Конспект урока с презентацией "Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн", 1 класс (.docx, .pptx)


МБОУ города Мурманска гимназия №7


Урок русского языка


Тема. Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах

Автор: Карандашева Оксана Геннадьевна

учитель начальных классов,

высшая категория

МБОУ гимназия №7, г. Мурманск

2012 г.





Автор: Карандашева Оксана Геннадьевна


Место работы: учитель начальных классов, МБОУ гимназия № 7


Предмет: русский язык


Класс: 1 класс


УМК: «Школа 2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык»


Тема. Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах


Дата проведения: 9.04.2012


Тип урока: урок закрепления


Вид урока: урок-игра



Цель: создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний и применение в словах с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн;

Задачи:

-закрепить умение писать буквы и, у, а после букв шипящих (в буквосо­четаниях жи-ши, ча-ща, чу—щу);

- закрепить умение писать писать букво­сочетания чк, чн;

-находить слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн выписывать из текста слова с этими буквосочетаниями;

-способствовать развитию интереса к русскому языку, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

- учиться работать группе;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

групповая

Средства обучения:

ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями


Ресурсы:

- презентация;

-карточки для команд (Приложение 1)

- правило в стихах (Приложение 2);

- сказки К.И.Чуковского (Приложение 3);

- кроссворд (Приложение 4);

- песня «Песенка Грамотея» (Приложение 5);


Ход урока


  1. Актуализация знаний


- Сегодня вас приглашают в гости жители одной удивительной страны. А что это за страна и кто её жители вы мне ответите сами. Загадаю вам загадку.

Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.

(СЛАЙД 2)


Чистописание

- Эти жители очень любят играть.

- Одна из любимых игр – это прятки. Давайте поиграем с ними. Какие буквы спрятались? Запишите эти буквы в тетрадь. (СЛАЙД 3)


- У букв есть строгий учитель, а зовут его Грамотей. Он строго следит за поведением букв и расставляет их на свои места.

- Проверим, какие буквы спрятались? (При нажатии на Грамотея появляются буквы.)

Ученики записывают буквы ш, ж, ч, щ, и, а, у, к, н.


  1. Формулирование темы и целей урока


- Что связывает эти буквы? Определите тему нашего урока. (СЛАЙД 4).

Тема нашего урока «Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах».

- Чему вы будете учиться на уроке? (Правильно писать слова с этими буквосочетаниями.)


  1. Закрепление изученного



- Решили буквы поиграть в пятнашки и все перепутались. Соберите правильные буквосочетания и запишите в тетрадь. (Проверка осуществляется нажатием на учителя-Грамотея.)

- Грамотей - строгий учитель. Он даёт буквам сложные, но очень интересные задания. Хотите учиться и играть вместе с буквами?


- Продолжим наш урок. Выполнять задания всегда интересно вместе с друзьями. Предлагаю вам разделиться на команды.

Приготовлено 4 вида карточек для 4 команд (карточки «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк-чн»). Учитель предлагает взять карточки. Дети рассаживаются по группам. У каждой команды своё название.

Разделение на группы (четыре группы)

- Чтобы игра прошла интересно, нужно соблюдать правила работы в группе.


Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.


Работа в группах.


1. Игра «Составь правило».

- Грамотей строго следит, чтобы все учили правила. Но правила необычные в стихах. Помогите составить стихи-правила о буквосочетаниях.

Задание для группы составить правило и выразительно прочитать. (Приложение 2)


- Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения.

Правила обсуждения ответов.

- Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете).

Проверка. Чтение правил командами.


Песенка о буквах. Отрывок. (СЛАЙД 5)

(На слайде учитель нажимает на Грамотея.)


2. Игра "Волшебная таблица". (СЛАЙД 5)

Задание. На экране волшебная таблица, в которой даны слоги. Вам нужно всей командой составить как можно больше слов с нашими знакомыми буквосочетаниями.

Команды составляют слова, записывают их в тетрадь.

Проверка осуществляется поочерёдным названием слова, побеждает та команда, которая найдёт больше всего слов.

Ответ: жи-раф, ча-ща, ро-ща, ты-ся-ча, да-ча, на-ча-ло, на-ши, ши-на, ма-ши-на, чу-до, чу-че-ло, че-ло


Физминутка для глаз (презентация в приложении )

3. Игра "Собери слово"( СЛАЙД 7)

-Каждой команде Грамотей приготовил свою загадку.

Задание. Из предложенных букв нужно составить слово.

-Но умный учитель Грамотей приготовил вам ловушку. Есть лишние буквы. Если нужна будет подсказка, поднимите руку.

(Для подсказки предлагаются картинка. Чтобы получить подсказку нужно нажать на смайлик. Чтобы подсказка исчезла, надо нажать на картинку. Для ля проверки нажать на стрелку.)

Проверка. Команды озвучивают своё слово. Отмечается команда, составившая слово правильно и быстро.

Какое правило помогло вам написать слова?


-Грамотей решил проверить ваши знания по чтению. И вот новое задание.


4. Литературная загадка.

-Буквы любят читать книжки. У них есть любимый автор. Многие произведения они знают наизусть.

-Прочитайте свой отрывок вполголоса. (Каждой группе дан отрывок из произведения Корнея Ивановича Чуковского). (Приложение 3)


- Кто автор произведения? (СЛАЙД 8)

- Какое правило нужно знать, чтобы написать фамилию этого человека? (При нажатии на фото появляется информация об авторе.)

- На самом деле это не фамилия, а псевдоним. Настоящая фамилия этого человека Николай Васильевич Корнейчуков – это русский советский писатель, переводчик, литературовед, автор детских стихов и сказок.


- Вот новое задание Грамотея:

Задание. Выпишите слова на изучаемые буквосочетания в таблицу. (Приложение 3).

Проверка. Команды озвучивают слова. Проверяют буквосочетания.


Физминутка

Танцевальные движения под песенку «Песенка Грамотея».


5. Кроссворд картинный.

- Одно из самых любимых занятий учителя Грамотея – это разгадывание кроссвордов. Он и вам дает такое сложное задание.

Задание. Вам нужно заполнить кроссворд, используя подсказки-картинки. (Приложение 4).

Проверка проводится с опорой на (СЛАЙД 9). (Учитель нажимает на цифры по очереди с 1 по 8, при первом нажатии появляется картинка, при втором, слово в кроссворде)

- Какие орфограммы вам встретились?


V. Итог урока

- Вы с успехом справились с заданиями учителя Грамотея, думаю, он вами очень доволен.

Продолжите предложения: (СЛАЙД 10)

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Было интересно…

Было трудно …

Я хочу ещё узнать …



-Предлагаю вам спеть «Песенку Грамотея» о буквах.

Песенка Грамотея

1.

Это очень хорошо,
Что буквы есть на свете.
Их должны на память знать
И взрослые, и дети!

ПРИПЕВ:
Буквы могут в слова превращаться,
Если с ними уметь обращаться.
Ля - ля - ля - ля - ля, ля, ля,
Ля - ля - ля - ля - ля, ля, ля, ля.

2.
Дружат с буквами не зря
Девчонки и мальчишки.
Букв, не зная, не прочтёшь
И самой тонкой книжки!




















Правило в стихах

(правила разрезать)




Запомни твёрдо: жи и ши

Пишем через букву и.


Запомни твёрдо: ча и ща

Пишем через букву А!


В сочетаниях чу-щу

Пишем только букву У!


Пусть станет привычно писать на «отлично».


Сочетание жи-ши только с и всегда пиши!


1 группа

Но быки и носороги

Отвечают из берлоги:

"Мы врага бы

На рога бы.

Только шкура дорога,

И рога нынче тоже

не дёшевы",


И сидят и дрожат

Под кусточками,

За болотными прячутся

Кочками.


Крокодилы в крапиву

Забилися,

И в канаве слоны

Схоронилися.


Только и слышно,

Как зубы стучат,

Только и видно,

Как уши дрожат.


А лихие обезьяны

Подхватили чемоданы

И скорее со всех ног

Наутек.


И акула

Увильнула,

Только хвостиком махнула.


А за нею каракатица -

Так и пятится,

Так и катится.

Вот и стал Таракан

победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться,

проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери,

ваших детушек,

Я сегодня их за ужином

скушаю!"



2 группа

Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та - бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?

Утюги
за
сапогами,
Сапоги
за
пирогами,
Пироги
за
утюгами,
Кочерга
за
кушаком -
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:

"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.

Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!


3 группа

"Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!"

"Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?"

"Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!"

"Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?"

"Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо".


Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?

И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
"Что ж нету Айболита?"

А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.

4 группа

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,

А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!

Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!

Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?

Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!





Таблица для слов

жи-ши

ча-ща

чу-щу

чк, чн, чт, щн























КРОССВОРД

1

2

4

5

6

7

8

3

Слайд 1
Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах Русский язык 2 класс УМК «Школа 2100» Карандашева Оксана Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ2012 гимназия №7, г. г.
Слайд 2
ГОРОД БУКВ
Слайд 3
Игра в прятки
Слайд 4
Буквы рассыпались ЖИ – ШИ ЧА – ЩА ЧУ – ЩУ ЧК, ЧН
Слайд 5
Волшебная таблица жи ча до ро ло ся раф ши ты да ща на за ма че чу
Слайд 6
Физминутка
Слайд 7
Игра в буквы фжираф и р ж а к ёжик ё и ж ы 1 2 ж моржи о р и м 3 ш мыши м и ы ы 4
Слайд 8
Литературная загадка КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, писатель
Слайд 9
Кроссво рд т щ ж у у ши и п о в н и к ч а р о де й р ч ащ а е н а м ф л а ндыши ы о ш к и
Слайд 10
Это очень хорошо, Дополни предложения Что буквы есть на свете. Их должны на память знать И взрослые, и дети! На уроке я узнал … На ПРИПЕВ:уроке я Буквы могут в слова превращаться, научился … Если с ними уметь обращаться. Ля - ля - ля - ля - ля, ля, ля, Было интересно… Ля - ля - ля - ля - ля, ля, ля, ля. Дружат с буквами не зря Было трудно … Девчонки и мальчишки. Букв, не зная, не прочтёшь Я хочу ещё узнать И самой тонкой книжки! … ПЕСН Я
Слайд 11
Ссылки http://www.tonnel.ru/concert/concert2010/tbyTfZPGUg_1294127215.6tonnel.mp3 [дата обращения 12.05.201] http://i.allday.ru/uploads/posts/1191269027_c4112.jpg [дата обращения 12.05.201] http://www.abc-color.com/image/coloring/flowers/001/flowers-006/flowers-006-picture-colo r.jpg http://www.demmeni.ru/files/up/Chukovski.jpg [дата обращения 12.05.201] http://azrouf.free.fr/fichiers/english/animals/images/girafe.jpg [дата обращения 12.05.201] http://www.diving.ru/img_magazin/Kamen/kar21.jpg [дата обращения 12.05.201] http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2010-08/1281634738_artlib_gallery-220996-b.jpg [дата обращения 12.05.201] http://i.allday.ru/uploads/posts/2010-05/thumbs/1273357804_lesnaya-chashha.-rechka.-1 910-e.jpg [дата обращения 12.05.201] http://bigcatalogphotos.ru/photos/flowers-and-plants-photos/osokovye-photos/kamysh-p hotos/photo-05-kamysh-osokovye.jpg [дата обращения 12.05.201] http://img-fotki.yandex.ru/get/3108/lesya-denisova.6/0_24107_8ecabe51_L [дата обращения 12.05.201] http://medicalherbs.sci-lib.com/images/medherb167.jpg [дата обращения 12.05.201] http://i003.radikal.ru/0912/b5/02ff56562588.jpg [дата обращения 12.05.201] http://img-2005-05.photosight.ru/09/853846.jpg [дата обращения 12.05.201] http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/lady-may2006.1c0/0_793d7_a179d5d7_XL [дата

Полный текст материала Конспект урока с презентацией "Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн", 1 класс (.docx, .pptx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карандашева Оксана Генадьевна  kksenia
07.10.2012 0 25734 6666

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК