Слайд 1
Фунтова Светлана Константиновна
Учитель начальных классов
МБОУ «Школа-интернат № 4»
Г. Нижнего Новгорода
УРОК РАЗВИТИЯ
РЕЧИ
ВО 2 КЛАССЕ.
2012-2013 уч.год
Цели:
развитие и совершенствование устной речи учащихся;
воспитывать стремление обращаться к словарям и справочникам в целях повышения культуры речи;
редактирование текста посредством использования синонимов.
Слайд 2
Оборудование урока:
выставка словарей русского языка – толковый словарь, фразеологический словарь русского языка, словарь синонимов,
презентация.
Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем заниматься развитием и совершенствованием своей устной и письменной речи.
II. Письмо по памяти. На доске поговорка: (закрыта) –
слайд 3
Говори мало, Слушай много, А думай еще больше.
Работа над поговоркой:
Учитель открывает запись (по щелчку каждая строчка отдельно)
Дети стоят и 10-15 секунд молча читают и запоминают.
Учитель закрывает запись( по щелчку).
Дети садятся и пишут. Кто написал – встает. (Дожидаются всех).
Самопроверка. Самооценка. (Учитель открывает запись.)
Учитель: - Кто выполнил на “отлично”? “хорошо”? Кто не доволен своей работой?
- Прочитайте поговорку. Как сказано в поговорке, что надо делать мало?; что надо делать много?; а что следует делать больше всего? (думать.)
- Надеюсь, сегодня вы будете думать, прежде чем отвечать и выполнять задания.
III. Орфоэпическая разминка. Учитель: Подумайте, как правильно произносятся слова.
слайд 4
звонит звонят строчная красивые магазин |
баклуша свёкла ремень столяр шофёр |
торты банты шарфы творог щавель |
|
Работа над произношением: Чтение слов про себя. Чтение вслух. (1 ученик). Исправление ошибок. Хоровое чтение.
|
По щелчку проверяем каждое слово
Учитель: Важно не только правильно произносить слова, но и уметь объяснять их лексическое значение. Давайте попробуем объяснить значение слов : строчная, баклуши, столяр. Где можно найти, как правильно произносятся слова и их лексическое значение? (в словарях).
Слайд 5, 6, 7, 8
Не всегда надо доверять своему чутью и интуиции. Во всех случаях сомнения следует обращаться к словарям – лучшим друзьям и помощникам всех тех, кто хочет знать в совершенстве русский язык. Привычка обращаться к словарям и справочникам характеризует грамотного человека. Давайте посмотрим на те словари и справочники, что есть в нашей школьной библиотеке. (Работа с выставкой словарей и справочников.
IV. Работа со словарями (Фразеологический словарь русского языка).
Учитель: Попытаемся сами объяснить значение этих словосочетаний.
Слайд 9
Бить баклуши. Засучив рукава. Комар носа не подточит. |
|
Работа над словосочетаниями: Чтение про себя. Чтение вслух 1 учащимся. Хоровое чтение. Объяснение значения. |
Учитель: А как в русском языке называют такие словосочетания? (Фразеологизмы). Слайд 10
Фразеологизм – это устойчивые постоянные сочетания слов. Они делают нашу речь красивой, выразительной, эмоциональной. Сейчас мы послушаем ребят, которые работали с фразеологическим словарем. Как этот словарь объясняет значение этих фразеологизмов.
1 ученик. “Бить баклуши.”
Когда-то на Руси ели щи и каше только деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то и вовсе не умел. Тогда ему поручали раскалывать полено на части, которые называли баклуши. Дело это считалось лёгким. Теперь о лентяе говорят, что он бьёт баклуши.
Слайд 11
2 ученик. “Засучив рукава.”
В старину одежда на Руси имела очень длинные рукава, так что закрывала кисти рук. Чтобы рукава не мешали в работе, их приходилось заворачивать кверху, т.е. засучивать. Засучив рукава, работать удобно, а значит, и сделать можно больше и лучше.
Слайд 12
3 ученик. “Комар носа не подточит.”
Это выражение появилось в русском языке из речи столяров, деревянных дел мастеров. В столярном деле важно, чтобы изделие из дерева было гладкое, без заноз и шероховатостей. Такое гладкое, чтобы и комариному носу не за что было задеть. Теперь мы так говорим об отличной работе.
Слайд 13
Учитель: Так как мы объясним значение фразеологизмов: “бить баклуши”, “засучив рукава”, “комар носа не подточит”?
Дети: Бить баклуши – заниматься пустяками, бездельничать.
Засучив рукава – работать много и хорошо.
Комар носа не подточит – сделать работу на “отлично”.
Слайд 14
Учитель: Итак, продолжаем работать, не бить баклуши, а, засучив рукава, так, что комар носа не подточит.
Слайд 15
V. Редактирование текста.
Слайд 16
Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю. ___________ долго бродил по лесу. _____________ наслаждался последними яркими днями. ________ искал берлогу. Трудно человеку найти зимой в лесу жилище ___________. Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы ___________ крепко спит. Наступит весна. Зазвенят ручьи. ___________ покинет свое жилище.
Учитель: Перед вами текст. Его нужно отредактировать и отправить в детский журнал, чтобы его напечатали. А кто такой редактор?
Слайд 17
Дети: Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.
Работа над текстом:
Прочитать текст про себя.
Прочитать вслух (1 учащийся).
Учитель: О ком идёт речь в тексте? (о медведе). (по щечку)
Слайд 18
Вместо пропущенного слова - черта. Вставьте вместо неё слово “медведь” и прочитайте текст. Вам это нравиться?
Слайд 19
А что же надо сделать, чтобы текст приятно было слушать? (использовать синонимы)
Давайте воспользуемся словарём синонимов.
1 учащийся зачитывает синонимический ряд из словаря синонимов.
Слайд 20
Медведь, он, хозяин леса, животное, косолапый, мишка, большущий зверь. |
VI. Самостоятельная работа. Дети записывают текст, используя слова синонимического ряда.
Слайд 21
VII. Проверка. Заслушиваются работы 2-3 учащихся.
Слайд 22
VIII. Домашнее задание.
Слайд 23
Во фразеологическом словаре найти объяснение значения фразеологизмов:
“медведь на ухо наступил”
“ходить как медведь”
“медвежий угол”.
Составить и записать с ними 3 предложения.
Автор: Фунтова Светлана Константин6овна
→ ронда 03.01.2013 0 7055 1225 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.