Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка; 2 класс
Министерство образования РФ
НОУ СОШ «Академическая гимназия» г. Москва
Открытый урок
Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка.
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ.
Автор: Борисова Ольга Вячеславовна
Учитель начальных классов
НОУ СОШ «Академическая
гимназия»
Минобразования г. Москва
Москва 2012
Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
(Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного подхода и обладает высоким воспитательным потенциалом.)
Цели:
Формировать лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую и информационную компетентность учащихся на основе исследования слова.
Продолжать развивать исследовательские навыки учащихся, их речь, внимание, память, мышление; развивать познавательный интерес к урокам русского языка, творческое воображение учащихся.
Воспитывать чувство патриотизма через произведения русских поэтов.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся в области лексикологии, морфемики, морфологии, словообразования;
учить находить и распознавать однокоренные (родственные) слова;
учить составлять словосочетания из слов, выделять словосочетания из группы слов, из предложения;
Учить работать с деформированным текстом;
Коррекционно-развивающие:
развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей;
развивать речь и долговременную память посредством ответов на вопросы, мелкой моторики кистей рук через письмо;
пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас через разбор словарных слов;
развивать внимание;
коррекция долговременной памяти.
Воспитательные:
прививать учащимся интерес к предмету;
воспитать чувство патриотизма, чувство гордости за Отчизну; самостоятельность, усидчивость и аккуратность.
Методы:
информационно – рецептивный
исследовательский
репродуктивный
частично – поисковый (эвристический)
проблемный
Приёмы:
словесно – демонстрационный
эвристический
лингвистический эксперимент
проблемно – диалогический
применение ИКТ
игровая технология
Приёмы УДЕ:
использование укрупнённых заданий
восстановление деформированного текста
опережающее обучение
выполнение заданий на интерактивной доске одновременно двумя учениками
Демонстрационный материал:
презентация Smartbort
таблички с названиями разделов русского языка
Раздаточный материал:
задания – ребусы
карточки – блоки с заданиями
таблицы
деформированный текст
Оборудование: компьютер, экран
Этапы урока
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
Словарно-орфографическая работа.
а) лексика
Актуализация имеющихся знаний.
а) словообразование
б) фонетика
в) словосочетание
г) морфология
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
Итог урока. Оценки. Рефлексия.
Ход урока
Этапы |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
Организационный момент. |
Мобилизация внимания учащихся, переключение на учебную деятельность, проверка готовности к уроку. |
Проверка готовности к уроку. -Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к уроку. (У каждого ученика на парте лежат листы с заданиями) - Садитесь.
|
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
|
Проследить за осанкой. |
Сообщение темы и цели урока. |
Мотивация к учебной деятельности. Формулировка темы и цели урока. |
Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок - урок – экскурс в историю Российского государства, где мы будем выступать в роли исследователей.
И начинаю я наш урок вот с таких строк: - «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнить вся Россия Про день Бородина!»
- Ребята, кто знает, из какого произведения я прочитала сейчас отрывок и кто автор этого произведения? - Верно, ребята.
Эти строки были написаны более 150 лет назад поэтом М.Ю. Лермонтовым, и посвящены они были одному из важнейших событий в истории нашего государства – Отечественной войне 1812 года между Россией – под командованием М.И. Кутузова, и Францией – под предводительством Бонапарта Наполеона. В этом году (в августе) исполняется 200 лет величайшей битве в истории нашей Родины – Бородинскому сражению, в которой Российские войска одержали победу и, по словам А.И. Герцена «…Новая Россия начинается с 1812 года»
Даже на долю секунды страшно предположить, что могло бы случиться с Россией. С нашим, накопленным веками, богатейшим и великим русским языком, если бы Россия не победила в войне с Францией. Наш язык мог просто исчезнуть, а вместе с ним, и величайшая нация мира – русские.
У П. Вяземского, русского поэта есть замечательные слова: «Язык есть исповедь народа. В нём слышится его природа, Его душа и быт родной……
- Ответьте, что является основой нашего языка? - Да, верно. И сегодня мы будем исследовать русское слово, путешествуя по стране «Языкознание». (Запись темы на доске) - Вы готовы?
|
Ответы учащихся:
-«Бородино», М.Ю. Лермонтов.
- Слово.
- Да. |
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
|
Словарная - орфографическая работа.
3.1 Подготовительный этап исследования
3.2 Лексика
Актуализация имеющихся знаний
4.1 Словообразование
Физминутка
4.2 Фонетика
4.3 Словосочетание
4.4 Морфология
Самостоятельная работа.
Определить границы предложения.
Восстановить деформированный текст.
Итог урока. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся.
|
Обогащение словарного запаса учащихся. Развитие орфографической зоркости. Определение лексического и этимологического значений слов.
Учить разбирать слова по составу; образовывать новые слова.
Снятие усталости, физического напряжения.
Учить давать фонетическую характеристику каждого звука языка.
Учить образовывать словосочетания, выделять словосочетания из предложения, определять главные и зависимые слова.
Учить определять род, число, (время) слова определенной части речи.
Выявить умение учащихся разграничивать предложения. Закрепить и обобщить изученный материал.
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - оценить собственную деятельность на уроке; - зафиксировать
неразрешенные затруднения как
направления - записать домашнее задание.
|
Non verbis sed redus (Не словами, но вещами) Так гласит данная фраза. Наша первая остановка - «Отгадай ребус»
ЗАДАНИЕ 1. - Ответьте, что такое ребус? Ребус – это некое тайное письмо, шифр, который может написать, а потом прочитать лишь тот, кто знает специальные секретные правила. - Назовите эти правила. (читаем картинки, определяем их место по отношению друг к другу, убираем буквы по количеству запятых в начале или в конце слова, в зависимости от того, где они обозначены)
(фраза написана на слайде; все ребусы отображены на экране, слова проявляются после отгадывания их учащимися) 1. Москва 2. Родина 3. солдат 4. Герой
- Какие слова у нас получились, ребята? ( по одному ученику называют слова)
- Правильно, ребята. Давайте произнесем эти слова. произносим - С помощью чего мы записываем слова Звук буква
Вывод 1: (Все слова состоят из звуков и записываются при помощи букв)
- вставьте в окошко пропущенные буквы, запишите эти слова и подчеркните букву, которую надо запомнить. (запись на доске учениками, после чего проверка написанного по эталону) М
и о ол о
г
е
- Что можно сказать об этих словах.
- Какие слова мы называем словарными? - Верно!
- Какова тематика всех этих слов?
Вывод 2:
- Словарные слова надо выучить наизусть. - Кроме того, что надо выучить словарные слова, мы должны знать, что они обозначают. И в это нам поможет наука, которая называется - ЛЕКСИКА - Давайте узнаем лексического значения слов Солдат – военный человек. Родина – место, страна, где человек родился. Москва – город, столица России. - У нас осталось еще одно слово – героизм! Что же такое героизм?! Как вы думаете? Для начала давайте определим слово, от которого произошло слово героизм. (герой) Историческая справка: Слова «герой» в русском языке первоначально не было. Это слово произошло от древне – греческого – I iwc, богатырь, вытязь, полубог. Русское слово «герой» заимствованно, вероятно, через французское – heros «герой». Героизм – heroism (анг.) - Кого мы называем героем?
ЗАДАНИЕ 2. Таблица № 2 - Запишите слова из нижней строки в таблице, определяющие слово – героизм. Чем они будут являться по отношению к слову героизм? (синонимами) - Что такое синонимы? - Как называются слова противоположные по смыслу? (антонимы) Запишите слова – антонимы к слову – героизм. - Трусость, малодушие. Эти слова называются – антонимы. (у доски работают два ученика одновременно; проверка по эталону на доске)
- Молодцы, ребята. Обратите внимание, говоря о герое, мы имели в виду человека. А характеризуя слово героизм, мы перечисляли качество героя.
Вывод 3 Следовательно, слова могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.
- Давайте вернемся к событиям 1812 года, которые были описаны в произведении «Бородино» М.Ю. Лермонтовым.
Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам……..
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали, И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
- Как вы думаете, какими качествами должен был обладать русский народ, зная о том, что им предстоит смертельное сражение на Бородинском поле. - Что объединяло всех этих солдат на поле боя?
МОРФЕМИКА (части слова) - Отлично, ребята. Лексическое значение слов герой и героизм мы определили. Наши исследования слова продолжаются в области образования слова. Наука, которая изучает образование слов, называется МОРФЕМИКА. Какие части слова нам известны? (учащиеся называют части слова)
ЗАДАНИЕ 3: Таблица № 3 - Выделите общую часть в словах герой и героизм. Разбери по составу. - Как называется эта общая часть?
- Какими по отношению друг к другу являются слова герой и героизм?
Давайте проследим, при помощи каких частей слова образовались слова герой и героизм. Для этого мы разобьем это слова на части – морфемы. (у доски работают два ученика) - Начинаем разбор слова всегда с какой части? - Как правильно определить окончание в слове?
Г ЕРОИЗМ (окончание нулевое, корень – геро) -Какая часть слова находится межу корнем и окончанием? – (суффикс) - Верно, ребята. В нашем случае это будет суффикс – изм- (проверка по эталону) Слово – героизм образовалось при помощи суффикса – изм -, значит, слова могут образовываться при помощи суффикса и еще приставки. Вывод 4: А) слова, которые имеют один и тот же корень и несут одинаковое лексическое значение, являются родственными или однокоренными; Б) приставка, корень, суффикс, окончание – части слова. В основу входит всё, кроме окончания.
- Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация». Правила игры таковы: я называю слово, бросаю мяч, а вы говорите все слова, которые возникают у вас, связанные с этим словом. Например: груша – сладкая, зелёная, варенье, боксёр, спортсмен……. Я называю вам слово ПОЛЕ. Примерные слова: Бородино, пшеница, рожь, комбайн, гречиха, футбол, спортсмен, бой, солдат……
- Молодцы, ребята. Мы продолжаем наше исследование. И переходим к его звуковой стороне. Наука, которая изучает звуковую сторону слова, называется – ФОНЕТИКА.
ЗАДАНИЕ 4. Таблица № 4 - Итак, мы выделили корень в словах герой и героизм. Это корень геро-, Следующим заданием является определение фонетической стороны корня
геро-, г – - согл., , парн.,
е – - гл.,
р – - , тв., ,
о - - гл.,
(Ученики по очереди работают у доски, остальные на листах – шаблонах, после проводим проверку по эталону) (Возможен вариант определения фонетической стороны всего слова)
Вывод 5 (устно) Каждый звук имеет свою характеристику.
- Отлично, молодцы. Вы справились с заданием. Следующим этапом исследования слова является – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Что такое словосочетание? - Правильно. Именно то, что словосочетание указывает на группу слов, отличает от слова - как самостоятельной единицы. - Вопрос следующий: какие члены предложения не будут являться словосочетанием? -Молодцы!
ЗАДАНИЕ 5. Таблица № 5 - а) составьте словосочетания со словами герой, героизм;
- б) укажите главное и зависимое слово (устно); (Ученики по очереди работают у доски, остальные на листах – шаблонах; после проводим проверку по эталону) - Отлично!
Вывод 6: Словосочетание состоит из слов, связанных по смыслу, в котором одно – главное слово, а остальные – зависимые.
- Мы продвигаемся далее в наших исследованиях, и следующим этап исследования – это раздел языкознания – МОРФОЛОГИЯ. Морфология – ( от др. -греч «морфо» – форма, «логос» - учение) – изучение грамматической стороны слова.
ЗАДАНИЕ 6. Таблица № 6 Исследуя слово с морфологической стороны, мы должны восстановить деформированное словосочетание: Отважные герой Какую ошибку мы видим в данном словосочетании? Что мы должны сделать, чтобы эту ошибку исправить? Найти главное слово в словосочетании. (сущ.) Определить род имени существительного. (м.р. и ед. ч.) Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. (какой?) Изменить форму слова. (отважный) (Выслушиваются ответы учащихся. Проверяем по эталону – алгоритму.)
Находим главное слово
О пределяем его грамматическое значение ?
Н аходим зависимое слово (ставим? от главного слова)
Определяем грамматическое значение зависимого слова.
(грамм. зн. им. сущ. = грамм. зн. им. прил.) - В какой части слова (морфеме) была допущена ошибка? - Для чего служит окончание? - Что мы сделали, чтобы слова «отважные» и «герой» сочетались друг с другом. - Если к этому словосочетанию мы добавим слово «сражается», о чем нам расскажет это слово?
(О событии и времени, когда это событие происходило – наст. вр.)
Выводы 7: (устно)
Слова разных частей речи имеют свои грамматические категории, такие как: род, число. А так же слова могут указывать на время происходящих событий (изменяться по падежам и спрягаться, но более подробно об этом мы узнаем в следующем учебном году)
- Молодцы, ребята. Давайте с вами подведём миниитог: какие разделы языкознания нам помогли в процессе исследования слова? (Анализ проводится по табличкам, вывешенным на доске с названиями разделов языкознания) (лексика, морфемика, фонетика, морфология)
- Отлично, ребята. Как вы думаете, можно ли закончить на этом исследование слова? - Добавив к нашему словосочетанию глагол «Сражается» , что мы получили в итоге? - Что такое предложение? (praepositio) (группа слов, которые выражают законченную мысль - толковый словарь Ушакова) - В чем отличие предложения от словосочетания?
- Правильно, ребята, если слова связаны по смыслу, но не выражают законченной мысли, то это не предложение.
ЗАДАНИЕ 7. Таблица № 7 - Определить границы предложения.
Это дерево - символ России ни в одной другой стране нет такого количества этих деревьев почки и листья дерева используют для приготовления отваров.
Вывод 8: Слова, объединённые в группы и связанные по смыслу, называются предложением. - А, что же дальше? Можем ли мы эти предложения соединить, если да, то, что мы получим?
ЗАДАНИЕ 8. Таблица № 8 - Итак, мы приступаем к нашему завершающему исследованию. - Нам необходимо восстановить деформированный текст. А именно: а) поставьте предложения по порядку, чтобы получился связный текст. б) Вставьте пропущенные орфограммы;
ТЕКСТ
Р
сссс
О течественная война года – одна из самых г роических страниц истории нашей одины.
Ф ранцузская армия вторглась на территорию Ро ийской империи.
Ц арь Александр I назначил главнокомандующим генерала М.И..
Р у кая армия расположилась у села
ородино.
2 4 августа (5 сентября) состоялось Бородинское сражение.
Бородинская битва длилась 12 ч сов.
- Молодцы, ребята. - Итак, сегодня мы с вами выступали в роли исследователей на уроке русского языка. А исследовали мы сегодня что?
-Какие слова мы исследовали? - Почему именно эти слова стали предметом нашего исследования? (краткий ответ учащихся) - Какие разделы языкознания помогли нам в исследовании слов? (перечисление разделов) - Вы, ребята, сегодня поработали отлично. Конечный результат вашей работы я вам сообщу после проверки индивидуальных листов. Ваше домашнее задание: придумать свои ребусы на военную тематику, кроссворд, чайнворд. - Теперь вы сами попробуйте оценить свою работу на уроке. 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
Всем спасибо за работу на уроке. МОЛОДЦЫ!
|
Ответы учащихся. Учащиеся отгадывают слово, проговаривают его, и записывают на листах.
- Москва, Родина, солдат, герой.
- Они являются словарными.
- Слова, написание которых мы должны запомнить. - Военная.
Предполагаемые ответы учащихся.
Предполагаемые ответы учащихся.
- Героизм.
-геро-
-Корень.
-Родственными, однокоренными.
-С окончания.
-Надо изменить форму слова. Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
-Сочетание двух и более слов, связанных по смыслу, в котором одно – главное, а другие – зависимые.
- Подлежащее и сказуемое.
- Форма слов не сочетается.
- В окончании.
- Для связи слов в предложениях.
- Поставили зависимое слово в ту же грамматическую форму, что и главное слово - м.р., ед. ч.)
- Нет.
- Предложение.
- Законченностью мысли.
- Да, можем. Мы получим текст.
- Слова.
-Герой и героизм.
|
Слайд 5 (ребусы)
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 10
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Ольга Вячеславовна
→ дом8177 17.10.2012 0 5416 1256 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.