Слайд 1
Тема: Склонение имен
существительных во
множественном числе.
Закрепление.
Урок русского языка в 3 классе.
Учитель начальных
классов II категории:
Пасынкова Елена Юрьевна
МОУ:СОШ №15 Город Борзя
Забайкальский край
Урок русского языка в 3 классе.
Учитель начальных классов II категории: Пасынкова Елена Юрьевна
МОУ:СОШ №15 Город Борзя Забайкальский край
Тема: Склонение имен существительных во множественном числе. Закрепление.
Цель: совершенствовать навык письма окончаний существительный множественного числа.
Предметные задачи урока:
-закреплять навык письма окончаний существительных во множественном числе в Т, Д, П падежах;
-развитие орфографической зоркости, творческого мышления, логики и интереса к предмету русского языка;
-воспитывать уважение к любой профессии и стремление учиться качественно.
Метопредметные задачи урока:
- создать условия для развития у учащихся интереса к новому материалу, стремления к познавательной деятельности;
- развитие умений планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-развитие навыков коммуникации (самостоятельно вносить необходимые коррективы в собственные действия в процессе сотрудничества с одноклассниками);
- развитие умения строить монологические высказывания в ходе урока с использованием специальной терминологии;
- развитие умений работать с информацией(задавать вопросы, обобщать информацию);
- развитие умений делать выводы.
Методическое сопровождение: карточки с заданием; картинки с изображением космического корабля «Восток», портрет Ю.А.Гагарина, толковый словарь Ожегова, учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
время |
|||||
I Организационный момент (1 мин) (Слайд № 2) Я вам все желаю: « Держать нос по ветру» и «Попутного ветерка», чтобы в уши к вам влетали только нужные знания и не вылетали. -Вы готовы?
|
||||||||
II Минутка чистописания
|
На доске написаны слова(Слайд №3) Стар..сть, п..шёл, н..винки, радос..ный. - Прочитайте написанные на доске слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
-Если вы правильно угадаете буквы, угадаете загаданное мной слово. 1 буква- орфограмма в приставке глагола; 2 - парная согласная в корне существительного ж.р., 3 - в корне существительного ж.р. мн. числа, 4 – непроизносимая согласная в корне прилагательного.
|
(Примерные ответы детей)
- В слове Старость пропущена буква О, т.к. она входит в суффикс –ость. -В слове пошёл пропущена безударная гласная О в приставке по-, потому что приставки па не бывает. - В слове новинки пропущены безударная гласная О, её можно проверить ударением нОвый. - В слове радостный пропущена непроизносимая согласная Т, проверим радосТь.
(примерные ответы учеников) -будем писать букву О из приставки по- глагола пошёл, в слове старость в корне стар парный глухой звук звуку З, это С; в существительном множественного числа ж.р. новинки в корне нов- есть безударная О; а в прилагательном радостный непроизносимая согласная Т в корне радост- .
О С О Т
|
5 минут |
|||||
-Посмотрите данный ряд букв: В…к В…к В…к -Напишите его до конца строки, записывая вместо точек найденные нами буквы, меняя их местами, получите искомое слово.
|
(Учащиеся вставляют отгаданные буквы, переставляя их местами ,пишут строчку чистописания) Проверка: Восток
|
|||||||
III.Словарно-орфографическая работа.
|
-Дайте лексическое значение слову восток. |
(группа учеников работают со |
||||||
словарём Ожегова) -часть горизонта, сторона света, где восходит солнце. |
12 мин |
|||||||
-посмотрите на дату и скажите, какое значение слова я сегодня загадала и почему. Учитель вывешивает картинку с изображением космического корабля «Восток»
|
- Сегодня 12 апреля – день космонавтики. Возможно, вы загадали слово восток в значении названия корабля.
|
|||||||
-Верно. Значит, как будем писать это слово?
|
-С большой буквы, т.к. это имя собственное. |
|||||||
- Ребята, кто знает , что произошло 12 апреля 1961 года?
|
- В 1961 году Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток» пролетел вокруг нашей планеты. - Гагарин был первым космонавтом который бал в космосе 108 минуты. |
|||||||
- Молодцы! -Прочитайте предложение и придумайте себе задания. На корабле «Восток» Гагарин впервые облетел вокруг Земли.
(Учитель вывешивает фотографию Ю.А.Гагарина).
|
(примерные задания и их выполнение) - Выделить орфограммы. На корабле «Восток» Гагарин впервые облетел вокруг Земли.
- найти основу предложения.( Гагарин облетел) - найти второстепенный член предложения- дополнение. Дополнением являются существительные на корабле, Земли, т.к. отвечают на вопросы косвенных падежей П. и р.
|
|||||||
|
-Вы сможете назвать новое слово из словаря, если определите характер смысловой связи между словами: Магазин - продавец Больница - врач Космический корабль - …. -Какая смысловая связь в каждой паре?
|
(примерные ответы детей) -связь – профессия. Значит последнее слово – космонавт.
|
|
|||||
-назовите лексическое значение слова «космонавт» Слайд № 4
|
(Работа со словарём Ожегова» -Космонавт – это человек, который совершает полёты в космическое пространство.
|
|||||||
-выпишите из словаря новое слово. Выполните СУО с новым словарным словом. Слайд № 5 |
(Примерные ответы детей) -В слове Космонавт две непроверяемые безударные гласные О, парная согласная В, парная согласная Т.
|
|||||||
Составьте предложения, чтобы в них входили несколько названий профессий из словаря во множественном числе.
- Ребята, а только ли профессия космонавта ответственная? |
(Ученики записывают предложения на доске, комментируя.) Учителей, инженеров, почтальонов больше, чем космонавтов. Космонавтам дали разрешение выйти в открытый космос. Космонавтов меньше, потому что это ответственная и опасная профессия.
- Все люди несут ответственность за свою работу. Знания нужны для всех профессий. |
|||||||
- Назовите существительные из своих предложений, которые стоят во множественном числе.
|
- учителей, инженеров, почтальонов, космонавтами. |
|||||||
Почему вы считаете, что эти слова стоят во множественном числе?
|
Каждое из этих существительных обозначают два или более предметов. |
|||||||
Сегодня мы продолжаем тему «Склонение существительных во…. |
…множественном числе. |
|||||||
-Что вы уже знаете о склонении существительных во множественном числе? Дети
|
- Окончания одушевленных сущ. 2 скл. во мн. числе в Р и В падежах окончание совпадает, потому что они отвечают на один вопрос (кого?),у сущ.2 скл неодушевленных в И и В падежах окончания тоже совпадают, т.к. они отвечают на вопрос что?. |
|||||||
IV.Постановка проблемы .
|
На доске записано склонение сущ. во мн. числе 1-го и 2-го склонений. Прочитайте. (Слайд № 6) И.п. планеты спутники Р.п. планет спутников Д.п. планетам спутникам В.п. планеты Спутники Т.п. планетами спутниками П.п. о планетах о спутниках |
- В первом столбике сущ. 1-го склонения, во втором столбике сущ. 2-го склонения. -Есть одинаковые окончания в Д.п –ам, в Т.п. – ами, в П.п. –ах.
|
5 мин |
|||||
- Молодцы. Прочитайте с ударением. Что заметили?
|
Дети читают хором. (примерные ответы) -Окончания безударные. Можно ошибиться в написании окончаний. -Как то надо их проверять или запомнить. |
|||||||
- определите цель нашего урока. (Слайд № 7)
- Верно ребята. Просмотрите и выделите окончания существительных в тех падежах, где есть совпадения. Поставьте ударения. -Сделайте вывод.
-Как предполагаете её проверить или их можно только запомнить?
-Откройте учебник и сравните свой вывод с авторами учебника.(с. 74)
|
(примерные ответы) -Научиться писать орфограмму в безударных окончаниях сущ мн.числа в Т,Д и П падежах
(сравнение учащимися окончаний) Д.п. планетам спутникам Т.п. планетами спутниками П.п. о планетах о спутниках
(ответы детей) -Гласная А в окончаниях является орфограммой. - Можно подобрать существительные с ударными окончаниями, например КОНЯМИ, КОНЯМ, О КОНЯХ, если мягкое склонение; Слонами, слонах, о слонах, если твердое склонение. (ученики приводят примеры)
(ученики работают в учебнике)
|
|||||||
Физминутка (1 мин) Если называю сущ. 1-го скл. – приседаем, если 2-го скл – наклоняемся Солнце, Земля, Юпитер, Венера, спутник, Марс, Луна, астероид, шатл, станция, космонавт, орбита, звезда, астероид.
|
||||||||
V. Работа по теме урока. 1.Работа по учебнику. Фронтальная работа. Закрепление.
|
Упражнение №422 - Прочитайте.
-О чем идет речь в стихотворении? (Слайд № 8)
- Спишите. Объясните орфограммы в окончаниях слов. Вечернее небо Наполнено свет.. В небо взлетают Букет за букет.. Смотрит из окон, Смотрим с балкон… На тысячи алых Гвоздик и пион.. Над древними башн.. Небо цветёт Золотыми ромашк.. |
Самостоятельное прочтение текста. - В стихотворении говорится о салюте, который выпускают по праздника. ( Выполнение работы с комментированием. Ученики подбирают существительные с ударными окончаниями) Вечернее небо Наполнено свет..(ом). - Существительное светом стоит в п.п., значит окончание –ом. Можно проверить словом КОНЁМ.
В небо взлетают Букет за букет..(ом), - Существительное букетом стоит в п.п., значит окончание –ом. Можно проверить словом КОНЁМ.
Смотрит из окон, Смотрим с балкон…(ов). - Существительное балконов стоит в р.п., значит окончание –ов.
На тысячи алых Гвоздик и пион..(ов), - Существительное пионов стоит в р.п., значит окончание –ов. Можно проверить словом СЛОНОВ.
Над древними башн..(ями) - Существительное башнями стоит в т.п., значит окончание –ами. Можно проверить словом СЛОНАМИ..
Небо цветёт Золотыми ромашк..(ами) - Существительное ромашками стоит в т.п., значит окончание –ами. Можно проверить словом СЛОНАМИ.. |
10 мин |
|||||
2. Самостоятельная работа.(карточки)
|
- Прочитайте предложения на карточках. (слайд № 9) Подумайте, какое задание к теме нашего урока можно выполнить по данному тексту.
В 1961 года состоялся первый полёт человека в космос. С салютами встретили это потрясающее известие все люди нашей страны. Салютами и праздничными шествиями встречали Ю.А.Гагарина в городах нашей родины.
(Слайд № 10)Учитель сопровождает слайды рассказом. - В 1961 году каждый мальчишка и каждая девчонка гордились там, что они соотечественники Ю.А.Гагарина. Очень опасная и ответственная работа – космонавт, но и та профессия которую вы выберете для себя должна приносить вам радость, как когда-то Юре Гагарину. Учитесь и гордитесь тем, что живете в России. |
-Определить падежи и склонения существительных во множественном числе .
(учащиеся выполняют задание) Взаимопроверка: В 1961 когда состоялся первый полёт человека в космос. С салютами (2 скл, Т.п.) встретили это потрясающее известие все люди нашей страны. Салютами (2 скл., Т.п.) и праздничными шествиями (ср.р., Т.п.)встречали Ю.А.Гагарина в городах (2 скл, П.п.) нашей родины.
|
8 минут |
|||||
VI. Итог урока. Рефлексия.
|
1. задайте вопросы по теме сегодняшнего урока своим одноклассникам.
2. Работа с фразеологизмами: -У кого сегодня на уроке в одно ухо влетело, в другое вылетело? -Кто сегодня слушал меня и ребят, развесив уши? -Что вы зарубили себе на носу?
|
- Какие окончания имеют существительные 1.и2. склонениях во множественном числе в П.п.? (-ах, -ях) - Какие окончания имеют существительные 1.и2. склонениях во множественном числе в Д.п.? (-ям, -ам) - Какие окончания имеют существительные 1.и2. склонениях во множественном числе в вТ.п.? (-ми, -ами) - Как отличить 1 и 2 склонение существительных во множественном числе? (Поставить существительное в начальную форму, если это ж. или м род с окончаниями –а,-я, то это 1 склонение; если это существительное ср.р. с окончаниями –о,-е или м.р. с нуливым окончанием или Й – 2 склонение)
-В существительных множественного числа в Т.П. и Д. падежах 1-го и 2-го склонении окончания одинаковые.
|
3 минуты |
|||||
|
Д/З упражнение 420
|
Учащиеся записывают задание. |
1 минута |
Литература:
1. Учебник Полякова А. В. «Русский язык» 3 класс;
2. С.И.Ожегов «Словарь русского языка»1972г.;
3. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 3 класс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003 г;
4. Интернет ресурсы images.yandex.ru›фото гагарина в космосе .
Автор: Пасынкова Елена Юрьевна
→ pasinkowa73 18.06.2012 0 14504 2871 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.