Конспект урока русского языка во 3-м классе (с презентацией) Тема: "Правописание слов с двумя корнями""



Автор: Тимошенко Лариса Николаевна,

МБОУ «Романовская СОШ»

Предмет: русский язык (3 класс ),

УМК «Начальная школа XXI века»


Тема урока: «Правописание слов с двумя корнями»

Пояснительная записка:

Урок разработан для учащихся 3 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Урок построен в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.

На уроке закрепляется понятие «сложные слова», отрабатываются умения находить, составлять и правильно писать слова с двумя корнями.


Цели урока:

Образовательная: закрепить понятие «сложные слова», и способ их образования (сложением двух корней с помощью соединительных гласных).

Развивающая: развивать умения различать, образовывать и правильно писать слова с двумя корнями;

обогащать письменную и устную речь учащихся,

формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Программное обеcпечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (1 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; мультимедиа система, презентация урока; рабочие тетради, сигнальные карточки красного ,зелёного, жёлтого и синего цветов, рисунок солнышка и тучки прикреплены на доске.


Ход урока

  1. Организационный момент.

А) Создание позитивной мотивации.

- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью.


Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а не очень хорошее тучкой. ( Рисунок солнышка и тучки на доске) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. (Слайд 2)


Б)Минутка чистописания. (Слайд 2)

аоеия

кривой, прямой,

- Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? (Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).

-Запишите гласные в тетрадь близко к образцу учителя.

-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? (Это прилагательные. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета).

-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?(Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

- Подберите проверочные слова (устно)

(Учитель кликает мышкой на слайде, после чего в каждом слове появляется ударение и подчёркивается безударная гласная)



Рефлексия. Что будем контролировать? (правильность написания букв и их соединений)

-Как будем контролировать? (Будем сравнивать свою запись с образцом учителя)

- У кого получилось написать близко к образцу учителя, поднимите красный сигнальный цвет карточки. (Учащиеся поднимают нужный цвет сигнальной карточки)



В) Словарная работа (слайд 3)

-С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря? (Закрепляем правописание словарных слов и повторяем изученные орфограммы.)

1). В...сток, в...гон, б...лет, б...седа;

2). Инж...нер, г...гант, г…зета, з...бота;

3). Б…тинки, б…лото, б…гаж, зап…д.

- Запишите по строчкам только пропущенные безударные гласные через запятую.

Проверка.

- Что будем проверять? (Будем проверять правильность написания безударных гласных)

Как будем проверять? ( Буду сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю)


Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно написали безударные гласные, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ?

Проверка (слайд 4)

После проверки.

У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:

!! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.

!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе буквы.

?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.

?? – Сомневался в правильности и на самом деле написал гласные неверно.


Рефлексия.

Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов? ( Ребята поднимают сигнальные карточки)


Г) Составляем предложения. (Слайд 5)

- Составьте предложения, употребив, в них слова из словаря. (Учащиеся устно составляют предложения).

Слайд 5. (Учитель кликает мышкой на слайде появляются слова)

Ветер, подул, снегопада, после, холодный

- Слова на слайде образуют предложение? (Нет, они не связаны по смыслу, и не выражают законченную мысль)

- Составьте предложение из этих слов, найдите главные и второстепенные члены.

После снегопада подул холодный ветер.


2. Изучение нового материала.

А)Актуализация знаний.

- Найдите в предложении сложное слово. ( Сложное слово «снегопад», т.к. оно образовано сложение двух корней).

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, образованных сложением двух корней)


Б). Постановка учебной задачи.

- Прочитайте тему урока. ( Правописание слов с двумя корнями) Слайд 6

- Это урок изучения нового материала или закрепления изученного?

- Что хотите закрепить о словах с двумя корнями? Чему будете учиться на уроке? Слайд 7

Корзина идей. (Слайд 8).

(Используется приём технологии развития критического мышления ТРКМ. После сбора идей кликнуть мышкой на слайде. Появляются цели урока.) Слайд 9

  • Закрепим, как образуются слова с двумя корнями.?

  • Будем учиться находить и образовывать сложные слова, правильно писать слова сдвумя корнями)

-(Учитель обобщает ответы детей.) На уроке закрепим, какие слова называются сложными. Будем учиться различать сложные слова, правильно их писать и образовывать.

- А что вам поможет на уроке научиться правильно, писать слова с двумя корнями? ( Правило, учебник, слайды, алгоритм, ЗУН, доска, учитель…..)


В) Повторение правил

Обращаемся к нашему первому помощнику – правилу. (Слайд 10)

- Как называются слова, у которых два корня? ( Учитель кликает мышкой на слайде и появляются ответы)

- Как образуются сложные слова? ( Слова образуются сложением двух корней с помощью гласных –О-, -Е-)

- Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? ((Гласные, которые соединяют корни в сложных словах, называются соединительными)

-Какие соединительные гласные знаете? (только –О-, -Е-)


  1. Освоение новых знаний.

А)Тренировка в составлении слов с двумя корнями (Слайд 11)


- Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначить корень в словах и подчеркнуть соединительные гласные.


Ходит пешком – пешеход Лес рубит - лесоруб

Сам летает – (самолёт) Лазит по скалам - Скалолаз

Сам варит - самовар

-Чему учились, выполняя это задание?

Как образовали новое слово? ( Два корня соединили гласными –О-,-Е-)

- Кому было легко образовывать сложные слова? ( поднимают сиг. карточки)



Б) Физминутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.


В) Гимнастика для глаз «Филин»

Закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть вдаль и не моргать)


Г) Самостоятельная работа. (Слайд 12)

Отработка умений образовывать слова с двумя корнями.

Как же можно построить новые слова? Вспомним алгоритм.

  1. Найти корни двух слов; 2) выбрать соединительную гласную;; 3) Соединить два корня с помощью букв –о- или –е-.)

море катает

рыба ходит

вода ловит

сам падает

каша варит

- Попробуйте построить новые слова с корнями слов первого и второго столбика, при помощи соединительных гласных –о-, -е-.


Проверка.

- Что будем проверять? (Будем проверять, правильно ли составили сложные слова)

Как будем проверять? (Буду слушать ответ товарища, и сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю)


Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно построили сложное слово, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ?

Проверка (Слайд 13)

После проверки.

У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:

!! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.

!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку

?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.

?? – Сомневался в правильности и на самом деле выполнил неверно

Рефлексия.

-Насколько хорошо вы усвоили, как можно образовать слово с двумя корнями? ( Ребята поднимают сигнальные карточки)


4. Закрепление изученного материала.

а) Поиск слов с соединительными гласными

(Работа в паре)

Работа по учебнику стр. 88 упр.4.

-Прочитайте стихотворение. Подумайте в паре и найдите слова с двумя корнями.

Был кашеваром кашалот,

А кашеедом - кит.

Но простудился кашалот,

Стал сильно кашлять он, и вот –

Стал кашеедом кашалот,

А кашеваром – кит.

Проверка.

-Какие слова в стихотворении имеют два корня? (кашевар, кашеед)

-Как вы думаете в слове кашалот один корень или два? (Слово кашалот сложным не является, т.к. оно не образовано соединением двух корней)


б) Выборочный диктант.

- Продолжаем учиться находить слова с двумя корнями.

- Я диктую по два слова. Вы записываете только слова, у которых два корня. Выделить корни и подчеркнуть соединительную гласную.

Снежинка, снегопад;

Водичка, водолаз;

Звездопад, звёздочка.

Проверка. (Самооценка перед проверкой : !, ?)

После проверки. (У ребят после проверки на полях появляется рисунок: !!, !?, ?!, ??)

Рефлексия:

- Насколько хорошо я научился находить слова с двумя корнями и правильно их писать? (поднимают сигнальные карточки)

в) Итог урока. (Слайд 14)

-Чему научились сегодня на уроке? (Учились находить и образовывать слова с двумя корнями)

-Как можно составить сложное слово? (Нужно соединить два корня с помощью гласных –О-, -Е-.)

Учитель называет оценки.


г) Рефлексия. (Слайд 15)

- Поднимите красный сигнальный цвет карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить слова с двумя корнями, правильно их писать и можете помочь другим.

- Поднимите жёлтый сигнальный цвет, если вы считаете, что научились находить слова с двумя корнями, но вам ещё нужна помощь.

- Поднимите зелёный сигнальный цвет, если вы считаете , что было трудно на уроке.

- С каким настроением заканчиваете урок? Что мне оставить на доске солнышко или тучку? (Учащиеся поднимают сигнальные карточки)

5. Домашнее задание.

1.Стр. 86. Упр.3

2. История слова благодарить - подготовить по желанию.


Слайд 16. Молодцы! Спасибо за урок.




Используемая литература:

  • Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч – 1, (С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.), 2-е издание, испр. и доп. - М: Вентана-Граф, 2008 г.-160 с.: ил.


  • Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. -М: Вентана-Граф, 2011.-464 с.- (Начальная школа 21 века).


7


Слайд 1
УМК «Начальная школа XXI века Урок русского языка в 3 классе Тимошенко Лариса Николаевна Учитель начальных классов МБОУ «Романовская СОШ»
Слайд 2
Девятнадцатое ноября Классная работа Минутка чистописания ___аоеия_____________________ кривой прямой____________
Слайд 3
Словарная работа 1). В...круг, в…гон, б...лет, б…седа; 2). Инж…нер, г…гант, г…зета, з…бота; 3). Б…тинки, б…лото, б…гаж, зап…д ! ?
Слайд 4
Словарная работа 1). В...круг, о в…гон, а б...лет, и б…седа; е 2). Инж…нер, е г…гант, и г…зета, а з…бота; а 3). Б…тинки, о б…лото, о б…гаж, а зап…д а !! !? ?! ??
Слайд 5
Составляем предложения Ветер, подул, снегопада, после, холодный После снегопада подул холодный ветер.
Слайд 6
Тема урока:
Слайд 7
Что вы хотите закрепить о словах с двумя корнями Чем у б уде учи те т ьс уро я на ке? 7
Слайд 8
8
Слайд 9
Закрепим Как образуются слова с двумя корнями Будем учиться различать, образовывать, правильно писать слова с двумя корнями 9
Слайд 10
1.Слова, у которых два корня называются сложными 2.Как образуются сложные слова? Образуются сложением двух корней 3.Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? Соединительные гласные о е
Слайд 11
Образуем слова с двумя корнями. Ходит пешком - пешеход Сам летает - самолёт Лес рубит - лесоруб Сам варит - самовар
Слайд 12
Образуйте слова с двумя корнями море рыба вода сам каша ! ? катает ходит ловит падает варит
Слайд 13
Образуйте слова с двумя корнями !! море рыба вода сам каша !? катает ходит ловит падает варит ?! ??
Слайд 14
Итог урока Чему научились сегодня на уроке? Как можно составить сложное слово?
Слайд 15
Рефлексия Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить слова с двумя корнями, правильно их писать и можете помочь другим. Вы считаете, что научились находить слова с двумя корнями, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.
Слайд 16
Слайд 17
Ресурсы интернет-сайтов: http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-28831 презентация . http://bluestar.ru/index-ea=1&ln=1&shp=1&chp=showgood&num=3567 корзина плетёная http://allforchildren.ru/pictures/sun2.php - солнышко http://woskresenowka.ucoz.ru/index/pravovoj_status_shkoly/0-14 книги http://allforchildren.ru/pictures/school.php картинки о школе http://www.mnoga.net/photoshop/apps/eps/130252-vektornye-ikonkishkola.html http://www.proshkolu.ru/user/kolibri/file/212265/ на тему школа http://smaila.ru/post165192818 самокат

Полный текст материала Конспект урока русского языка во 3-м классе (с презентацией) Тема: "Правописание слов с двумя корнями"" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимошенко Лариса Николаевна  Ростислав
06.01.2013 0 8349 1637

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК