Обобщающий урок по русскому языку по теме "Склонение имен существительных множественного числа". 3 класс


Урок русского языка в 3 классе.

Учитель начальных классов II категории: Пасынкова Елена Юрьевна

МОУ:СОШ №15 Город Борзя Забайкальский край

Тема: Склонение имен существительных во множественном числе. Закрепление.

Цель: совершенствовать навык письма окончаний существительный множественного числа.

Предметные задачи урока:

-закреплять навык письма окончаний существительных во множественном числе в Т, Д, П падежах;

-развитие орфографической зоркости, творческого мышления, логики и интереса к предмету русского языка;

-воспитывать уважение к любой профессии и стремление учиться качественно.

Метопредметные задачи урока:

- создать условия для развития у учащихся интереса к новому материалу, стремления к познавательной деятельности;

- развитие умений планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-развитие навыков коммуникации (самостоятельно вносить необходимые коррективы в собственные действия в процессе сотрудничества с одноклассниками);

- развитие умения строить монологические высказывания в ходе урока с использованием специальной терминологии;

- развитие умений работать с информацией(задавать вопросы, обобщать информацию);

- развитие умений делать выводы.

Методическое сопровождение: карточки с заданием; картинки с изображением космического корабля «Восток», портрет Ю.А.Гагарина, толковый словарь Ожегова, учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

I Организационный момент (1 мин) (Слайд № 2)

Я вам все желаю: « Держать нос по ветру» и «Попутного ветерка», чтобы в уши к вам влетали только нужные знания и не вылетали.

-Вы готовы?



II Минутка чистописания
































На доске написаны слова(Слайд №3)

Стар..сть, п..шёл, н..винки, радос..ный.

- Прочитайте написанные на доске слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.











-Если вы правильно угадаете буквы, угадаете загаданное мной слово.

1 буква- орфограмма в приставке глагола;

2 - парная согласная в корне существительного ж.р.,

3 - в корне существительного ж.р. мн. числа,

4 – непроизносимая согласная в корне прилагательного.



(Примерные ответы детей)




- В слове Старость пропущена буква О, т.к. она входит в суффикс –ость.

-В слове пошёл пропущена безударная гласная О в приставке по-, потому что приставки па не бывает.

- В слове новинки пропущены безударная гласная О, её можно проверить ударением нОвый.

- В слове радостный пропущена непроизносимая согласная Т, проверим радосТь.



(примерные ответы учеников)

-будем писать букву О из приставки по- глагола пошёл, в слове старость в корне стар парный глухой звук звуку З, это С; в существительном множественного числа ж.р. новинки в корне нов- есть безударная О; а в прилагательном радостный непроизносимая согласная Т в корне радост- .


О С О Т


5 минут

-Посмотрите данный ряд букв:

В…к В…к В…к

-Напишите его до конца строки, записывая вместо точек найденные нами буквы, меняя их местами, получите искомое слово.


(Учащиеся вставляют отгаданные буквы, переставляя их местами ,пишут строчку чистописания)

Проверка: Восток


III.Словарно-орфографическая работа.


-Дайте лексическое значение слову восток.

(группа учеников работают со

словарём Ожегова)

-часть горизонта, сторона света, где восходит солнце.

12 мин

-посмотрите на дату и скажите, какое значение слова я сегодня загадала и почему.

Учитель вывешивает картинку с изображением космического корабля «Восток»


- Сегодня 12 апреля – день космонавтики. Возможно, вы загадали слово восток в значении названия корабля.


-Верно. Значит, как будем писать это слово?


-С большой буквы, т.к. это имя собственное.

- Ребята, кто знает , что произошло 12 апреля 1961 года?


- В 1961 году Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток» пролетел вокруг нашей планеты.

- Гагарин был первым космонавтом который бал в космосе 108 минуты.

- Молодцы!

-Прочитайте предложение и придумайте себе задания.

На корабле «Восток» Гагарин впервые облетел вокруг Земли.


(Учитель вывешивает фотографию Ю.А.Гагарина).


(примерные задания и их выполнение)

- Выделить орфограммы.

На корабле «Восток» Гагарин впервые облетел вокруг Земли.


- найти основу предложения.( Гагарин облетел)

- найти второстепенный член предложения- дополнение.

Дополнением являются существительные на корабле, Земли, т.к. отвечают на вопросы косвенных падежей П. и р.



-Вы сможете назвать новое слово из словаря, если определите характер смысловой связи между словами:

Магазин - продавец

Больница - врач

Космический корабль - ….

-Какая смысловая связь в каждой паре?


(примерные ответы детей)

-связь – профессия. Значит последнее слово – космонавт.




























-назовите лексическое значение слова «космонавт»

Слайд № 4


(Работа со словарём Ожегова»

-Космонавт – это человек, который совершает полёты в космическое пространство.


-выпишите из словаря новое слово. Выполните СУО с новым словарным словом.

Слайд № 5

(Примерные ответы детей)

-В слове Космонавт две непроверяемые безударные гласные О, парная согласная В, парная согласная Т.


  • Составьте предложения, чтобы в них входили несколько названий профессий из словаря во множественном числе.






- Ребята, а только ли профессия космонавта ответственная?

(Ученики записывают предложения на доске, комментируя.)

Учителей, инженеров, почтальонов больше, чем космонавтов.

Космонавтам дали разрешение выйти в открытый космос.

Космонавтов меньше, потому что это ответственная и опасная профессия.


- Все люди несут ответственность за свою работу.

Знания нужны для всех профессий.

- Назовите существительные из своих предложений, которые стоят во множественном числе.


- учителей, инженеров, почтальонов, космонавтами.

Почему вы считаете, что эти слова стоят во множественном числе?



Каждое из этих существительных обозначают два или более предметов.

Сегодня мы продолжаем тему «Склонение существительных во….

…множественном числе.

-Что вы уже знаете о склонении существительных во множественном числе?

Дети


- Окончания одушевленных сущ. 2 скл. во мн. числе в Р и В падежах окончание совпадает, потому что они отвечают на один вопрос (кого?),у сущ.2 скл неодушевленных в И и В падежах окончания тоже совпадают, т.к. они отвечают на вопрос что?.

IV.Постановка проблемы .


На доске записано склонение сущ. во мн. числе 1-го и 2-го склонений. Прочитайте. (Слайд № 6)

И.п. планеты спутники

Р.п. планет спутников

Д.п. планетам спутникам

В.п. планеты Спутники

Т.п. планетами спутниками

П.п. о планетах о спутниках

- В первом столбике сущ. 1-го склонения, во втором столбике сущ. 2-го склонения.

-Есть одинаковые окончания в Д.п –ам, в Т.п. – ами, в П.п. –ах.


5 мин

- Молодцы.

Прочитайте с ударением.

Что заметили?


Дети читают хором.

(примерные ответы)

-Окончания безударные. Можно ошибиться в написании окончаний.

-Как то надо их проверять или запомнить.

- определите цель нашего урока.

(Слайд № 7)




- Верно ребята.

Просмотрите и выделите окончания существительных в тех падежах, где есть совпадения. Поставьте ударения.

-Сделайте вывод.


-Как предполагаете её проверить или их можно только запомнить?










-Откройте учебник и сравните свой вывод с авторами учебника.(с. 74)


(примерные ответы)

-Научиться писать орфограмму в безударных окончаниях сущ мн.числа в Т,Д и П падежах



(сравнение учащимися окончаний)

Д.п. планетам спутникам

Т.п. планетами спутниками

П.п. о планетах о спутниках



(ответы детей)

-Гласная А в окончаниях является орфограммой.

- Можно подобрать существительные с ударными окончаниями, например КОНЯМИ, КОНЯМ, О КОНЯХ, если мягкое склонение; Слонами, слонах, о слонах, если твердое склонение. (ученики приводят примеры)


(ученики работают в учебнике)


Физминутка (1 мин)

Если называю сущ. 1-го скл. – приседаем, если 2-го скл – наклоняемся

Солнце, Земля, Юпитер, Венера, спутник, Марс, Луна, астероид, шатл, станция, космонавт, орбита, звезда, астероид.

V. Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику. Фронтальная работа.

Закрепление.


Упражнение №422

- Прочитайте.


-О чем идет речь в стихотворении?

(Слайд № 8)


- Спишите. Объясните орфограммы в окончаниях слов.

Вечернее небо

Наполнено свет..

В небо взлетают

Букет за букет..

Смотрит из окон,

Смотрим с балкон…

На тысячи алых

Гвоздик и пион..

Над древними башн..

Небо цветёт

Золотыми ромашк..


Самостоятельное прочтение текста.

- В стихотворении говорится о салюте, который выпускают по праздника.

( Выполнение работы с комментированием. Ученики подбирают существительные с ударными окончаниями)

Вечернее небо

Наполнено свет..(ом).

- Существительное светом стоит в п.п., значит окончание –ом. Можно проверить словом КОНЁМ.


В небо взлетают

Букет за букет..(ом),

- Существительное букетом стоит в п.п., значит окончание –ом. Можно проверить словом КОНЁМ.


Смотрит из окон,

Смотрим с балкон…(ов).

- Существительное балконов стоит в р.п., значит окончание –ов.


На тысячи алых

Гвоздик и пион..(ов),

- Существительное пионов стоит в р.п., значит окончание –ов. Можно проверить словом СЛОНОВ.


Над древними башн..(ями)

- Существительное башнями стоит в т.п., значит окончание –ами. Можно проверить словом СЛОНАМИ..


Небо цветёт

Золотыми ромашк..(ами)

- Существительное ромашками стоит в т.п., значит окончание –ами. Можно проверить словом СЛОНАМИ..

10 мин

2. Самостоятельная работа.(карточки)


- Прочитайте предложения на карточках. (слайд № 9)

Подумайте, какое задание к теме нашего урока можно выполнить по данному тексту.


В 1961 года состоялся первый полёт человека в космос. С салютами встретили это потрясающее известие все люди нашей страны. Салютами и праздничными шествиями встречали

Ю.А.Гагарина в городах нашей родины.







(Слайд № 10)Учитель сопровождает слайды рассказом.

- В 1961 году каждый мальчишка и каждая девчонка гордились там, что они соотечественники Ю.А.Гагарина. Очень опасная и ответственная работа – космонавт, но и та профессия которую вы выберете для себя должна приносить вам радость, как когда-то Юре Гагарину. Учитесь и гордитесь тем, что живете в России.

-Определить падежи и склонения существительных во множественном числе .




(учащиеся выполняют задание)

Взаимопроверка:

В 1961 когда состоялся первый полёт человека в космос. С салютами (2 скл, Т.п.) встретили это потрясающее известие все люди нашей страны. Салютами (2 скл., Т.п.) и праздничными шествиями (ср.р., Т.п.)встречали Ю.А.Гагарина в городах (2 скл, П.п.) нашей родины.


8 минут

VI. Итог урока. Рефлексия.


1. задайте вопросы по теме сегодняшнего урока своим одноклассникам.




























2. Работа с фразеологизмами:

-У кого сегодня на уроке в одно ухо влетело, в другое вылетело?

-Кто сегодня слушал меня и ребят, развесив уши?

-Что вы зарубили себе на носу?


- Какие окончания имеют существительные 1.и2. склонениях во множественном числе в П.п.? (-ах, -ях)

- Какие окончания имеют существительные 1.и2. склонениях во множественном числе в Д.п.? (-ям, -ам)

- Какие окончания имеют существительные 1.и2. склонениях во множественном числе в вТ.п.? (-ми, -ами)

- Как отличить 1 и 2 склонение существительных во множественном числе? (Поставить существительное в начальную форму, если это ж. или м род с окончаниями –а,-я, то это 1 склонение; если это существительное ср.р. с окончаниями –о,-е или м.р. с нуливым окончанием или Й – 2 склонение)













-В существительных множественного числа в Т.П. и Д. падежах 1-го и 2-го склонении окончания одинаковые.


3 минуты


Д/З упражнение 420


Учащиеся записывают задание.

1 минута



Литература:

1. Учебник Полякова А. В. «Русский язык» 3 класс;

2. С.И.Ожегов «Словарь русского языка»1972г.;

3. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 3 класс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003 г;

4. Интернет ресурсы images.yandex.ru›фото гагарина в космосе .

Слайд 1
Тема: Склонение имен существительных во множественном числе. Закрепление. Урок русского языка в 3 классе. Учитель начальных классов II категории: Пасынкова Елена Юрьевна МОУ:СОШ №15 Город Борзя Забайкальский край
Слайд 2
Желаю удачи!
Слайд 3
В . О Стар….сть, О п…шёл, н…винки, Т радос…ный. К С
Слайд 4
12 апреля 1961 года На корабле «Восток» Гагарин впервые облетел вокруг Земли.
Слайд 5
Магазин - продавец Больница - врач Космический корабль - к ….о с м о на в т
Слайд 6
1 склонение 2 склонение O И.п. планеты спутники O Р.п. планет спутников O Д.п. планетам спутникам O В.п. планеты спутники O Т.п. планетами спутниками O П.п. о планетах о спутниках
Слайд 7
OНаучиться писать орфограммы в безударных окончаниях существительных множественного числа в Т, Д и П падежах
Слайд 8
OС А Л Ю Т
Слайд 9
O В 1961 года состоялся первый полёт Т.п., 2 скл человека в космос. С салютами встретили это потрясающее известие все люди Т.п., 2 скл нашей страны. Салютами и праздничными Т.п. 2 скл шествиями встречали П.п. 2 скл O Ю.А.Гагарина в городах нашей родины.
Слайд 10
Слайд 11
В существительных множественного числа в Т.П. и Д. падежах 1-го и 2-го склонении окончания одинаковые.
Слайд 12
Литература: 1. Учебник Полякова А. В. «Русский язык» 3 класс; 2. С.И.Ожегов «Словарь русского языка»1972г.; 3. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 3 класс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003 г; 4. Интернет ресурсы images.yandex.ru›фото фото гагарина в космосе .

Полный текст материала Обобщающий урок по русскому языку по теме "Склонение имен существительных множественного числа". 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пасынкова Елена Юрьевна  pasinkowa73
18.06.2012 0 14357 2871

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК