Обобщающий урок "Отвечаем на вопрос "почему?" (УМК "Гармония"); 2 класс
Обобщающий урок по теме "Виды предложений" во
втором классе УМК "Гармония", на котором ребята, путешествуя и
преодолевая различные препятствия (как индивидуально, так и в паре, и в
группе) закрепляют пройденный материал и открывают новые знания: как
правильно построить полный ответ на вопрос "почему".
Цели урока:
Образовательные:
- наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания и интонации;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
- формирование элементарных лингвистических представлений.
- развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Оборудование: таблицы, презентация.
Ход урока.
I этап. Организационный момент. Настрой урока.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок.
- Как настроение? Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.
- И вот сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие. Кто хочет путешествовать со мной? Отлично, я беру всех.
ЧИСТОПИСАНИЕ
Нам в пути придётся преодолеть такие вот горные кручи:
А затем такие вот волны
- Никто не передумал идти?
II этап. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.
- Мы с вами оказались на лесной тропинке. Но на пути лежит бревно. Чтобы его убрать, вам придётся потрудиться.
урок, русского, идет, языка;
как, сделать, не, ошибку;
внимателен, будь, на, уроке;
- Что вы видите? Это предложения или просто слова? Докажите.
Слайд Предложения
1. Слова связаны по смыслу
2. Выражают законченную мысль
- Что можно сделать с этими словами?
- Составьте и запишите предложения.
Идет урок русского языка
Как не сделать ошибку?
Будь внимателен на уроке!
- Почему знаки препинания разные?
- Какие бывают предложения?
Предложения бывают
По интонации По цели
Восклицательными Повествовательными
Невосклицательными Вопросительными
Побудительными
- Чем отличаются эти предложения друг от друга? Дайте им характеристику.
III этап. Сообщение темы и целей урока.
Работа в парах
- Бревно убрано и можем идти дальше. Ох, а впереди новое препятствие – река. Садимся в лодки и в паре гребем.
Работа в парах. Приготовьте листочки с квадратиками.
- Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.
- Начинаем работу с верхней левой клетки.
1. Почему с деревьев опадают листья?
2. Почему дует холодный ветер?
3. Почему говорят, что у народа глаз верен, а ум догадлив?
4. Почему в конце дня хочется помолчать?
5. Девочка, не плачь!
6. Не утонет в речке мяч!
7. В нашей школе три этажа?
8. Почему сегодня идёт дождь?
9. Кто обижает маленьких и слабых?
10. Какие интересные книги я прочитал летом!
11. Чудесен русский лес.
12. Почему в лесу тропинки узкие?
13. Почему лужи покрылись льдом?
14. Почему грибы прячутся под деревьями?
15. Почему за ночью наступает утро?
- Закрасьте квадратики, в которых стоят вопросительные знаки. Что получилось?
(Предложение)
- А кто заметил, каких предложений больше всего? А по какому слову вы догадались?
- Какая сегодня будет тема урока? (Виды предложений. Вопросительные предложения со словом «почему»)
IV. Физкультминутка.
Раздаётся звук колокольчика.
– Как вы думаете, ребята, что это за сигнал? Правильно, пора делать физпаузу. Давайте сегодня сделаем упражнение "Цапля”.
Очень трудно так стоять,
Ногу вниз не опускать,
Не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Во время проговаривания стихов дети стоят на одной ноге, руки разведены в стороны. Можно изменить позу и выполнить упражнение ещё раз).
Кстати, каких слов больше всего в этом стишке? На какой вопрос они отвечают?
V этап. Фиксация затруднений в деятельности и построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).
- Смотрите, нас встречает. Лесной житель. У него вопрос «Почему заяц в одних сказках белый, а в других серый?»
- Что вы знаете об ответах на вопрос «почему»?
- Прочитайте текст на с.112-113 учебника и отметьте, что узнали нового.
(ответы детей) + слайд
VI этап. Применение новых знаний на практике.
1) Задание 222.Второклассники должны сами обнаружить различия в двух первых предложениях, запись предложений. Списывание одного из них.
- Спишите одно из двух первых предложений. Будьте внимательны, даже старшеклассники в этих словах очень часто делают ошибки.
2) У нас на пути появилась гора. Чтобы её преодолеть, нужна помощь соседа.
Работа в парах. Упражнение 223. Работаем по рядам: пары 1 ряда, обсуждают ответ на 1 вопрос, 2 ряд – 2 вопрос, 3 ряд – 3 вопрос.
Проверка.
- Запишите ответы. Как будете действовать, чтобы избежать ошибок. (по 1 ученику к доске)
3) Групповая работа. Составление ответов на вопрос «почему», используя мостик «поэтому».
- Не успели мы преодолеть гору, как новое препятствие – завал на горной тропе. Только работая дружно группами, мы с можем разобрать завал. На каждом камне вопрос, обсудите в группе и постройте ответ на вопрос, используя мостик «поэтому»
VII этап. Рефлексия.
Итог подводится в форме игра "Ромашка”, на лепестках которой с одной стороны вопросы по теме, с обратной стороны слово (конец !) поделено на буквы. Дети отрывают по одному лепестку , устно отвечают на вопрос, лепесток вывешивают на доску.
Примеры вопросов на лепестках:
• Оно состоит из слов и выражает законченную мысль?
• Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения, если произносится с вопросительной интонацией?
• Как называется вид предложения , если в нём сообщается о чём-либо?
• Какие предложения мы называем ПОБУДИТЕЛЬНЫМИ
Если один ученик затрудняется, то ему помогает класс.
VIII этап. Домашнее задание.
- Составьте любой вопрос «почему». Кому составить трудно найдите вопрос в учебнике. Дайте на него два ответа: с мостиками «потому что», «поэтому»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Радаева Елена Александровна
→ radaeva_elena 13.12.2012 0 15741 2775 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК