Слайд 1
Интегрированный урок
русского языка и
литературного чтения
Никитина Анжелика Валентиновна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1
Пермский край, г. Кунгур
Интегрированный урок
русского языка и литературного чтения в 3-б классе.
Никитина Анжелика Валентиновна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1
Пермский край, г. Кунгур
Тема: Определение.
Цель: формирование ключевых компетенций у учащихся
Задачи:
- формировать представления детей об определении как о второстепенном
члене предложения;
- развивать коммуникативные навыки, память, воображение, устную речь,
творческие способности, орфографическую зоркость, фонематический слух;
- воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе
отношение к людям.
Ход урока
I. Организационная часть. Приветствие.
Тихо сели. Урок русского языка и литературного чтения. 1 Слайд.
- Скажите мне, пожалуйста, что вы ожидаете от урока?
- узнать что-то новое;
- проверить свои знания;
- общаться;
- получить пять;
- хорошего настроения.
Я думаю, что всё это у нас получится.
Словарные слова.
Давайте вспомним вежливые слова. Отгадайте ребус. 2 Слайд.
РЕБУС.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: … (здравствуйте).
Письмо с комментированием с места, ударение, перенос
- Когда говорим здравствуй, а когда здравствуйте?
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: … (до свидания).
Растает ледяная глыба
От слова тёплого: … (спасибо)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим, простите: … (пожалуйста).
3 Слайд.
Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.
- Ещё раз вместе прочитаем эти слова и не забывайте почаще их говорить. Потому что такие слова называются волшебными.
Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, посмотрите на доску и внимательно прочитайте тему урока. Определение
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Также вспомним слова антонимы, синонимы, разберём слова по составу, выполним синтаксический разбор предложения. Вспомним виды предложений. Расширим словарный запас и узнаем много нового.
Кроме этого мы продолжим знакомиться с творчеством В.А.Осеевой.
4 Слайд.
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 г. на Украине. В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. Валентина Александровна 16 лет учила детей русскому языку и литературе. Это было тяжелое послевоенное время. Миллионы ребят потеряли своих родителей в годы войны.
Валентина Александровна – добрая и честная, смелая и благородная, любящая детей учительница сочиняла сказки, стихи, рассказы для своих питомцев. Первая ее книга – это сборник рассказов, который называется «Волшебное слово».
Произведения Осеевой учат быть добрыми, внимательными к окружающим людям.
Прочитаем по ролям один из рассказов В.А.Осеевой «Просто старушка».
5 Слайд.
Чтение рассказа «Просто старушка».
- Найдите и прочитайте восклицательное предложение, которое выражает главную мысль рассказа?
- А почему девочка задавала такие вопросы?
- Как бы вы поступили на месте мальчика?
- Давайте сделаем вывод, так каким был мальчик в этом рассказе? (добрым, заботливым).
Недаром в древней азбуке буква Д означало добро. Вдумайтесь, какие глубокие корни у этого понятия. 6 Слайд.
- Давайте хором прочитаем.
ДОБРОТА.
- Запишите к себе в тетрадь это замечательное слово.
- А сейчас подберите и запишите родственные слова к слову доброта и выделите у них корень. С места с комментированием диктуют слова.
(добро, добрый, добряк, подобрел, задобрил)
- Докажите, что это однокоренные слова.(слова, имеющие общую часть и близкие по смыслу).
- А что такое корень?
- Найдите среди слов те, которое являются проверочными к слову доброта (Задобрил, добрый)
- А как вы понимаете быть добрым? (отзывчивый, стремление делать добро другим, хотеть ему помочь).
Работа с пословицей.
Есть очень хорошая пословица. 7 СЛАЙД.
Прочитайте и объясните её.
ДОБРОЕ СЛОВО, ЧТО ЯСНЫЙ ДЕНЬ.
(Верно, доброе слово дарит радость, тепло как, солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека).
ДОБРЫМ
БЫТЬ СОВСЕМ, СОВСЕМ НЕ ПРОСТО,
НЕ
ЗАВИСИТ ДОБРОТА ОТ РОСТА.
ЕСЛИ ДОБРОТА, КАК СОЛНЦЕ СВЕТИТ,
РАДУЮТСЯ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ.
Мы можем сравнить доброту с солнцем, 8 Слайд.
а его лучиками являются волшебные слова.
Давайте прочитаем и будем чаще использовать эти слова.
- А вы заметили, как произносятся волшебные слова?
- Верно, вежливо, с улыбкой.
Даже в песенке композитора ШАИНСКОГО поётся «От улыбки станет всем теплей». 9 СЛАЙД. Музыкальная заставка.
Улыбайтесь почаще. Очень важно по-доброму относиться к окружающим тебя людям: и дома, и на улице, и в школе и в общественных местах.
10 СЛАЙД
СЛОВА УМЕЮТ ПЛАКАТЬ И СМЕЯТЬСЯ,
ПРИКАЗЫВАТЬ, МОЛИТЬ И ЗАКЛИНАТЬ.
И, СЛОВНО СЕРДЦЕ, КРОВЬЮ ОБЛИВАТЬСЯ,
И РАВНОДУШНО ХОЛОДОМ ДЫШАТЬ!
Объясните лексическое значение слова РАВНОДУШНЫЙ
Об этом слове говорится в «Хранителе мудрости» - толковом словаре Ожегова. 11 СЛАЙД. Прочитайте.
Равнодушный – безразличный, безучастный, лишённый интереса к чему-либо. Действительно, добрый человек не только тот, как он говорит вежливые слова, а его поступки.
Работа по теме урока.
Давайте вспомним, что такое определение.
Работа с учебником с. 83
Я прочитаю предложение из рассказа В.А.Осеевой.
Вы должны догадаться из какого.
1. МАЛЕНЬКИЙ СТАРИЧОК С ДЛИННОЙ СЕДОЙ БОРОДОЙ СИДЕЛ НА СКАМЕЙКЕ. («ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»)
12 СЛАЙД,
- Какое волшебное слово подсказал дедушка Павлику? (пожалуйста)
У доски с комментированием записать предложение. Орфограммы.
- Разберите по членам предложения и по частям речи.
- Как по другому можно назвать подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)
- Что нельзя без подлежащего и сказуемого? (построить предложение)
- Вспомним, что такое определение.
(Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета)
- На какие вопросы отвечает? (какой, какая, какое)
-Чем выражено определение? (прилагательными, некоторыми местоимениями)
- Как подчёркивается в предложении?
- Выполни синтаксический разбор предложения. (по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, грамматическая основа – старичок сидел, по наличию второстепенных членов – распространённое, потому что предложения, в которых есть помимо грамматической основы, хотя бы один второстепенный член, называется)
- простое (одна грамматическая основа)
Задание
- Разберите по составу слово МАЛЕНЬКИЙ.
1. Изменяем форму слова и выделяем окончание
2. Обозначаем основу (часть слова без окончания)
3. Выделим корень, для этого подберём к слову однокоренные слова (мал, малыш)
4. Выделяем суффикс – енк.
- что такое суффикс (часть слова между корнем и окончанием)
- Как называется суффикс – еньк? (уменьшительно-ласкательный)
- Замените в предложении все имена прилагательные синонимами.
- Вспомним, что такое синонимы.(слова, близкие по смыслу)
- Прочитайте новое предложение, какое получилось..
(Крошечный, небольшой, мелкий СТАРИЧОК С БОЛЬШОЙ БЕЛОЙ БОРОДОЙ СИДЕЛ НА СКАМЕЙКЕ,)
Действительно, вежливые слова и добрые поступки творят чудеса. Они делают людей во всём мире добрее, лучше.
Самостоятельная работа.
- Выполним небольшую самостоятельную работу.
Я загадала слово.
Вам называю только имена прилагательные, а вы должны догадаться, что это и записать его в тетрадь, подчёркивая орфограммы.
ОСЕННИЕ, ЖЁЛТЫЕ, РАЗНОЦВЕТНЫЕ, КЛЕЙКИЕ, СИНИЕ (ЛИСТЬЯ)
Следующее слово
СЛАДКОЕ, СУХОЕ, РАССЫПЧАТОЕ, ОВСЯНОЕ, ВКУСНОЕ (ПЕЧЕНЬЕ)
-Дальше
- Про что сказали герои рассказа Осеевой
ПРЕКРАСНЫЙ, ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ (ДЕНЬ)
Давайте проверим, какие слова вы записали.
- Почему я листья назвала синими? 13 СЛАЙД.
- Почему у Лены листья на деревьях были синие?
- Какая орфограмма в слове ЛИСТЬЯ?
- Выйди и запиши на доске в транскрипции слово листья.
- Какая орфограмма в слове ПЕЧЕНЬЕ?
- Как называется рассказ Осеевой об этом лакомстве?
- О чём заставляет задуматься рассказ Осеевой «Печенье»?
- Сосчитайте, сколько букв в слове печенье?
- А сколько звуков? Докажите.
- В каком рассказе такой день? (Какой день»)
- Почему у муравья день оказался чудесным? (Хорошо поработал)
- Найдите лишнее слово? (День)
- Докажите.
Теперь вы в роли учителя. Вы будете загадывать слова, а я буду отгадывать.
- Запишите.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА-ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ, ПОЖАЛУЙСТА».
Я буду говорить вам команды, но выполнять их надо только тогда, когда скажу волшебное слово ПОЖАЛУЙСТА.
1. Встаньте, пожалуйста!
2. Поднимите руки.
3. Похлопайте, пожалуйста!
4. Попрыгайте, пожалуйста!
5. Тихонько сядьте.
6. Тихонько сядьте, пожалуйста!
Работа в парах со словами на карточках.
Поработаем дружно в парах. Вам на карточках даны слова, вы должны подобрать к ним и записать как можно больше подходящих имён прилагательных.
СЛОВО …….
ДРУГ ……
УЛЫБКА …..
А теперь перечитайте ещё раз все слова, которые вы записали, а самое удачное прилагательное выберите, подчеркните его.
- Давайте проверим, как вы дружно поработали в парах. Прочитайте, старайтесь не повторяться.
Устно составьте распространённое предложение с любым словосочетанием.
VIII. Работа со словосочетаниями у доски.
Я называю вам предложения, а вы находите имена прилагательные и
подбираете к ним антонимы.
- Вспомним, что такое антонимы. (Слова, противоположные по смыслу)
- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.
- Из какого рассказа? («В одном доме») 14 Слайд.
Глупая – умная
День был солнечный, и лёд блестел.
- Из какого рассказа? («На катке») 15 Слайд.
солнечный - пасмурный
Кроссворд. 16 СЛАЙД.
1. Какое чувство мешало мальчику из рассказа «Сторож» дружно играть с другими ребятами? (жадность)
2.Чего ждала от девочки Муси заболевшая одноклассница Валя? (помощь)
3. Какое чувство к старушке проявил мальчик из рассказа «Просто старушка»? (забота)
4. Что легче сказать, а не придумывать в своё оправдание? (правда)
5. С каким чувством продолжал строить свой дом мальчик из рассказа «Строитель»? (упорство)
6. Какое качество взяло верх над Витей, когда он услышал смех ребят над своим вежливым поступком? (трусость)
7. Какое чувство на сестру Ленку, бабушку и брата привело Павлика в сквер? (обида)
Получилось ДОБРОТА
17 СЛАЙД. Твори добро!
НЕТ БОЛЬШЕ РАДОСТИ!
И ЖИЗНЬЮ ЖЕРТВУЙ,
И СПЕШИ –
НЕ РАДИ СЛАВЫ ИЛИ СЛАДОСТЕЙ,
А ПО ВЕЛЕНИЮ ДУШИ.
У нас в школе учебный год объявлен годом добрых дел.
Проект «Сделай мир добрее». Вы нарисовали рисунки.
VIII. Итог урока
- Какие хорошие поступки вы можете сделать сегодня, придя домой?
- Будете ли вы за это ждать награды?
- Порём ладошки, передадим свою доброту товарищу по парте, пусть она вас греет.
18 СЛАЙД.
В КАЖДОМ ИЗ ВАС, РЕБЯТА, ЕСТЬ ВОЛШЕБНАЯ СИЛА, - СИЛА ВАШИХ СЛОВ И ПОСТУПКОВ.
В.А.ОСЕЕВА
РЕФЛЕКСИЯ
Итог урока подведён.
- А теперь давайте посмотрим, сбылись ли наши ожидания от урока.
- узнали новое?
- проверили свои знания?
- обобщили?
- общались?
- получили 5?
- стало хорошее настроение?
19 СЛАЙД.
Перед тем, как нам расстаться
IX. Домашнее задание
- На выбор:
1. Выписать все имена прилагательные, которые являются определениями из рассказа В.А.Осеевой «КАКОЙ ДЕНЬ?»)
2. Подобрать синонимы к слову «хороший» (30) внимательный, отзывчивый, душевный, добрый
3. Нарисовать рисунок к поправившему рассказу В.А.Осеевой.
20 Слайд. Будьте добры!
Молодцы! Спасибо за урок.
Автор: Никитина Анжелика Валентиновна
→ angelika3785 24.08.2012 0 6084 861 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.