Слайд 1
Урок обучения грамоте
• 1 класс
• Образовательная система
«Школа 2100»
МАОУ «Гимназия №3»
Учитель: Максимова В.
В.
Максимова Валентина Валентиновна
учитель начальных классов,
МАОУ «Гимназия № 3»
Великий Новгород
Характеристика класса.
В 1 «А» классе обучается 34 ученика: 19 девочек и 15 мальчиков. По результатам психолого-педагогического обследования 97% учащихся готовы к школьному обучению. 26% учеников могут испытывать трудности в обучении уже при средних нагрузках и скорости подачи учебного материала. 39% детей имеют низкий уровень внимательности. Предположительно у 87% учащихся ещё не установились зрительно-двигательные связи, им трудно справиться с задачей повторения образца, который находится у них перед глазами. 19% учащихся имеют инфантильную самооценку. Некоторые дети имеют высокий уровень тревожности, им необходима помощь и поддержка педагога.
Всё это необходимо учитывать при составлении планов занятий. На уроках необходимо использовать различные формы и методы работы, оптимальный режим труда и отдыха. Данный конспект составлен с учётом особенностей класса и требований ФГОС. Приводятся возможности для формирования УУД.
Звуки [б, б,]. Буквы Бб.
Образовательная система: «Школа 2100».
Предмет: урок обучения грамоте.
Класс: 1.
Тема: «Звуки [б, б,]. Буквы Бб».
Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука» Баласс, Москва, 2009.
Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.
Форма урока: Классно-урочная.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office Power Point.
Цели урока
Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [б, б,], буквами Б, б.
Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.
Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.
Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.
Возможности для формирования УУД
Личностные действия
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- представление о национальных ценностях;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
Регулятивные действия
- принимать и сохранять учебную задачу;
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый контроль;
- адекватно оценивать себя.
-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника
Познавательные действия
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
- осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;
- устанавливать причинно-следственные связи.
- осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- основам продуктивного чтения и выделению существенной информации;
Коммуникативные действия
- умение слушать и понимать собеседника
-ориентироваться на партнёра по деятельности
-учитывать позицию другого человека
-доказывать свою точку зрения
-сотрудничать со сверстниками и со взрослыми
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
– Проверяем готовность к уроку. Улыбнёмся своему соседу, подарим друг другу хорошее настроение и начнём урок.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Повторить изученный материал.. Подвести учащихся к формулированию темы урока.
– На экране изображены 2 группы предметов.
Демонстрируется слайд
В первой группе
– Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (Кот, кит, белка)
Во второй группе
– Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (барс, машина, малина.)
– С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)
– Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)
– Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Исключаем слово белка, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Исключаем слово белка, так как в нём 5 звуков, а в словах кит и кот по 3 звука.)
– Какое слово можно исключить из второй группы? (барс, так как в нём 1 слог, 4 звука, оканчивается на согласный, а в остальных словах по 3 слога, по 6 звуков, оканчиваются на гласный звук).
III. Формулирование учащимися темы и задач урока.
Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).
На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.
- Отгадайте загадки. Русская красавица стоит на поляне в белой кофте, в зелёном сарафане. (берёза) (Беседа о том, что берёзу называют символом России, о бережном отношении.) Роет землю, словно плуг скромный труженик … (барсук)
|
|
|
|
барсук |
берёза |
Демонстрируется слайд №
Слайд
– На экране изображены предметы. Назовите их. (белка, барс, берёза, барсук)
– Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [б, б,].)
– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слова белка, берёза начинаются со звука [б,], а слова барс, барсук – со звука [б]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [б, б,] и буква, которая их обозначает».)
Демонстрируется слайд с названием темы.
– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока.)
IV. Усвоение новых знаний.
Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [б, б,], буквами Б,б.
Знакомство с новыми звуками
Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип любви к родному языку – внимание к материи языка.
– Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)
Работа по группам
Цели.
Реализация принципа деятельности.
Формирование мотивации учения и обучения.
Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.
Психологический комфорт в учебном коллективе.
Единство воспитания и обучения.
Реализация субъект – субъектных отношений.
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).
Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.
– А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.
Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).
– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.
Дети хором читают правила работы в группе на слайде.
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Демонстрируется слайд.
Белка
барс
берёза
барсук
– На экране появились слова: белка, барс, берёза, барсук . Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.
Задание 1-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: белка, барс, берёза, барсук.
Сделайте вывод: звук [б] гласный или согласный?
Задание 2-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: белка, барс, берёза, барсук.
Сделайте вывод: звук [б] звонкий или глухой?
Задание 3-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: белка, барс, берёза, барсук.
Сделайте вывод: звук [б] в словах бывает твёрдый или мягкий?
Далее дети по одному человеку от группы выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы) и «одевают» человечка-звуковичка.
К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядность:
– Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.
– Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)
– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)
Физкультминутка
Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока.
Знакомство с новой буквой
Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.
– Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [б, б,].)
– Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой.
– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)
– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)
– Давайте поселим эту букву на ленту букв.(Лента букв есть у каждого ребёнка и на доске).
Демонстрируется слайд с изображением буквБб.
|
На
лугу стоит барашек
|
-Сравните печатные буквы с письменными. Зачем нужны большие буквы? |
|
V. Закрепление новых знаний.
Чтение слогов, слов, текста с новой буквой
На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.
Цели.
Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать.
Формирование умения читать прямой открытый слог слитно. Осознание роли новой буквы и её места в составе слога. (Чтение слияний осуществляется группой плохо читающих учеников под руководством учителя.)
Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно.) В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления, делает процесс чтения более увлекательным и интересным.
Формирование умения читать самостоятельно про себя, готовясь читать вслух. (Первая группа (хорошо читающие ученики) осуществляет чтение связного текста.)
Работа по учебнику «Букварь»
На с. 112 даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).
Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)
– Прочитайте слоги.
Задание 2-ой группе (средне читающим детям)
– Прочитайте слова в столбиках.
Бра - настенный светильник.
Брак - семейные отношения . 2.Недоброкачественный предмет производства
Брод- мелкое место в реке, озере.
Банк- учреждение, которое проводит различные денежные операции.
Банкир- владелец банка.
Банкнота - бумажные деньги.
Банкрот-должник, отказывающийся платить банку из-за своего разорения.
Банка- сосуд цилиндрической формы.
- Какие слова в этом столбике однокоренные.
Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)
– Прочитайте предложения. 1.Какое слово повторяется? У этого слова одно значение?
Может банкир оказаться в банке, где помидоры? Он в здании- в банке. 2. Что и куда сдала Мария Ивановна? Кто она? Как пишется слово кассир? Подчеркните удвоенную согласную. Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Подчеркните заглавные буквы. – Рассмотрите иллюстрацию. Что в ней необычного? Кем представляет
себя мальчик?
1.Как это «кто кем станет»? Замените другими словами (кем будет работать, какую
выберет профессию)
2. Почему Маша хочет стать библиотекарем? Чем занимаются люди этой профессии?
3.4 Что повлияло на Петин выбор? О чём он мечтает? Как он об этом говорит?
5.5 Кем хочет стать Вова? Какие слова Вовы развеселили всех? Почему он ошибся?
Слайд с изображением страницы из учебника.
- Кто автор текста? (Н. Сладков)
-Посмотрите на иллюстрацию, прочитайте название. ( «Лесные мастера»)
– Кто такие мастера? ( Человек, который умеет хорошо что-то делать, специалист).
_ Лесные мастера. Кто это?
1.Почему без профессии в лесу не прожить? (она кормит, дает жильё)
2. Кто ищет ответ на вопрос «Кем лучше стать?» (бельчонок)
3.4.5Чем занимается дятел? Может ли бельчонок стать доктором? Почему?
6-8. Кто такие землекопы? (Те, кто копает землю). Зачем барсуку туннель?(ищет пищу). Может бельчонок быть землекопам? Почему?
9-13. Кто по профессии паук? Может быть бельчонок быть ткачём?
14-17 Кто это оляпка? Что она ищет под камушками на дне?(жуков) Чего испугался бельчонок?
Каким вы представляете бобра? Как это мастер на все лапы? Как мы говорим о людях? Почему бобр не умел собирать грибы (они ему не нужны).
Кем решил стать бельчонок? Почему?
Подходит ли название к тексту? Почему названия животных написаны с большой буквы (являются здесь именами) Это сказка? Почему? Кто автор? Что объединяет сказку и рассказ? (тема: кем стать?)
VI. Итог урока.
Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.
– Дети, что нового вы узнали на уроке? Какой звук вы очень часто слышали сегодня на уроке? Вы работали сегодня отлично ( появляется слайд).
VII. Творческое домашнее задание.
Пофантазируйте кем бы могли быть волк, лиса, медведь, заяц. Нарисуйте.
Расскажите, о какой профессии мечтаете вы.
Список литературы:
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука» Баласс, Москва, 2009.
2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «
3. http://www.photowall.ru/img461.htm
4. http://viki.rdf.ru/cat/obuchenie/
Автор: Максимова Валентина Валентиновна
→ аннит 28.09.2012 0 6150 1224 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.