
Регулятивные умения - умение выполнять задание в соответствии с целью.
Предметные умения: - умение составлять распространённое предложение; - умение определять в тексте и обозначать графически второстепенные члены предложения разных видов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель деятельности |
Варианты заданий |
Результат деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности.
|
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический); выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный); самоорганизацию по выполнению задания: - планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Информативный вариант Напиши письмо Джеку от своего имени, используя письмо Саши. Здравствуй, Джек! Наступила золотая осень. Птицы улетают_________. Солнце ___________, но не греет. Моросит __________дождь. Листья ____________падают_____________. Трава пожелтела. Листва шуршит____________. Вода __________потемнела. Твой друг __________.
Импровизационный вариант Напишите письмо Джеку от своего имени, исправив ошибки в письме Саши. Здравствуй, Джек! Наступила осень. Птицы улетают. Моросит дождь. Листья падают. Цветы высохли. Трава пожелтела. Листва шуршит. Вода потемнела. Твой друг Саша.
Эвристический вариант Напишите письмо Джеку от своего имени, в котором говорится о золотой осени. |
Личностные умения: - творческое отношение к процессу создания письма;
Познавательные умения: - умение выбирать вариант выполнения задания.
Регулятивное умение: - умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативное умение: - умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV этап. Рефлексивная деятельность
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности |
Самоанализ и самооценка ученика |
Результат деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научить школьников: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности |
Самоанализ I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения , потому что…… 2. Чтобы точно описать предметы и явления, их признаки и действия нужно ………….
Самооценка II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) составленным мною письмом Джеку
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели деятельности |
Самоанализ и самооценка учителя |
Результат деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключевые Умения Личностные
- проявлять
позитивное
отношение
к процессу
создания письма;
- творческое отношение
к процессу создания
письма. Личностные
1. - проявлять позитивное отношение
к процессу создания письма;
2.-проявлять интерес к написанию
письма, к описанию золотой осени. 3. -
творческое отношение к процессу
создания письма. Познавательные - определять
признаки
распространённого и
нераспространённого предложения и
обосновывать
свой выбор; - устанавливать соответствие
между
вопросом и
второстепенным
членом; - определять
различие
между
дополнением
и
обстоятельством
и обосновывать
своё
мнение; -
исследовать
второстепенные
члены
(обстоятельство,
определение,
дополнение),
определять
вид
каждого
второстепенного
члена
в
предложении Познавательные 2- определять
признаки распространённого и
нераспространённого предложения
и обосновывать свой выбор; 6- оформлять
знания в виде таблицы; 3 -
устанавливать соответствие между
вопросом и второстепенным членом; 1 -
исследовать второстепенные члены
(обстоятельство, определение,
дополнение), определять вид каждого
второстепенного члена в предложении
; 4- определять
различие между дополнением и
обстоятельством и обосновывать
своё мнение; 5- уметь
выбирать варианты выполнения
задания. Регулятивные - выполнять
учебные
задания
в соответствии
с целью; - выполнять
задания,
используя
алгоритм
определения
второстепенных
членов
предложения; Регулятивные 2. -
выполнять учебные задания в
соответствии с целью; 1.- выполнять
задания, используя алгоритм
определения второстепенных членов
предложения; Коммуникативные -
формулировать собственное высказывание,
мнение; -
формулировать
речевое
высказывание,
используя
термины; - адекватно
использовать
речевые средства
для представления
результата
деятельности; Коммуникативные 2.-
формулировать речевое высказывание,
используя термины; 3.- адекватно
использовать речевые средства для
представления результата деятельности; 1.- формулировать собственное
высказывание, мнение; Предметные - строить
предложение
по схеме; - составлять,
оформлять
схему и записывать
распространённые предложения; -
определять
в
предложении
второстепенные члены
разных видов,
обозначать
их
графически; Предметные 1.- определять
в предложении второстепенные члены
разных видов, обозначать их
графически; 3.- строить
предложение по схеме; 2.- составлять, оформлять
схему и записывать распространённые
предложения; Оценить результат своей деятельности. |
Цели темы: Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении. Ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения. Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания). Ключевые умения Познавательные умения: - исследовать второстепенные члены (обстоятельство, определение, дополнение), определять вид каждого второстепенного члена в предложении; Регулятивные умения: - выполнять задания, используя алгоритм определения второстепенных членов предложения; Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, мнение; Предметные умения: - определять в предложении второстепенные члены разных видов, обозначать их графически; |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ретц Светлана Борисовна
→ svet716070 23.02.2012 1 26703 7228 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.