Корень как общая часть родственных слов, 2 класс


1. Найди родственные слова. Выпиши родственные слова. Выдели корень.

- стул, кресло, скамейка

- лист, листик, листва

2. . Прочитай внимательно диалог. Выпиши родственные слова. Выдели корень.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тетка – гусеница.

3. Составь из слогов слова. Подбери родственные слова.

кот

сад

ик

дом


___________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская средняя общеобразовательная школа 2»

г. Рубцовск, Алтайский край











Корень как общая часть родственных слов





Урок русского языка

«Начальная школа XXI века"

2 класс

















Составила:

Филиппова Лада Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Кадетская СОШ 2»



г. Рубцовск


Тема: Корень как общая часть родственных слов.

Цель: Создание условий для формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.

Задачи:

1. использовать нахождение корня в словах для решения познавательных; практических и коммуникативных умений;

2. организовать деятельность учеников по развитию дивергентного мышления; 3. помочь ребёнку осознать себя носителем языка;

4. обеспечить языковое и речевое развитие ученика;

5. формировать устойчивую положительную мотивацию к урокам русского языка.

Ресурсы: слайдовый материал, раздаточный материал, учебник «Русский язык», 2 класс

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.


Ход:

Этап

учебной деятельности


Действия и задания

учителя

Ученики 2 класса

Возможные действия учащихся

Организационный момент



- Сдача рапорта

- Проверка готовности рабочего места.

- Эмоциональный настрой.

-Прозвенел звонок, начался урок!

Я желаю не лениться, а старательно трудиться!

Проверка рабочего места.

Эмоциональный отклик.





Мотивационный настрой

(переход от эмоционального настроя к учебной деятельности)





Чистописание






















Подготовительная работа














Проблемная ситуация








Определение темы и цели урока.








Решение учебной/учебно-практической задачи



Физминутка






























Применение открытого способа для решения учебно-практических задач











Итоговый контроль

и оценка



















Проверка






Итоги








Дом. задание

Продолжи предложения:

Слайд №2

Сегодня на уроке:

  • мы будем …

  • если будет трудно…





- С какой целью каждый урок начинаем

с чистописания?

Повторяйте движения руки за мной.

ли

-Вспомните слова, которые начинаются

с данного слога. Кто вспомнил два слова, поднимите руку. Назови их. Кто назовёт слово, которое никто не вспомнил?

ле


- Посмотрите, какие слова вспомнила

я к данному слогу.

лень, ленивый, лентяй, лента

- Найдите лишнее слово.

Лень- 1 слог, мягкий знак – показатель мягкости согласного.

Ленивый – имя прилагательное.

Лента – неродственное слово.

- Запишите родственные слова. Как вы определили, что они родственные?


Слайд №3


родственные слова

близкие по смыслу общая часть

корень

- Запишите слова. Выделите корень. Что содержится в корне? (общее значение, смысл)


- Молодцы, хорошо справились с заданием. Чтобы справиться с другими заданиями нам нужна лень? (нет)


Слайд №4


-А теперь помогите Сереже определить корень в слове МОРЯК.

- Что нужно сделать, как вы думаете?

Составляется алгоритм:

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть – корень.


Моряк, морской, море


- Какая тема урока? Чему будем учиться? (находить корень)

- Кто уже запомнил алгоритм, как найти корень? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Правильно ли мы сделали?

(с. 85 правило)



- Самостоятельно определите корень в слове ГРИБОК. Как лучше спланировать работу. (повторить правило)

( гриб, грибной, грибник)

- Встали, выпрямили спинки.

И следите все за мной:

Покачали головой.

Руку правую подняли,

Ею дружно помахали

Опустили, поморгали,

Руку левую подняли,

Ею дружно помахали.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.



Если я называю родственные слова – хлопок, нет - руки вверх.


Сахар –сахарница

Коробка - коробок

Лиса - лисёнок

Учебник- книга

Ручка – карандаш

Голова- шапка

Рука – ручной

Варенье – варить


Работа в паре Слайд №5


- Подберите однокоренные слова к иллюстрации. Корень выделите.

(рыбка, рыба, рыбачить, рыбалка, рыболов, рыбёшка, рыбак)

- Поднимите руку, кто подобрал 3, 4 слова? Назовите. У кого есть слова, которые ещё не прозвучали. Какой корень в словах?

- Устно составьте с придуманными словами предложение, стараясь употребить как можно больше однокоренных слов. (Кот-рыбак поймал рыбку на рыбалке.)


Задание по выбору (карточка)


1. Найди родственные слова. Выпиши родственные слова. Выдели корень.

- стул, кресло, скамейка

- лист, листик, листва

2. . Прочитай внимательно диалог. Выпиши родственные слова. Выдели корень.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тетка – гусеница.

3. Составь из слогов слова. Подбери родственные слова.

кот

сад

ик

дом

Слайд №6






Слайд №7


Продолжи предложения:

Сегодня на уроке:

  • мы учились…

  • мы смогли…

  • было трудно…


с 82,№2, правило

Определение вида деятельности.

Повтор алгоритма учебной деятельности.

Уточнение значимости учебной деятельности.























Определение ранее изученного
















Определение границы незнания и знания








Определение темы и содержания урока.

Вопросы по теме, фиксация затруднений.

Определение индивидуальной цели.


Пробное планирование






Повторяют движения за учителем.



























Работают в паре.

Отвечают на наводящие вопросы учителя, делают вывод, проверяют его по эталону.





Самостоятельное выполнение задания, обращаясь

с запросом

о необходимой помощи к учителю или другому

(в том числе более сильному ученику).













Соотносят достигнутый результат с поставленной в начале урока целью.


Определяют уровень своего продвижения в достижении цели


Слайд 1
Составила: Филиппова Лада Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Кадетская СОШ 2» г. Рубцовск, Алтайский край.
Слайд 2
1. Мы будем … 2. Если будет трудно…
Слайд 3
близкие по значению часть общая корень
Слайд 4
МОРЯК
Слайд 5
1. Определить значение слова. 2. Подобрать родственные слова. 3. Найти общую часть слова – корень. 1.
Слайд 6
Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбёшка, рыболов.
Слайд 7
Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбёшка, рыболов, рыбный .
Слайд 8
стул, кресло, скамейка лист, листик, листва
Слайд 9
Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто? - - А я ваша тетка – гусеница.
Слайд 10
кот сад ик дом котик – кот, котище садик – сад, садить домик – дом, домище
Слайд 11
1. Мы учились… 2. Мы смогли… 3. Было трудно…
Слайд 12
http://festival.1september.ru/articles/549433/ http://arts.in.uafokanov.arts.in.ua/artists/VeKa/w/45259/ http://barkingowlretreat.com.au/atherton_tablelands_farm_stay.php http://www.photosight.ru/photos/1553290/ http://instrukciya-dolgnostnaya.info/article/obrazecperedatochnogo-akta-pri-sliyanii29fee58b6b7df2b43ba5e1b1445d493a.php Волина В.В. Праздник числа. –М: Знание, 1994

Полный текст материала Корень как общая часть родственных слов, 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Филиппова Лада Алексеевна  kacatka
10.11.2012 0 12548 1407

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК