Урок русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице


1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
(что делать?) не учит…ся.
За всё
(что делать?) брат…ся – ничего не сделать.

2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени
боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
не учит…ся.
За всё брат…ся
– ничего не сделать.

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

Например: Принимать решение     - решиться

  1. Проявлять стремление  -      

  2. Они испытывают волнение      –

  3. Допускать ошибки           -     

  4. Он испытывает радость    -   




1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
(что делать?) не учит…ся.
За всё
(что делать?) брат…ся – ничего не сделать.

2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени
боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
не учит…ся.
За всё брат…ся
– ничего не сделать.

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

Например: Принимать решение     - решиться

  1. Проявлять стремление  -      

  2. Они испытывают волнение      –

  3. Допускать ошибки           -     

  4. Он испытывает радость    -   


бросится                                                 броситься
нрави
тся                                                 нравиться
удиви
тся                                                удивиться
верну
тся                                                 вернуться

Вывод № 1 по вопросу.

Если в __________________________________________________, то у глагола пишется -ТЬСЯ,

если в ___________________________________________________, то пишется -ТСЯ.


Вывод № 2 по форме слова.

У возвратных глаголов в___________________________________ пишется -ТСЯ,

у возвратных глаголов в ___________________________________ пишется -ТЬСЯ.









бросится                                                броситься
нрави
тся                                                нравиться
удиви
тся                                                удивиться
верну
тся                                                 вернуться

Вывод № 1 по вопросу.

Если в __________________________________________________, то у глагола пишется -ТЬСЯ,

если в ___________________________________________________, то пишется -ТСЯ.


Вывод № 2 по форме слова.

У возвратных глаголов в___________________________________ пишется -ТСЯ,

у возвратных глаголов в ___________________________________ пишется -ТЬСЯ.



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Орска»













Урок по русскому языку

по теме «Правописание возвратных глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице

4 класс

программа Л.В. Занкова






















Разработала:

Зозуля Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

МОАУ «СОШ № 13 г.Орска»,

высшая категория

Тема: Правописание возвратных глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице

Цель: познакомить учащихся с правописание глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научить задавать вопросы к глаголам.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для составления алгоритма, мультимедиа, карточки для работы в группах, дифференцированные задания.


I Оргмомент. Мотивация.

Сегодня мы будем проблему решать,

Знания новые открывать

Научимся смело их применять,

Задания сможем легко выполнять.

-Желаю успехов в открытии новых знаний.


II Актуализация знаний.

1 Словарная работа

а) индивидуальные карточки по уровню сложности.

б) Знакомство с новым словом

-Отгадать слово по полбуковке (ураган)

-Что такое ураган? Что знаете об ураганах?

(Ураган – это ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого свыше 30 м/сек)

-Составьте предложение с этим словом. Примеры детей.

-Синтаксический разбор предложения на доске.

2 Загадка:

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растёт. (глагол)

− Что мы знаем о глаголе? (высказывания детей)

3 Игра « Исключи лишнее».

Сравни слова: желтеть, пробежал, задумаемся, дышать, оденусь, желаешь

-назови глагол прошедшего времени – пробежал

-найди глагол во 2 лице, ед числе -желаешь

-укажи глагол –исключение -дышать

-глагол, стоящий в инфинитиве- желтеть

-Что можете сказать об оставшихся словах? (они в возвратной форме)

(задумаемся, оденусь)

-Что знаете о возвратных глаголах?


III Работа по теме

1 Постановка проблемы

Составьте из слов пословицу (грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегда)

Грамоте учит..ся – всегда пригодит…ся.

-Как понимаете значение пословицы?

-Какую орфографическую задачу мы должны решить?

-Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую? (где поставить Ь, а где нет)

-Можете вы её сейчас сразу решить? Почему? (нам не хватает знаний)

-Я думаю, вы поняли, какая тема сегодняшнего урока и чем будем заниматься? (тема-правописание тся, ться)

-Какую цель должны достичь к концу урока? (научиться определять написание тся, ться у возвратных глаголов)


2 Открытие детьми новых знаний.

Работа в группах.

-Понаблюдать за словами и попробовать сформулировать 2 вывода ваших наблюдений.

бросится                                                броситься
нравится                                                нравиться
удивится                                                удивиться
вернутся                                                 вернуться

Вывод № 1 по вопросу.

Если в ________________, то у глагола пишется -ТЬСЯ,

если в __________________, то пишется -ТСЯ.

Вывод № 2 по форме слова.

У возвратных глаголов в______________ пишется -ТСЯ,

у возвратных глаголов в ____________пишется -ТЬСЯ.


Заслушиваются группы.

-Давайте составим алгоритм нашего нового правила. Фронтальная работа

-Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр. 82

-От чего же зависит написание тся, ться

3 Письмо по памяти

-Какие же буквы вставим в нашу пословицу?

-Проговорите её орфографически и запишите по памяти.

Самопроверка. Самооценка.

4 Физминутка


Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.


5 Первичное закрепление.

-Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физминутки?

Запись с проговариванием на доске и в тетрадях. Запись в столбик на доске.

-Что заметили? (все глаголы в неопределенной форме)

Работа в парах.

-Измените данные глаголы, поставив их в 3 лицо ед. числа. Работают в тетрадях.

Проверка устно.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.

2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.

3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.

1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.

2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.
За всё брат…ся – ничего не сделать.

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

  1. Проявлять стремление  -       стремит…ся

  2. Они испытывают волнение      – волнуют…ся

  3. Допускать ошибки           -     ошибат…ся

  4. Он испытывает радость    -    радует…ся

Проверка 1 и 2 уровня вместе. Проверка 3 уровня самостоятельно с доски, где открываются ответы.

7 Игра «Услышь Ь»

– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет- потопайте:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.


8 Работа с учебником.

Упр. 358 по вариантам.

1 вар- №2 2 вар- № 7

Списать, вставить буквы. Взаимопроверка.


IV Итог.

- Какая была тема урока? Какая цель урока? Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел ? Получил необходимые знания?

Рефлексия по образцу: Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил…..

-Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

-Д.з. упр. 364




Полный текст материала Урок русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3 лице смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зозуля Наталья Юрьевна  znata17
27.05.2012 0 4587 947

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК