Урок развития речи в 4 классе. Реализация проекта «Зима». Написание сочинения.
МБОУ Добычинская средняя общеобразовательная школа
Палкинского района Псковской области
Урок развития речи в 4 классе.
Реализация проекта «Зима».
Написание сочинения.
Учитель начальных классов
Миколенко Галина Николаевна
Урок развития речи в 4 классе.
Тема: Сочинение на тему «Зима». Реализация проекта «Зима».
Цель: 1. Научить писать сочинение, раскрывая тему, выделяя правильно части текста, используя эпиграф.
2. Развивать навыки грамотного письма, творческие способности детей. выражать мысли в письменной форме. Обогащать словарный запас.
5.Прививать любовь к родному языку.
Задачи: 1. Обобщить работу по теме проекта.
2.Составить план текста.
3.Написать сочинение, правильно разбив на части, используя красивые, образные слова.
Организационный момент.
Зазвенел звонок!
Значит, начинается урок.
Вы друг другу улыбнитесь,
И гостям вы улыбнитесь,
Да и мне вы улыбнитесь!
Введение в тему. Постановка целей и задач урока.
У: Сегодня мы продолжим говорить о зиме. Но мы выяснили, что хоть это и самое холодное время года, но вы любите зиму. О зиме мы говорили с вами на разных уроках. Вспомните, на каких?
Д: 1. Чтение.
Поэты о зиме: А.С.Пушкин С.Есенин, Афанасий Фет, Фёдор Тютчев, Александр Блок и др. Устное народное творчество (приметы, загадки, пословицы, поговорки).
2.Музыка
Композиторы: Антонио Вивальди, Фредерик Шопен, Пётр Ильич Чайковский.
У: Сегодня мы ещё раз будем иметь возможность прослушать эти гениальные произведения.
Д: Ещё мы на музыке разучивали песни о зиме.
3.ИЗО
Картины художников: И.Шишкин, Павел Пластов, Константин Коровин, Константин Юон.
Д: А ещё мы ходили всем классом кататься с горки, а потом сочинили физминутку.
У: Каким образом мы можем коснуться темы зимы на уроке русского языка?
Д: Мы можем написать сочинение на эту тему.
У: Вы правильно определили тему нашего урока. Сегодня мы напишем сочинение на тему «Зима». Скажите, что будет итогом работы на уроке?
Д: Итогом будет написанное сочинение, которое было бы правильно оформлено, раскрыло тему, было написано по плану, без ошибок, интересное.
У: Вы правильно определили задачи нашего урока. Какое сочинение можно назвать хорошим?
Д: 1.Его интересно читать.
2.Оно правильно построено. В нём есть вступление, основная часть, заключительная часть.
3.Содержит основную мысль, которую автор раскрывает.
4.В сочинении нет речевых ошибок.
У: Что ещё необходимо сделать. Чтобы написать сочинение?
Д: Вспомнить виды текстов (описание, рассуждение, повествование).
Выбрать тему, составить план. Уметь выбирать образные, красивые выражения.
У: Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке русского языка?
Д: Правописание окончаний у имён прилагательных. Значит, ваша задача обратить особое внимание на правописание прилагательных.
У: Запишите в тетради число, классная работа. В тетрадь вы можете записать то, что считаете нужным для вашей подготовки к сочинению.
Орфографическая и лексическая подготовка.
У: Какие слова-ключи нужны будут для написания сочинения? Назовите «зимние слова»
Д: Зима, снег, мороз, снежинки, снеговик и др.
(записывают в тетради в столбик)
У: Во второй столбик запишем прилагательные к этим словам, а в третий – глаголы.
У: Придумайте с этими словами словосочетания, образные выражения.
Как по-другому можно назвать зиму? (Волшебница, художница, красавица).
Зима (какая?) сказочная, красивая…
Снег (какой?) белый, пушистый, серебристый, волшебный…
Мороз (какой?) сильный, жгучий…
Снежинки (какие?) резные, пушистые, белые…
Снеговик (какой?) удивительный, задорный, смешной...
……………………………………………………………………..
Зима (что сделала?) заволокла, пожаловала…
Снег (что делает?) кружится, искрится, идет…
Мороз (что делает?) трещит, обжигает...
Снежинки (что делают?) кружат, порхают, садятся.
Снеговик (что делает?) мечтает, улыбается.
Серебристый снег, удивительная красота, зимняя сказка, порхающие снежинки, волшебный день, морозное утро…
У: Давайте попросим наших гостей нам помочь. Уважаемые гости, предложите, пожалуйста, свои образные выражения, словосочетания.
(Дети делают необходимые записи в тетради)
У: Объясните правописание пропущенных букв.
Снег пуш.стый, с.р.бристый, м.ро. тр.скучий, сн.ж.нки лё.кие, лес м.лч.ливый, как в волшебн… сказк., блестящ… снега.
У: Сейчас вам предстоит сосредоточиться, подумать над темой вашего сочинения и его содержанием. Составить план своего сочинения. Закройте глаза, глаза отдыхают, а вы думаете. Откройте глаза, проморгайтесь. Сядьте парами, обсудите тему и план своего сочинения в парах, не передавая содержание.
Физминутка
А сейчас проведём физминутку, которую мы с вами сочинили.
Зимой в рощу мы ходили,
И снежки мы там лепили.
В Веру кинулись снежком, в Аню …..
Веселились и резвились,
И домой мы возвратились.
У: Запишите в тетради тему своего сочинения, план. Дома вы учили стихотворения. Постарайтесь его вспомнить и записать эпиграф к своему сочинению. Кому нужны карточки-помощницы? У меня есть карточка с рекомендациями по написанию частей текста в зависимости от вида текста. Есть карточка с образными выражениями и словосочетаниями, эпиграфами.
Карточка
Пушистый снег, сказочная красота, снежная белая шаль, волшебное кружево, скрипучий снег, тяжёлая шапка снега, снежная зима, морозная дымка, привычные заботы, зимние забавы, коварная и хитрая волшебница, русская зима-кудесница, богатый урожай, снежная зима, первый долгожданный снег.
Карточка
Под
голубыми небесами,
Великолепными
коврами,
Блестя на солнце, снег
лежит... (А. С. Пушкин. Зимнее утро)
Чародейкою
Зимою
Околдован, лес стоит —
И под
снежной бахромою,
Неподвижною,
немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф.И.
Тютчев)
Метели,
снега и туманы
Покорны морозу
всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю
дворцы изо льда.(Н.А. Некрасов. Мороз,
Красный нос)
Зима
еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та
ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
(Ф.И. Тютчев)
Белый
снег пушистый в воздухе кружится
И
на землю тихо падает, ложится.
Стали
дни коротки, солнце светит мало.
Вот
пришли морозы, и зима настала.
И под
утро снегом поле забелело,
Точно
пеленою все его одело.(И.З. Суриков. Зима)
Здравствуй,
гостья зима!
Просим милости к нам,
Песни
севера петь
По лесам и степям.
Есть
раздолье у нас,
Где угодно гуляй,
Строй
мосты по рекам
И ковры расстилай.(И.
С. Никитин. Встреча зимы)
Запись сочинения.
Дети пишут сочинение. В этот момент звучит музыка композиторов (А.Вивальди, П.Чайковского, Ф.Шопена )
Подведение итога урока.
У: Какого вида сочинение написали? Прочитать, обсудить 1-2 сочинения.
Рефлексия.
У: Вначале урока мы говорили о том, как должно быть написано сочинение. Кто из вас считает, что справился с поставленной задачей? У вас есть снежинки на партах. Поделитесь своим мнением, чувствами по этому уроку. Оцените себя за работу на уроке, за сочинение. Кто хочет высказаться? Остальные положите снежинки в тетрадь.
Д/З: Мы закончили работу над нашим проектом «Зима» этим сочинением. Дома напишите небольшое сочинение - эссе о своих впечатлениях по работе над этой темой. Что показалось интересным, что нового узнали.
Интернет-ресурсы:
http://s43.radikal.ru/i101/0912/bb/42932ba0b484.jpg
http://www.wm-painting.ru/plugins/p19_image_design/images/4.jpg
http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html
http://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: Миколенко Галина Николаевна
→ anilag 16.03.2012 0 8239 1400 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.