Слайд 1
Тема: Образование слов с
помощью приставок.
Составила:
учитель начальных
классов
Кравцова Галина
Викторовна
МБОУ СОШ № 37
г. Краснодар
Урок по русскому языку
для 3 класса
по УМК Т. Г. Рамзаева
на тему:
«Образование слов
с помощью приставок»
Кравцова Галина Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №37
г. Краснодар
Образование слов с помощью приставок. Слайд 1
Цель: развивать умение распознавать приставку в слове и образовывать новые слова с помощью приставок.
Оборудование:
-мультимедийный проектор;
-словарные слова;
-картинки одушевлённых и неодушевлённых предметов;
-карточки со словами;
-рабочая тетрадь;
-работа с учебником.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда,
Мы начнём урок друзья!
2. Актуализация знаний.
-Записали дату - 20 ноября.
-Классная работа.
-Какая орфограмма в слове классная?
(Удвоенная согласная с.)
-Подчеркнули простым карандашом.
-Давайте вспомним, какие части слова вы знаете? (Корень, приставку, суффикс, окончание.)
-Кто мне скажет, что такое корень? (Корень-это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.) Слайд 2
Спасибо, давайте проверим.
-Что такое приставка? (Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) Слайд 3
Спасибо, проверяем.
-Что такое суффикс? (Суффикс-это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.) Слайд 4
-Правильно, молодцы!
-Что такое окончание? (Окончание-это изменяемая часть слова.) Слайд 5
-Для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов в предложении.)
-А что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов.)
Спасибо, хорошо.
3. Минутка чистописания.
-На доске записаны слова: погру..ка, поез..ка, повя..ка, площа..ка.
-Какие буквы здесь пропущены? (з, д, з, д.)
Погрузка - пропущена буква з, потому что проверочное слово грузить. Записали слово погрузка.
Поездка – пропущена буква д, потому что проверочное слово ездить. Записали это слово.
Повязка - пропущена буква з, потому что проверочное слово вязать. Записали слово - вязать.
Площадка - пропущена буква д, потому что проверочное слово площадочка. Записали слово – площадочка.
-Прочитайте слова про себя и подумайте, какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово-площадка, оно без приставки, потому что в остальных словах есть приставка по.)
-Разберите эти слова по составу. ( Дети разбирают).
-Спасибо, молодцы!
-А теперь устно образуйте слова при помощи приставки по. Вы видите на доске карточки:
Смотрел, образуйте новое слово при помощи приставки по - посмотрел;
Спал, образуйте новое слово при помощи приставки по - поспал;
Играл, образуйте новое слово при помощи приставки по – поиграл;
Плыл, новое слово при помощи приставки по – поплыл.
4. Словарная работа.
-А теперь, с красной строки записали Словарь: (Дети записывают.)
-Какие слова вы уже знаете начинающиеся на букву п?
Словарь: пенал, пальто, погода, пшеница, праздник.
-На какой слог падает ударение? Какую букву мы запоминаем? (Безударную гласную...)
5. Игра « Узнай слова ».
Открыли учебники на с. 75 и обратили внимание на упражнение 168.
-Записали Упражнение 168.
-Читает задание Салькова Ира.
Узнай слова по описанию.
1. Корень такой же, как в слове домашний, суффикс и окончание – как в слове кустик. (Это слово-домик.)
-Правильно, запишем слово домик с красной строки и с большой буквы.
2. Корень такой же, как в слове посадить, приставка – как в слове переход, суффикс и окончание – как в слове погрузка. (Это слово - пересадка.)
-Правильно, записали это слово.
3. Корень такой же, как в слове морозный, приставка и суффикс – как в слове записка, окончание – как в слове дороги. (Это слово – заморозки.)
-Мы записали слова, а теперь разберём их по составу. А теперь разберите все слова по составу. (В слове домик - нулевое окончание, суффикс –ик, корень дом. Пересадка – а окончание, к - суффикс, сад – корень, пере – приставка. Заморозки – и окончание, к – суффикс, мороз – корень, за – приставка).
-Спасибо.
-И последнее задание - составьте предложение с одним из слов. Первый ряд придумывает предложение со словом домик, второй ряд со словом пересадка, третий ряд со словом заморозки.
-Записали предложение с данным словом.
6. Физкультминутка.
Вы наверное устали? (Да)
Ну тогда все дружно встали.
Я буду показывать вам картинки, если вы увидите неодушевлённый предмет, вы сделаете наклон вперёд. Если одушевлённый, вы подпрыгиваете на месте. Договорились? (Да).
Показываю учащимся картинки.
-Кто из вас запомнил, сколько одушевлённых предметов я назвала? (Пять.)
-А неодушевлённых? (Тоже пять).
7. Повторение изученного материала.
-Запишите, пожалуйста, Упражнение 169.
-Читает задание Алдохин Игорь. Подумай, почему так назвали : подоконник, связист, танкист, часовщик.
Подоконник, от слова окно, он находится под окном.
Связист, от слова связь - это человек, который занимается связью.
Танкист, от слова танк – это человек, который управляет танком.
Часовщик, от слова часы – это человек, который чинит часы.
-Спишите эти слова и разберите их по составу.
-Прочитайте предложение о часовщике про себя. А теперь прочитает вслух Ковалёва Софья.
-Спишите это стихотворение. Как мы пишем стихотворение? (В стихотворной форме, каждая строка с заглавной буквы.)
-И написал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак. В скобках обязательно запишем автора.
-Внимательно спишите и выделите корень в однокоренных словах.
-Какие однокоренные слова вы встретили? (Часовщик, часики).
-Найдите слово, которое образовано при помощи приставки. ( Слово прищурив).
-Правильно. От какого слова оно образовано? (От слова щуриться.)
-Выделите, пожалуйста, приставку в этом слове. Какая приставка в этом слове?
(Приставка при).
-Спасибо.
-Следующее упражнение 170.
-Прочитает задание Малахова Анастасия.
Как сказать одним словом?
1.Соединить с помощью клея два листа бумаги. (Склеить)
-Правильно. Запишите это слово и поставьте запятую.
2.Соединить с помощью шва два куска ткани. (сшить)
-Запишите.
3.Соединить с помощью узла два конца верёвки. (связать)
-Запишите это слово.
-Выделите приставки в этих словах.
Какая приставка во всех словах? ( Приставка с).
-Правильно, молодцы!
Следующее упражнение 171.,записали…
-Как бы ты сказал, Ваня, если суп оказался слишком солёным? (суп пересолили),
написали сочетания слов, выделили корень и приставку. Ягоды слишком сухими, значит? (ягоды пересушили), выделили корень и приставку. Картофель слишком разваренным? (картофель переварили), выделили корень и приставку.
-Следующее задание вы видите на мультимедийном проекторе. Слайд 6.
Внимание! Задание- устраните лишнее слово.
8.Домашнее задание. Слайд 7.
-Открыли дневники и записали домашнее задание: с. 77, упр. 172.
-Записали? (Да).
Объясняю домашнее задание.
9. Итог урока.
-Чем мы занимались на уроке? ( Образовывали новые слова).
-При помощи чего мы это делали? ( При помощи приставки).
-Что нового узнали? (Ответы детей).
-Какой вывод можно сделать? (Ответы детей).
-На уроке хорошо работали …
-А теперь прошу всех встать.
-Всем спасибо за урок. Урок окончен!
СМОТРЕЛ
СПАЛ
ИГРАЛ
ПЛЫЛ
Автор: Кравцова Галина Викторовна
→ ГалчонокК 08.11.2012 0 5734 959 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.