Урок по русскому языку для 3 класса по теме: "Образование слов с помощью приставок".


Урок по русскому языку


для 3 класса


по УМК Т. Г. Рамзаева


на тему:


«Образование слов

с помощью приставок»


Кравцова Галина Викторовна


учитель начальных классов


МБОУ СОШ №37


г. Краснодар




















Образование слов с помощью приставок. Слайд 1


Цель: развивать умение распознавать приставку в слове и образовывать новые слова с помощью приставок.


Оборудование:

-мультимедийный проектор;

-словарные слова;

-картинки одушевлённых и неодушевлённых предметов;

-карточки со словами;

-рабочая тетрадь;

-работа с учебником.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда,

Мы начнём урок друзья!


2. Актуализация знаний.

-Записали дату - 20 ноября.

-Классная работа.

-Какая орфограмма в слове классная?

(Удвоенная согласная с.)

-Подчеркнули простым карандашом.

-Давайте вспомним, какие части слова вы знаете? (Корень, приставку, суффикс, окончание.)

-Кто мне скажет, что такое корень? (Корень-это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.) Слайд 2

Спасибо, давайте проверим.

-Что такое приставка? (Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) Слайд 3

Спасибо, проверяем.

-Что такое суффикс? (Суффикс-это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.) Слайд 4

-Правильно, молодцы!

-Что такое окончание? (Окончание-это изменяемая часть слова.) Слайд 5

-Для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов в предложении.)

-А что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов.)

Спасибо, хорошо.


3. Минутка чистописания.

-На доске записаны слова: погру..ка, поез..ка, повя..ка, площа..ка.

-Какие буквы здесь пропущены? (з, д, з, д.)

Погрузка - пропущена буква з, потому что проверочное слово грузить. Записали слово погрузка.

Поездка – пропущена буква д, потому что проверочное слово ездить. Записали это слово.

Повязка - пропущена буква з, потому что проверочное слово вязать. Записали слово - вязать.

Площадка - пропущена буква д, потому что проверочное слово площадочка. Записали слово – площадочка.

-Прочитайте слова про себя и подумайте, какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово-площадка, оно без приставки, потому что в остальных словах есть приставка по.)

-Разберите эти слова по составу. ( Дети разбирают).

-Спасибо, молодцы!

-А теперь устно образуйте слова при помощи приставки по. Вы видите на доске карточки:

Смотрел, образуйте новое слово при помощи приставки по - посмотрел;

Спал, образуйте новое слово при помощи приставки по - поспал;

Играл, образуйте новое слово при помощи приставки по – поиграл;

Плыл, новое слово при помощи приставки по – поплыл.


4. Словарная работа.

-А теперь, с красной строки записали Словарь: (Дети записывают.)

-Какие слова вы уже знаете начинающиеся на букву п?

Словарь: пенал, пальто, погода, пшеница, праздник.

-На какой слог падает ударение? Какую букву мы запоминаем? (Безударную гласную...)


5. Игра « Узнай слова ».

Открыли учебники на с. 75 и обратили внимание на упражнение 168.

-Записали Упражнение 168.

-Читает задание Салькова Ира.

Узнай слова по описанию.

1. Корень такой же, как в слове домашний, суффикс и окончание – как в слове кустик. (Это слово-домик.)

-Правильно, запишем слово домик с красной строки и с большой буквы.

2. Корень такой же, как в слове посадить, приставка – как в слове переход, суффикс и окончание – как в слове погрузка. (Это слово - пересадка.)

-Правильно, записали это слово.

3. Корень такой же, как в слове морозный, приставка и суффикс – как в слове записка, окончание – как в слове дороги. (Это слово – заморозки.)

-Мы записали слова, а теперь разберём их по составу. А теперь разберите все слова по составу. (В слове домик - нулевое окончание, суффикс –ик, корень дом. Пересадка – а окончание, к - суффикс, сад – корень, пере – приставка. Заморозкии окончание, к – суффикс, мороз – корень, за – приставка).

-Спасибо.

-И последнее задание - составьте предложение с одним из слов. Первый ряд придумывает предложение со словом домик, второй ряд со словом пересадка, третий ряд со словом заморозки.

-Записали предложение с данным словом.


6. Физкультминутка.

Вы наверное устали? (Да)

Ну тогда все дружно встали.

Я буду показывать вам картинки, если вы увидите неодушевлённый предмет, вы сделаете наклон вперёд. Если одушевлённый, вы подпрыгиваете на месте. Договорились? (Да).

Показываю учащимся картинки.

-Кто из вас запомнил, сколько одушевлённых предметов я назвала? (Пять.)

-А неодушевлённых? (Тоже пять).

-Спасибо.


7. Повторение изученного материала.

-Запишите, пожалуйста, Упражнение 169.

-Читает задание Алдохин Игорь. Подумай, почему так назвали : подоконник, связист, танкист, часовщик.

Подоконник, от слова окно, он находится под окном.

Связист, от слова связь - это человек, который занимается связью.

Танкист, от слова танк – это человек, который управляет танком.

Часовщик, от слова часы – это человек, который чинит часы.

-Спишите эти слова и разберите их по составу.

-Прочитайте предложение о часовщике про себя. А теперь прочитает вслух Ковалёва Софья.

-Спишите это стихотворение. Как мы пишем стихотворение? (В стихотворной форме, каждая строка с заглавной буквы.)

-И написал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак. В скобках обязательно запишем автора.

-Внимательно спишите и выделите корень в однокоренных словах.

-Какие однокоренные слова вы встретили? (Часовщик, часики).

-Найдите слово, которое образовано при помощи приставки. ( Слово прищурив).

-Правильно. От какого слова оно образовано? (От слова щуриться.)

-Выделите, пожалуйста, приставку в этом слове. Какая приставка в этом слове?

(Приставка при).

-Спасибо.

-Следующее упражнение 170.

-Прочитает задание Малахова Анастасия.

Как сказать одним словом?

1.Соединить с помощью клея два листа бумаги. (Склеить)

-Правильно. Запишите это слово и поставьте запятую.

2.Соединить с помощью шва два куска ткани. (сшить)

-Запишите.

3.Соединить с помощью узла два конца верёвки. (связать)

-Запишите это слово.

-Выделите приставки в этих словах.

Какая приставка во всех словах? ( Приставка с).

-Правильно, молодцы!

Следующее упражнение 171.,записали…

-Как бы ты сказал, Ваня, если суп оказался слишком солёным? (суп пересолили),

написали сочетания слов, выделили корень и приставку. Ягоды слишком сухими, значит? (ягоды пересушили), выделили корень и приставку. Картофель слишком разваренным? (картофель переварили), выделили корень и приставку.

-Следующее задание вы видите на мультимедийном проекторе. Слайд 6.

Внимание! Задание- устраните лишнее слово.



8.Домашнее задание. Слайд 7.

-Открыли дневники и записали домашнее задание: с. 77, упр. 172.

-Записали? (Да).

Объясняю домашнее задание.


9. Итог урока.

-Чем мы занимались на уроке? ( Образовывали новые слова).

-При помощи чего мы это делали? ( При помощи приставки).

-Что нового узнали? (Ответы детей).

-Какой вывод можно сделать? (Ответы детей).

-На уроке хорошо работали …

-А теперь прошу всех встать.

-Всем спасибо за урок. Урок окончен!


СМОТРЕЛ

СПАЛ

ИГРАЛ

ПЛЫЛ



Слайд 1
Тема: Образование слов с помощью приставок. Составила: учитель начальных классов Кравцова Галина Викторовна МБОУ СОШ № 37 г. Краснодар
Слайд 2
Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.
Слайд 3
Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Слайд 4
Суффикс-это часть слова , которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Слайд 5
Окончание-это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Слайд 6
Найдите лишнее слово. надел, покрыл, пошёл, понёс; прочитать, переиграть, просмотреть, прожить; догнал, доплыл, наследил, докатил; подпишет, подсыплет, надземный, подпилит; обрубит, обрежет, обстучит, свяжет; вспорхнул, отпугнул, отдёрнул, оттолкнул.
Слайд 7
Домашнее задание. с.77 упр. 172.

Полный текст материала Урок по русскому языку для 3 класса по теме: "Образование слов с помощью приставок". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кравцова Галина Викторовна  ГалчонокК
08.11.2012 0 5734 959

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК