Урок русского языка по теме "Изменение имён существительных по числам" во 2 классе




Урок русского языка

в 3 классе


УМК «Начальная школа XXI века»


тема: «Изменение имён существительных

по числам. Обобщение»









Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 29

Мокрушина Лилия Фаридовна




Аннотация

Главной целью начального образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, его физическое и психическое развитие, формирование умения учиться. В школе реализация данных целей происходит в основном в процессе учебной деятельности. А основной учебной деятельностью школьника является урок.

Представленный урок является обобщающим уроком по теме «Изменение имён существительных по числам» в разделе «Морфология» В процессе обобщения изученного материала на уроке учащиеся систематизируют знания, которые были получены на предыдущих уроках и учатся применять их на практике.

Для достижения поставленных целей на уроке используются различные методы и приёмы, активизирующие учебно-познавательные мотивы учащихся. Прежде всего - постановка проблемы и поиск путей её решения, групповая работа, работа в парах. Одним из новых приёмов, используемом на уроке, можно назвать подвижную деятельность учащихся на уроке – это подвижный словарный диктант с предварительной постановкой проблемы. Кроме этого применяется подвижная групповая деятельность, в ходе выполнения которой дети решают поставленную перед ними задачу.

Необходимо помнить и о здоровьесберегающем факторе на уроке. Это прежде всего проведение физминутки, которая должна быть не отвлекающим моментом, а неотъемлемой частью урока, нести в себе познавательный момент.

Содержание, структура и методическое оснащение данного урока помогают формировать такие необходимые для успешного обучения компоненты учебной деятельности, как контроль и самоконтроль, оценка и самооценка учащихся.


Пояснительная записка

Представленный урок соответствует требованиям, предъявляемым современному уроку. Урок носит продуктивный характер, создаёт благоприятные возможности для усвоения изучаемого материала всеми учащимися.

Данный материал имеет практическую ценность: урок русского языка, построенный по УМК «Начальная школа 21 века», даёт возможность повысить уровень требований к учащимся.

Повышается эффективность урока: учитывается индивидуальность каждого учащегося, развиваются творческие возможности ребёнка, а как следствие, повышается качество, результативность обучения.















Цели: 1) обобщение знаний об изменении имён существительных по

числам;

2) развитие внимания, памяти, мышления;

3) воспитание чувства ответственности, коммуникативности.




Задачи: обобщить знания об изменении имён существительных по

числам;

познакомить с правилом изменения имён существительных

на –мя во множественном числе;

повторить орфограммы «жи-ши», «разделительный Ь»




Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор С.В.Иванов;

печатная тетрадь автор М.И.Кузнецова;

рабочая тетрадь;

раздаточный материал: карточки со словами-

помощниками, карточки со стихами;

презентация урока


































Разработка урока


Орг. момент

- Начинаем урок русского языка.

- Сейчас в природе господствует зима.

- А чего не хватает зимой всему живому на нашей планете?

- Давайте сегодня на уроке мы постараемся поработать так, чтобы солнышко засияло и согрело нас своим теплом.


Введение темы урока

- Правильно выполненное первое задание поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

-Составьте и запишите из распавшихся букв слова.

презентация

Луч, птицы, холода, лучи, птица, холод

- Какой частью речи являются записанные слова?

- На какие 2 группы можно разделить данные имена существительные?

- Назовите слова 1группы, II группы.

- Проверьте себя.

презентация

луч лучи

птица птицы

холод холода

-Сформулируйте тему урока, на котором обобщаем изученный материал.

- Что нам поможет определить, правильно ли названа тема урока?

- Откройте учебник на стр.145 и прочитайте тему урока.

- Вы справились с первым заданием и солнышко дарит нам первые лучики.


Обобщение изученного материала


Составление опорной схемы

- Мы вспомнили, что им. сущ. имеют форму ед.ч. и мн.ч.

- Сколько предметов называют им. сущ. в форме ед. числа?

- Сколько предметов называют им. сущ. в форме мн. числа?






















Презентация:

ч у л луч

п и ц т ы птицы

хадоло холода

луич лучи

ц и т а п птица

лодох холод
























Схема на доске:

ед.ч. мн.ч.


один много

он оно

она

оно



- Назовите местоимения, которые помогают определить число имён существительных.

- Данная опорная схема поможет при выполнении последующих заданий.


1. Работа с учебником

- Опираясь на составленную схему, выполните упр.5 стр.146

- Прочитайте задание.

- Дополнительное условие:

1 вариант: среди данных слов выбирает и записывает

им.сущ., при записи которых в форме

мн.ч. появляется орфограмма «жи – ши»

2 вариант: среди данных слов выбирает и записывает

им.сущ., при записи которых в форме

мн.ч. появляется орфограмма «разд.Ь»

- Проверьте правильность выполненного задания.

презентация

- Какое правило помогло вам без ошибок написать слова?

- Благодаря выполненному заданию солнце дарит нам лучи.


2. Подвижный диктант

- Подготовьте листочки для подвижного диктанта.

- Я диктую слова в форме ед. числа, вы записываете в форме мн. числа.

Торт, повар, друг, ребёнок, воздух

- Проверим записанные слова:

презентация

торты, повара. друзья, дети, …

- Как образовалась форма мн. числа?

- Какое из слов вызвало затруднение? Почему?

- Где можно найти правило, которое поможет определить правильность ответа?

- Прочитайте правило на стр.142

- Те, кто правильно выполнил задание, помог появиться новым лучикам солнышка.



































Презентация:

Торты

повара

друзья

дети …









3. Работа в парах

- Откройте печатную тетрадь на стр. 43

- Прочитайте задание к упр.1

- Это задание вы выполняете в паре.

- Проверка: читаем по порядку подчёркнутые слова.

- У солнышка вновь появляются лучики.


4. Физминутка

- Отдохнём с пользой: если вы слышите слова, которые образуют форму и мн.ч. и ед.ч. – хлопаете; если вы слышите слова, которые образуют только форму ед.ч. – топаете.

Костёр, шофёр, доброта, фамилии, серебро,

детство, профессии, свет, брюки, ножницы

-Какие слова оказались лишними?

- Почему?

- Где можем найти подтверждение?

- Откройте учебник на стр.142


5. Фронтальная работа

- Определите число данных им. существительных.

- Измените число им. существительных.

(Окна, люди, времена)

- Какая часть слова меняется при изменении формы слова?

- Какое слово выделяется из этой группы?

- Существует ещё 9 слов на данное правило.

- Но чтобы узнать их, надо выполнить следующее задание.

- А солнышко продолжает радовать нас новыми лучами.









В печатной тетради:

Обувь, мебель,

мёд, охота, сахар,

золото, помощь,

темнота, капуста,

капуста, картофель































Окно

Человек

Время










6. Работа в группах

- Организуйте 3 группы.

- Каждой группе надо помочь поэту закончить стихотворение.

- В каждой строке не дописано последнее слово. Эти слова спрятаны в классе. Как только вы их найдёте, то легко закончите

работу.

презентация

В стародавнее давнее …

Жило – было первобытное …

Не умели дикари писать …

Не понимали: зачем корове …


С утра до вечера чесали они …

Не знали, как в булку превратить простое …

Не понимали, что из искры появится …

Что на ветру вождь развевает …


Удивительное было это …

Они гадали: зачем лошадке …

Угнетало дикарей заботы …

Да, нелегко им было жить в то …

- Прочитайте получившееся стихотворение.

- Что объединяет данные слова?

- Поставьте их в форме мн. числа.

- Какую особенность вы заметили?

- Проверить правильность вывода нам поможет правило на стр. 146 учебника.

- Солнышко греет нас всё сильней.
















время

племя

имя

вымя


темя

семя

пламя

знамя



стремя

бремя


7. Самостоятельная работа

- Сейчас вы поработаете редакторами: запишите рассказ,(упр.3 стр.146) ставя им.сущ. в скобках в нужном числе.

- Проверяем текст.

- Благодаря вашей работе солнце засияло в полную силу.

Итог урока

- Подумайте, как каждый из вас поработал на уроке, какой вклад внёс в появление ярких лучей.

- Какими новыми понятиями пополнилась ваша копилка знаний по русскому языку?

- Спасибо за работу на уроке.














Слайд 1
Урок русского языка 3 класс УМК «Начальная школа XXI век» Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 29» г. Березники Мокрушина Лилия Фаридовна
Слайд 2
ч у л п и цыт х а до л о л и у ч луч птицы холода ципта лучи д о х о л птица холод
Слайд 3
жи – ши чиж – чижи нож – ножи карандаш – карандаши ландыш – ландыши разделительн ый Ь стул – стулья перо – перья крыло – крылья дерево – деревья сын – сыновья лист - листья
Слайд 4
торты повара друзья дети …
Слайд 5
Обувь, мебель, золото, капуста, мёд, помощь, картофель. охота, темнота, сахар,
Слайд 6
окно человек время окна люди времена
Слайд 7
В стародавнее давнеевремя племя. Жило-было первобытное имя, Не умели дикари писать Не понимали: зачем корове вымя. С утра до вечера чесали они темя. семя. Не знали, как в булку превратить простое пламя, Не понимали, что из искры появится знамя. Что на ветру вождь развевает племя. Удивительное было это стремя. Они гадали: зачем лошадке бремя. Угнетало дикарей заботы Да, нелегко им было жить ввремя то .
Слайд 8
время племя имя вымя темя семя пламя знамя стремя бремя времена племена имена вымена … семена … знамёна стремена …
Слайд 9
Слайд 10
Ссылки на ресурсы Интернет   http://cs9843.vkontakte.ru/u383211 34/-14/x_47c04d66.jpg http://www.greenmama.ru/dn_image s/01/13/38/13/1243223691de652a7c 953c.jpg

Полный текст материала Урок русского языка по теме "Изменение имён существительных по числам" во 2 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мокрушина Лилия Фаридовна  Liliya_Mokrushina
17.05.2012 0 5116 1193

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК