Урок по русскому языку по теме: «Буквосочетания чк, чн»
Андреева Валентина Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Шихазанская СОШ им. М. Сеспеля»
Канашского района ЧР
Одним из принципов личностной направленности обучения и творческой активности учащихся – пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания. На основе этого создаются реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.
Важнейшей задачей орфографии является развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму.
Для того, чтобы мои ученики имели прочные знания и умело использовали полученную информацию на практике, я использую технологию проблемно-диалогического обучения. На таких уроках дети в процессе самостоятельного исследования делают выводы и обобщения, формулируют определения понятий, правила.
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока русского языка по теме «Шипящие согласные звуки, буквосочетания чк, чн.
Тема : Сочетание ЧК, ЧН.
Цель: усвоить правило правописания сочетаний чк, чн.
Задачи:
-образовательные: формировать умение правильно писать слова с данной орфограммой;
-развивающие: развивать умение анализировать (мышление), связанную речь;
- воспитательную: воспитывать культуру труда, самостоятельность в принятии решений (задание по выбору, составление схемы); воспитывать любовь к пернатым друзьям.
Ход урока.
Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Для того, чтобы урок получился интересным, давайте будем работать вместе, дружно.
- Ребята, посмотрите на доску и прочитайте слова ( тучка, почка, банан, точка, школа, девочка). Эти слова надо разделить на две группы. Как вы разделите? Что общего в словах каждой группы ? (в одну группу слова, где встречается ч, во вторую – остальные).
-Сегодня мы будем работать с буквой Ч и звуком [Ч’].
2. Минутка чистописания
ч
Ч
3.Актуализация знаний
-Сейчас мы с вами составим кластер (схему) на тему «Буква Ч, ч и звук [ч’]».
а согласный
ч - [ ч’ ] мягкий
у
глухой
? непарный
Я поставлю еще одну стрелочку с вопросом. Чтобы ответить на вопрос в нашей схеме сегодня мы должны узнать на уроке что-то новое.
4. Организация наблюдения с целью открытия новых знаний
-Два ученика под диктовку писали слова. Ребята, посмотрите и скажите, в каком столбике слова написаны правильно и ПОЧЕМУ?
Ручка ручька
Сочный сочьный
Свечка свечька
Удочка удочька
Ёлочная ёлочьная
(в первом столбике слова написаны правильно)
ВЫВОД: ч – всегда мягкий и в сочетаниях чк, чн ь – не пишется
Запишите правильный вариант в тетрадях. Какая же сегодня тема урока? ( сочетания ЧК, ЧН)
5. Физкультминутка.
6. Работа по учебнику. Выполняем упражнение 110..
- Как произносится звук [ ч’ ] – мягко или твердо?
Работа с правилом с 79. Придумайте свои примеры на эту орфограмму.
7. Работа по карточкам. Чтение стихотворения, работа над текстом, анализ, беседа о помощи птицам в зимнее время. Найдите в тексте слова с сочетанием ЧК. Выпишите их в тетрадь.
Прилетела к нам синичка.
Села прямо над окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
8. Работа в группах (3 группы) (для каждой команды по три задания)
I задание (для всех групп одинаково) Измените, слова так, чтобы было сочетание ЧК
Свеча –
Собака –
Молоко –
Овца –
Река –
Птица –
Дача -
- Прочитайте, какие получились слова.
- Какая орфограмма встречается во всех новых словах?
- Почему в данных словах не надо писать ь ?
II задание. Измените в слове ТОЧКА первую букву и запишите новые слова (точка – кочка – дочка – бочка – почка)
III задание. В схеме найдите и исправьте ошибку
Ь
ЧК ЧН
9. Итог урока
-Давайте вернемся к нашей первой схеме и вместо вопросительного знака напишем ответ (помещаем исправленную детьми схему)
Ь
ЧК ЧН
-Что нового узнали на уроке?
-Какие задания показались трудными? Домашнее задание - упражнение 112.
Урок окончен. Всем спасибо.
Литература.
1. Мельников Е. Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М :Баласс. 2008.
2. Мельникова Е. Н. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа: плюс-минус. 1999. №5,6,7,8.
3. Мельникова Е.Н. Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3.-М., Баласс. 1999
4. Климанова Л. Ф. Русский язык: Учеб. для 2 кл. в 2 ч. Ч1 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» - М. Просвещение, 2010
5. Интернет ресурсы www. school 2100. ru
На странице приведен фрагмент.
Автор: Андреева Валентина Юрьевна
→ ВалентинаЮ 22.11.2012 0 5455 982 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.