Конспект урока "Правописание буквы ь на конце имён существительных после шипящих"; 4 класс
Русский
язык в 4 классе по УМК «Школа 2100» ( урок
65 )
мягкий
знак после шипящих на конце существительных.
Урок открытия новых знаний.
Бурякова Елена Анатольевна
учитель начальных классов лицея № 344
Цели:
ПРЕДМЕТНЫЕ; находить в словах орфограмму – букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий
регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения
познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической
и диалогической формами речи
Оборудование : учебник, карточки с заданием, «Рабочая тетрадь» к учебнику, тетрадь,
универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 4 класс» к учебнику Р.Н Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной ( лицензия : Серия ВАФ № 77-15 от 21 сентября 2007 года), лист самооценки
Ход урока
Организационный момент.
Чистописание.
ьль ьиь мьм оьо
Ш. Языковая разминка.
- Возьмите карточки с заданием.
1 вариант : Кот разлил на скатерть тушь.
2 вариант: К конкурсу Михаил разучивает туш.
- Подчеркните грамматическую основу предложения, выпишите словосочетания.
- Графически обозначьте все знакомые орфограммы.
- Работая в паре сгруппируйте орфограммы, назовите их:
А) орфограммы в корне
Б) орфограммы в приставке
В) орфограммы пробелы
- Оцените свою работу. Если нет ошибок, поставьте в первую графу листа самооценки «5», если есть одна ошибка – «4», если две ошибки – «3».
- Лексическое значение слов тушь и туш.
http://www.ozhegov.org/words/36683.shtml-( электронный образовательный ресурс толковый словарь Ожегова.)
- Работая в паре, подберите синонимы к каждому слову.
- Выполните фонетический разбор слов по вариантам:
- 1 вариант: тушь
-2 вариант : туш
ш. Актуализация опорных знаний.
– Прочитайте столбики слов. Какова роль мягкого знака в словах?
щупальца контрольная вечность |
платье польёт ладья |
беречь стеречь испечь |
– Какова роль ь в словах третьего столбика? ( Указывает на неопределённую форму глагола ).
IV. Постановка проблемы.
– Сравните написание слов тушь и туш.
- Дайте характеристику звуку [ш].
- Какова же роль ь в написании слова тушь ? ( Свободные высказывания учащихся ).
- Прочитайте название параграфа № 8.( стр. 4 )
- Назовите ключевые слова ( ь, шипящие, существительные, конец слова ).
- Назовите шипящие согласные звуки .([ч,], [щ,], [ш], [ж] ).
Графическое обозначение названия параграфа:
Сущ.
Ч
Щ Ь – конец слова
Ш
Ж
- Работа по учебнику в парах.
- Что общего во всех словах ?( Это имена существительные с шипящими на конце ).
- В чём различие ?( В одних словах есть буква ь, в других – нет буквы ь ).
- Какой вопрос возникает ? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).
Вопрос записывается на доску.
V. Определение цели урока.
- Определите цель урока. ( Ответить на вопрос : почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).
VI. Поиск решения. Открытие нового.
- Упр 173 выполняется в парах по заданиям учителя:
- Группируйте слова по общему признаку.( Слова с ь на конце и слова без ь на конце ).
- Выдвижение гипотез.(Свободные высказывания учащихся).
- Сделайте вывод: от чего зависит написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных ? ( На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква ь, в мужском роде не пишется ).
VII. Первичное закрепление.
- Прочитайте правило, сравните с выводом, который вы сделали сами.
- Можно ли написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных считать орфограммой ? Докажите.
- Определите место этой орфограммы в слове. ( Шипящий звук на конце слова ).
- Назовите главное в выборе написания ь. ( Род имени существительного ).
- Объединитесь в группы ( две соседние парты ).
- При ответе на вопросы учебника стр 5 – 6 совместно составьте алгоритм.
- Отчёт групп ( одновременная запись четырёх алгоритмов на доску ).
- Обсуждение, совместный выбор алгоритма.
Это имя существительное ? |
|
Да |
Нет |
Э той орфограммы нет в слове. |
Есть ли шипящий на конце слова ? |
|
Д а |
Нет |
Это женский род ? |
|
Да |
Нет |
Стоит в начальной форме ? |
|
Да |
Нет |
Пишу ь. |
Не пишу ь. |
- Самооценка группы. Отметку поставьте на лист самооценки во вторую графу.
- Работая в группе, проверьте по этому алгоритму, есть ли изученная орфограмма в словах :
- 1 группа : меч, горечь,
- 2 группа : ночь, туч
- 3 группа : дочь, картечь
- 4 группа : борщ, задач
- Самооценка группы. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 3.
VIII. Минутка двигательной активности.
IX. Развитие орфографических умений.
1. Упр. 174
- Прочитайте задание.
- Определите цель работы. ( Группировать слова в зависимости от орфограммы ).
Учащиеся выполняют самостоятельно, а три ученика работают у доски. Проверка коллективная.
Самооценка.
2 . Упр 4. Тема № 6 в «Рабочей тетради».
- Выполняется по заданию.
- Докажите, что в слове помочь нет изучаемой орфограммы. ( Это другая часть речи – глагол )
- Какова роль ь в этом слове?
3. Блиц-турнир. Для проведения блиц-турнира используется универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 4 класс»
( лицензия: Серия ВАФ № 77-15 от 21 сентября 2007 )
Тема: Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Подраздел : учёба.
- Объединитесь в группы по колонкам.
- Обсудите выполнение задания в группе. ( Все группы обсуждают каждый кадр. Отвечают два человека от группы. Самооценка группы )
- Отвечает 1 группа. ( Если работа выполнена верно, на экране загорается
«Молодец» ).
- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 4.
- Отвечает 2 группа.
- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 5.
- Отвечает 3 группа.
- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 6.
X. Итог урока.
- Подведём итог урока.
- Какую цель ставили ? Достигнута ли цель ?
- На основе правила и составленного алгоритма внесите дополнение в графическое обозначение параграфа.
Сущ.
Ч
Щ Ь – конец слова - род
Ш
Ж
- Лист самооценки сдайте, отметку я поставлю на следующем уроке, после работы с тестами.
XI. Рефлексия.
- При помощи символа – смайлика в дневнике в графе «Самооценка» оцените свою работу на уроке.
XII. Домашнее задание.
Страница 13 упражнение № 5, уметь передавать содержание правила схемой.
Или уметь передавать содержание правила схемой, подобрать по 10 существительных ж.р. и м.р. с шипящими на конце слова, графически обозначить орфограмму.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бурякова Елена Анатольевна
→ Елена797 17.08.2012 0 6019 1094 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.