Урок русского языка в 4 классе "Роль имен существительных. Многозначные слова, синонимы, антонимы"
МБОУ Россошинская СОШ
Учитель начальных классов Рябчук Лариса Геннадьевна
Открытый урок по русскому языку в 4 классе (программа «2100»)
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Роль имён существительных. Многозначные слова, синонимы, антонимы.»
Тип урока . Урок развития умений и навыков.
Цели: (М-П) Овладение первичными навыками использования словарей для извлечения информации , приёмами выборочного и изучающего чтения, анализа и сопоставления информации из разных источников.
ЛР умение анализировать словарные статьи из разных словарей: толкового словаря синонимов, антонимов, определять наличие нескольких значений по специальным пометкам в словарях. Воспитывать потребности пользоваться различными видами словарей.
Ход урока.
1 Оргмомент, установка.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь придти.
Когда мы занимаемся, мы сидим тихо, руки на столе, спина прямая. Мы будем говорить громко, чётко, правильно, внимательно слушать учителя и товарищей.
2. Сообщение темы.
- Какую тему изучаем? (имя существительное )
- О чём будем говорить? (о роли имён существительных)
-Будем сравнивать, думать, говорить о родном для нас языке.
Так же как ручей журчит
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова.
Мама, дом, семья, отец.
Мячик, солнышко, скворец.
Это главное наследство,
Что беречь должны мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!
3. Словарь (на доске)
Русский язык, лестница, пальто, ёж.
Задание- подчеркнуть одной чертой слова , в которых звуков больше, чем букв, двумя чертами те слова, в которых букв больше. чем звуков.
4. Запись предложения: Наступил ноябрь, и птицы улетели на юг.
Задание: указать тип предложения расставить знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания, составить схему предложения. А какие безударные гласные в словах проверить нельзя?
Что нужно сделать в таком случае? (воспользоваться словарём)
А читаете ли вы словари?
Полезное ли это дело?
Давайте узнаем мнение одного французского поэта Теофиль Готье
(Ист.5, упражнение 109 на стр. 90)
По ходу выполнения упр. Дети выделяют главную мысль.-КАЖДЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОСТОЯННО ОБРАЩАЕТСЯК СЛОВАРЯМ. Пусть будет это девиз нашего урока.
( Предложение записывается на доске)
Выполнить задания:
- соотнести со схемой предложение.
- перечитать 3 абзац, обратить внимание на слово ЛЕКСИКОГРАФИЯ –наука о языке
-письменный морфологический разбор слова ПОЭТ
5. А какие бывают словари?
Мои помощники загадают загадки о словарях Демонстрация нескольких видов словарей .
6. Задание учителя 6 определить, из какого словаря
1) Статья, доклад; Жилище, дом , квартира, пристанище, жилплощадь, приют, угол, гнездо, крыша, кров, нора; (синонимический. Какие слова называются синонимы?)
2) Жилище- помещение для жилья ( толковый )
3) Друг- враг ( словарь антонимов ) Что такое антонимы?
Физминутка.
7. Упражнение 110 (выполняется по рядам)
Ученики составляют 2 предложения (в прямом и переносном значении ), делают вывод- существительные употребляются в прямом и переносном значении. Все многозначные слова имеют что-то общее.
(рисунок языка)
Учениками делается вывод: люди наблюдают окружающий мир, внимательно присматриваются, сравнивают, замечают сходства предметов. В результате этого сходство одного предмета переносится на другой.
8 .Задание на доске: подбери синонимы, антонимы.
1) Грусть- ( тоска ) утро – ( вечер )
Ураган- (буря ) азбука- (алфавит )
Работа – (труд ) война-( мир )
Приятель- (друг ) жара- (холод)
2)Подберите синонимический ряд (слова с удвоенной согласной )
Скорый поезд- (экспресс)
Обучение животных- (дрессировка )
Небольшая комната в квартире- (ванна )
Игра на льду – (хоккей )
Помещение в школе- (класс )
9. Игра (по командам) – подобрать синонимы, антонимы.
Родина отчизна отечество чужбина
Смелость отвага храбрость трусость
Доброта сердечность добродушие злость
Загадка ребус шарада отгадка
Итог урока:
Какие словари узнали?
Что можно узнать с помощью словарей?
Возвращаемся к девизу. Прав ли был поэт?
Какой вывод для себя сделаем?
Сколько разных словарей?
Сколько в комнате друзей?
Или пальцев на руках,
Или тучек в облаках?
Сколько в городе домов?
45 иль 100 томов?
Очень много их на свете!
И не нужно их считать,
Интересней их читать!
Словари есть лингвинистические,
Словари есть поэтические!
И, конечно, не забудьте,
Словари энциклопедические!
Давайте подружимся со словарём
И будете знать вы обо всём!
Учитель : Всем спасибо за урок!
Вот уже звенит звонок!
Встаньте , подравняйтесь,
Со всеми попрощайтесь!
Источники материалов
1. Н.Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе» Москва Просвещение, 2006г.
2. О. Джелелей « Помогайк»Москва А О « Столетие», 2004г.
3. «Я иду на урок», Москва « Первое Сентября», 2002 г.
4. В.В. Волина «Занимательное Азбуковедение», Москва Просвещение 1992 г.
5. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык » учебник для 4 класса, Москва «БАЛЛАСС», 2010 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рябчук Лариса Геннадьевна
→ Лара55 09.01.2013 0 6608 1283 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.