Урок – исследование "Склонение имён существительных", 4 класс


Урок – исследование. Склонение имён существительных.

Русский язык, 4 класс.

(Учебник Рамзаевой Т.Г., II четверть)


Гурская Т.С., МКОУ Троицкая СОШ


Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель: отрабатывать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).

Задачи:

  1. Обучающая: систематизировать полученные знания об имени существительном; сравнивать склонения; работать с памяткой; работать в паре и самостоятельно; доказывать своё мнение; делать выводы; выполнять задания творческого характера.

  2. Развивающая: развивать связную речь; умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; приводить примеры к правилу; оценивать себя и товарища; задавать вопросы; развивать любознательность, память, мышление, внимание.

  3. Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, любовь к природе, уверенность, стремление к успеху, аккуратность, культуру общения.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, разрезанные буквы для составления слов, загадки, музыкальный отрывок для упражнения.

Ход урока.

  1. Мотивация.

- Ребята, а вы любите исследовать, узнавать что-то новое?

- Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы).

- Сегодня вы будете исследователями.


2.Актуализация знаний. Тема урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будем исследовать догадайтесь сами.

- Какие части речи вы знаете?

- Какие признаки существительных вы знаете?(одуш., неодуш, собств., нариц, ед. и множ. числа, жен., муж. и сред. рода, падежа, склонения)


3.Мобилизация внимания.

- Прочтите записанные на доске три столбика слов и скажите, к какой части речи они относятся:


вода дуб сирень

земля озеро ель

юноша поле степь

- Подумайте, по какому признаку их разделили на 3 группы?(3 склонения существительных).

- А теперь попробуйте сформулировать тему урока (Склонение имён существительных).

- Правильно. Давайте вспомним правило о трёх склонениях существительных.


4. Исследование.

- Прочтите на доске главный вопрос урока.

Как определить склонение имени существительного (в именительном падеже)?

- Ребята сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.

Какие у вас предположения? (Определить род, выделить окончание и по окончанию в именительном падеже единственного числа определить склонение)

- Давайте проверим ваше предположение.


4.Упражнение.

- Выполним упражнение из учебника №169. Спишите существительные. Укажите склонение. Первый ряд выписывает I склонение, второй ряд - II склонение, третий- III склонение. (самостоятельная работа по рядам)

В это время нескольким ученикам раздать индивидуальные задания на карточках.

- Получилось? Давайте проверим.

- Прочтите в учебнике вопрос Почемучки (Какие существительные женского рода относятся к первому склонению, а какие - к третьему?) К Iскл. - с окончанием -а,-я, а к IIIскл. – с нулевым.


5.Работа в парах. №170 (один человек выписывает существительные первого склонения, а другой – третьего. Затем меняются тетрадями и проверяют друг у друга).

- Получилось определить склонение?

- Прочтите второй вопрос Почемучки (Какие сущ. мужского рода относятся к первому склонению, а какие ко второму?) - К Iскл. - с окончанием -а,-я, а ко IIскл. – с нулевым.


6.Физкультминутка.

- Сейчас мы проведём физкультминутку, а заодно потренируемся в распознавании склонения мужского рода. Я буду называть существительные. Если I скл. – руки вверх, если II скл. – присесть.


Саша, Вячеслав, Витя, герой, Дима, дядя, Иван, Ваня, брат, юноша, Игорь, Алёша.


7.Работа с памяткой.

А теперь давайте проверим правильность нашего предположения по учебнику. Прочтите памятку «Как определить склонение имени существительного (в им. п.)?»

- Сделаем вывод – правильно ли мы предположили.


8.Творческое задание. Работа в группах.


- Какое задание мы могли бы придумать с данными буквами? (Составить слова из букв)

  1. о ш а л ь д

  2. р е т с к а з о

  3. з у к ч и к е н


- Соберите слово из букв. Помогут загадки.

Загадка к первой строке для первой группы.


  1. Любит сено и овёс.

За собою тянет воз. (Лошадь)


Загадка ко второй строке для второй группы.

  1. Голубой аэропланчик

Сел на жёлтый одуванчик. (Стрекоза)


Загадка к третьей строке для третьей группы.

  1. С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка. (Кузнечик)


- Запишите отгадки в тетрадь. Что общего между этими словами? (Все они - имена существительные)


- Определите число, род, склонение имён существительных.

- Объясните, как можно назвать эти имена существительные одним словом? (Животные)

- А как мы должны относиться к животным? (Любить, заботиться о них, беречь, помогать им)


9.Письмо по памяти. Взаимопроверка и оценка работ.

Во время записи текста звучит красивая музыка.


Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит.


- Укажите склонение имён существительных.


10. Итог урока.


- Какое исследование мы сегодня проводили? Что выяснили?

- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? Докажите не примерах.


Выставление оценок. Задание на дом.

Рефлексия.

Дети встают.

- Если понравилось – похлопайте, если испытали трудности при выполнении какого-то задания – сядьте на место. Если было скучно – потопайте ногами.



Используемая литература:


  1. Исследовательская деятельность в начальной школе (образовательная область «Филология»).Методическое пособие / Составитель Н.А.Лемяскина. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.

  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Практическое пособие для учителей начальной школы. – Ростов -на-Дону: Учитель, 2004.

  3. Открытые уроки. Русский язык. 3 – 4 классы. Составитель Мукашева И.В. – Волгоград: ООО»Экстремум», 2004.

  4. Фефилова Е.П., Поторочена Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.:ВАКО, 2011.

  5. Голубь В.Т. Уроки обучения русскому языку в 4 классе: Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.




Полный текст материала Урок – исследование "Склонение имён существительных", 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурская Татьяна Сергеевна  tatti9078
26.09.2012 0 8539 1773

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК