Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени" 4 класс
Сибгатова Наталья Николаевна
учитель начальных классов
Мартукской средней школы №1
Мартукский район, с. Мартук
Тема: Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени.
4 класс
Цели: 1. Познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени; закрепить знания о правописании суффиксов глаголов прошедшего времени.
2. Развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени.
3. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки с заданиями.
Ход урока: 1. Организация начала урока.
Тренинг – настрой: Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
А держу себя в руках.
2. Постановка темы и цели урока.
- Определите, о какой части речи пойдет разговор на уроке?
- Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
-А лексической темой нашего урока будет:
- Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
3. Минутка чистописания.
(З/з)аз.л.нела (на) проталинах нежная тра.ка.
- Определите, какую букву мы повторим в минутке чистописания: эта буква встречается в глаголе, в этом слове обозначает согласный, непарный, звонкий, мягкий звук.
Лл ЛЛлл – продолжить цепочку
- Выполнить разбор по членам предложения.
- Как вы могли бы связать букву -л с глаголом?
4. Блиц – опрос.
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)
4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)
5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)
10. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?
- Встретились ли вопросы, на которые вы не смогли ответить?
- Поставьте цель для работы на сегодняшнем уроке.
5. Словарная работа.
Агроном, береза, восток, ежевика, воробей, малина, осина, медведь, ребята, работа, смородина, Казахстан, сорока, песок, собака.
(2 учащихся работают у доски)
- Выберите названия животных. Какие изменения происходят в их жизни с наступлением весны?
6. Упражнение в правописании суффиксов глаголов прошедшего времени.
-Вставьте пропущенные суффиксы, напишите неопределенную форму, выделите суффиксы. (с объяснением у доски)
Прилет. ли журавли, поспеш.ла весна, пад.ли капли, выглян.ло солнышко.
7. Письмо по памяти.
Длинные сосульки вис.ли– к долгой весне.
Рано вылет.ли пчелы - к красной весне.
- Найти глаголы, определить время, выделить суффиксы.
8. Работа в парах.
А) – Образовать от данных глаголов форму прошедшего времени, выделить суффикс –л и гласную перед ним.
1 ряд: наступать
затопить
посадить
2 ряд: шуметь
зеленеть
капать
3 ряд: спешить
висеть
плавать
Самопроверка (на доске), поставить оценку.
Индивидуальная работа у доски: – Образовать от данных глаголов форму прошедшего времени, выделить суффикс –л и гласную перед ним.
Стро.ть Се.ть
Вид.ть слуш.ть
Стро.ть хлюп.ть
Б) Творческая работа.
- -Послушайте легенду: однажды старушка Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но один смелый цветок выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело Землю и открыло дорогу Весне. Именно поэтому его и стали называть первоцветом. (Подснежник)
- Просматривание видеоролика «Подснежники».(Архив учебных презентаций www.RusEdu)
- Записать словосочетания по впечатлениям от просмотра, употребив глаголы в форме прошедшего времени (два- три словосочетания)
9. Разноуровневая самостоятельная работа.
1 уровень: Подчеркнуть глаголы прошедшего времени, выделить суффиксы.
Весенние ручьи говорили, говорили…
У каждого ручья свой голос. Один чуть шептал, а другой громко кричал.
2 уровень: Вставить пропущенные буквы. Выделить суффиксы.
Услыш.л, свет.ло, зазелен.ла.
3 уровень: Вставить подходяшие по смыслу глаголы прошедшего времени, выделить суффикс –л, подчеркнуть гласную перед суффиксом.
Весеннее солнце ……… широкую степь.
Утром сильный ветер ……… тучи.
Стая птиц с криком ……. к соседнему полю.
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание: стр. 201, упр. 509.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сибгатова Наталья Николаевна
→ Nata2011 05.11.2012 0 8974 1867 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.