Урок – исследование "Склонение имён существительных", 4 класс
Урок – исследование. Склонение имён существительных.
Русский язык, 4 класс.
(Учебник Рамзаевой Т.Г., II четверть)
Гурская Т.С., МКОУ Троицкая СОШ
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель: отрабатывать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).
Задачи:
Обучающая: систематизировать полученные знания об имени существительном; сравнивать склонения; работать с памяткой; работать в паре и самостоятельно; доказывать своё мнение; делать выводы; выполнять задания творческого характера.
Развивающая: развивать связную речь; умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; приводить примеры к правилу; оценивать себя и товарища; задавать вопросы; развивать любознательность, память, мышление, внимание.
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, любовь к природе, уверенность, стремление к успеху, аккуратность, культуру общения.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, разрезанные буквы для составления слов, загадки, музыкальный отрывок для упражнения.
Ход урока.
Мотивация.
- Ребята, а вы любите исследовать, узнавать что-то новое?
- Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы).
- Сегодня вы будете исследователями.
2.Актуализация знаний. Тема урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будем исследовать догадайтесь сами.
- Какие части речи вы знаете?
- Какие признаки существительных вы знаете?(одуш., неодуш, собств., нариц, ед. и множ. числа, жен., муж. и сред. рода, падежа, склонения)
3.Мобилизация внимания.
- Прочтите записанные на доске три столбика слов и скажите, к какой части речи они относятся:
вода дуб сирень
земля озеро ель
юноша поле степь
- Подумайте, по какому признаку их разделили на 3 группы?(3 склонения существительных).
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока (Склонение имён существительных).
- Правильно. Давайте вспомним правило о трёх склонениях существительных.
4. Исследование.
- Прочтите на доске главный вопрос урока.
Как определить склонение имени существительного (в именительном падеже)?
- Ребята сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.
Какие у вас предположения? (Определить род, выделить окончание и по окончанию в именительном падеже единственного числа определить склонение)
- Давайте проверим ваше предположение.
4.Упражнение.
- Выполним упражнение из учебника №169. Спишите существительные. Укажите склонение. Первый ряд выписывает I склонение, второй ряд - II склонение, третий- III склонение. (самостоятельная работа по рядам)
В это время нескольким ученикам раздать индивидуальные задания на карточках.
- Получилось? Давайте проверим.
- Прочтите в учебнике вопрос Почемучки (Какие существительные женского рода относятся к первому склонению, а какие - к третьему?) К Iскл. - с окончанием -а,-я, а к IIIскл. – с нулевым.
5.Работа в парах. №170 (один человек выписывает существительные первого склонения, а другой – третьего. Затем меняются тетрадями и проверяют друг у друга).
- Получилось определить склонение?
- Прочтите второй вопрос Почемучки (Какие сущ. мужского рода относятся к первому склонению, а какие ко второму?) - К Iскл. - с окончанием -а,-я, а ко IIскл. – с нулевым.
6.Физкультминутка.
- Сейчас мы проведём физкультминутку, а заодно потренируемся в распознавании склонения мужского рода. Я буду называть существительные. Если I скл. – руки вверх, если II скл. – присесть.
Саша, Вячеслав, Витя, герой, Дима, дядя, Иван, Ваня, брат, юноша, Игорь, Алёша.
7.Работа с памяткой.
А теперь давайте проверим правильность нашего предположения по учебнику. Прочтите памятку «Как определить склонение имени существительного (в им. п.)?»
- Сделаем вывод – правильно ли мы предположили.
8.Творческое задание. Работа в группах.
- Какое задание мы могли бы придумать с данными буквами? (Составить слова из букв)
о ш а л ь д
р е т с к а з о
з у к ч и к е н
- Соберите слово из букв. Помогут загадки.
Загадка к первой строке для первой группы.
Любит сено и овёс.
За собою тянет воз. (Лошадь)
Загадка ко второй строке для второй группы.
Голубой аэропланчик
Сел на жёлтый одуванчик. (Стрекоза)
Загадка к третьей строке для третьей группы.
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик)
- Запишите отгадки в тетрадь. Что общего между этими словами? (Все они - имена существительные)
- Определите число, род, склонение имён существительных.
- Объясните, как можно назвать эти имена существительные одним словом? (Животные)
- А как мы должны относиться к животным? (Любить, заботиться о них, беречь, помогать им)
9.Письмо по памяти. Взаимопроверка и оценка работ.
Во время записи текста звучит красивая музыка.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
- Укажите склонение имён существительных.
10. Итог урока.
- Какое исследование мы сегодня проводили? Что выяснили?
- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? Докажите не примерах.
Выставление оценок. Задание на дом.
Рефлексия.
Дети встают.
- Если понравилось – похлопайте, если испытали трудности при выполнении какого-то задания – сядьте на место. Если было скучно – потопайте ногами.
Используемая литература:
Исследовательская деятельность в начальной школе (образовательная область «Филология»).Методическое пособие / Составитель Н.А.Лемяскина. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Практическое пособие для учителей начальной школы. – Ростов -на-Дону: Учитель, 2004.
Открытые уроки. Русский язык. 3 – 4 классы. Составитель Мукашева И.В. – Волгоград: ООО»Экстремум», 2004.
Фефилова Е.П., Поторочена Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.:ВАКО, 2011.
Голубь В.Т. Уроки обучения русскому языку в 4 классе: Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурская Татьяна Сергеевна
→ tatti9078 26.09.2012 0 8539 1773 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.