Интерактивный урок по русскому языку для 3 класса "Части речи"


«Управление образования администрации г. Ростова – на – Дону»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

Октябрьского района

г. Ростова – на – Дону







Методическая разработка урока русского языка


в 3 классе на тему: «Части речи. Обобщение»








Автор разработки учитель высшей категории

МОУ СОШ № 43

Дудко Татьяна Валентиновна






Ростов – на – Дону

2009 – 2010 уч.г.


Русский язык. «Части речи. Обобщение»


Классно-урочная форма работы. Интерактивный урок разработан для учащихся 3-х классов общеобразовательных школ. Можно проводить независимо от УМК, после изучения основных частей речи. Работа в группах кооперативного обучения, позволяет каждому ученику принимать активное участие в работе команды. Учитель на данном уроке координатор. В ходе урока дети закрепляют умения определять изученные части речи и их признаки. Вся практическая деятельность урока способствует формированию орфографической зоркости учащихся. Каждый ребёнок работает в своей рабочей тетради.


Цель урока: формирование орфографической зоркости.


Задачи урока:

  • учить сопоставлять части речи их признакам,

  • развитие зрительного восприятия,

  • развитие мелкой моторики,

  • продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки учащихся,

  • повышение учебной мотивации учащихся путем использования на уроке интерактивной школьной доски SMART Board

  • совершенствование навыков работы со SMART Board,

  • пронаблюдать над взаимодействием детей в малой группе, внести необходимые коррективы;

  • воспитывать взаимопомощь.


При создании урока была использована Flash – игра, опубликованная на сайте http://www.nachalka.com/


Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска SMART Board, рабочие тетради учащихся.


Программное обеспечение: «SMART Notebook 10» и «Microsoft Office PowerPoint», «Flash player 9».














Ход урока.

  1. Сообщение темы урока.

Слайд №1


  1. Мозговой штурм. Данное упражнение помогает ребятам

вспомнить пройденный материал.

- Ребята, с какими частями речи вы уже знакомы?

(после ответов детей, сдвинуть анимированные планеты и проверить правильность ответов).

Слайд №1

  1. Энергизатор. «Парад планет»

Дети становятся в круг. Учитель просит первых 3 человек, стоящих рядом в круге, назвать по одной планете (например, Земля, Венера, Марс). Следующие стоящие в круге по очереди, повторяют прозвучавшие названия планет. Таким образом, каждый «назван планетой». Один человек – ведущий – должен встать в центре круга. Ведущий выкрикивает название планеты, например Марс, и все «Марсы» должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из занимаемых мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какую-то планету и игра продолжается. Название «Парад планет » означает, что все меняются местами.

Примечание: Данное задание очень активизирует ребят. Его можно применять для создания групповой сплоченности, усиления концентрации внимания и для того, чтобы «перемешать» участников, например, для последующего знакомства в парах, разделив сидящих рядом знакомых.


  1. Разделить детей на 3 группы по названиям планет («Земля», «Венера», «Марс»). Рассадить детей по группам. (Сдвинуть парты)


  1. Распределение ролей в группе.


Слайд №2

руководитель - самый высокий ученик,

хронометрист - у кого есть часы,

докладчик 1 - самые длинные волосы,

докладчик 2 - самые светлые волосы,

докладчик 3 - самые тёмные волосы,

оппоненты - все остальные члены группы.


  1. Работа в группах.

На доске записаны три части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) и их признаки. Каждой группе предлагается часть речи, к которой нужно подобрать её признаки.

Слайд №3


  1. Мини – лекция

Докладчики №1 от групп распределяют на доске признаки по столбикам в соответствии с частью речи (метод «перетягивания»)


  1. Работа в тетрадях и на доске.

На доске и в тетрадях оформляется классная работа.

Словарная работа

На доске за шторкой спрятаны анимированные рисунки словарных слов. (Отодвигать шторку вправо) По одному ученику от каждой группы (из оппонентов) выходят к доске и маркером записывают слова на доске, а все учащиеся записывают слова в тетрадях. Записав слово, поставив ударение, ученик проверяет правильность выполнения своей работы (стереть ластиком строку под рисунком).

Слайд №4


Докладчики № 2 около доски определяют части речи (Flash –игра), а весь класс записывает слова, в тетради поделив их на три столбика.


Слайд №5


  1. Физминутка для глаз (Power Point).


На слайде №6 нажать на анимированную картинку «Ракета»


  1. Работа в группах.

Спишите загадку и определите, какой частью речи выражено каждое слово. Докладчики № 3 методом «перетягивания» расставляют части речи, каждый в своей строке. Отгадку проверяют с помощью ластика (стереть многоточие ластиком)

Слайд №6

  1. Тренировочные упражнения и задания на повторение.


На слайде №6 нажать на анимированную картинку «Луна»

Игра « Открой звезду» (Power Point).


Убери лишнее слово, кликнув по нему. Объясните, почему слово лишнее.

  • Ночь, ночной, ночлег, ночёвка – имена существительные,

  • Космический, космос, ракета, космонавт – однокоренные,

  • Венера, планета, Меркурий, Сатурн – собственные,

  • Звезда, мерцает, светит, падает – глаголы,

  • Кометы, планеты, звёзды, астероид - множественное число,

  • Ночное, небо, звёздное, ясное – имена прилагательные,

  • Солнце, Марс, Плутон, Юпитер – мужской род


- Почему появилась радуга? Какую вы знаете «запоминалку» про радугу?

(кликни по радуге и перейди на следующий слайд)

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Перепишите предложение в тетрадь и определите знакомые части речи.


  1. Рефлексия.

Выбери своё настроение на уроке. Распределить смайликов по мимике, вокруг своей планеты. Учитель, нажав на слова «Выбери своё настроение на уроке» включает музыку.

Слайд №7 Слайд №8

Учитель благодарит детей за работу. Слайд №8


Полный текст материала Интерактивный урок по русскому языку для 3 класса "Части речи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дудко Татьяна Валентиновна  Dudkosha
08.11.2009 0 14893 3533

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК