Исследовательский проект "Тайны речи. Удвоенный согласный"












Исследовательский проект

ученицы 3 класса

МОУ СОШ №44

Владимировой Анны



Руководитель: Кантария Л.Р.













2009г.











Тема проекта:

Тайны нашей речи.

Удвоенный согласный.











Цель: Познакомиться с орфограммой «удвоенный согласный».



Задачи:

  1. Выяснить в каких частях слова бывает эта орфограмма?

  2. Нужно ли запоминать слова с удвоенными согласными?



Гипотеза: Удвоенный согласный – корневая

орфограмма.



Планируемый результат:



Создание пособия (буклета) в помощь ребятам при ознакомлении с данной орфограммой.









Актуальность

Предмет «русский язык» считается одним из трудных предметов в школе. Ребята не всегда понимают написание тех или иных слов. Это касается и моих одноклассников. Как научиться грамотно писать? Какими знаниям надо обладать, чтобы не делать ошибок? Это вечные вопросы…..

При изучении корневых орфограмм нам учитель задал вопрос «Всегда ли удвоенный согласный бывает только в корне слова?». Стало очень интересно! Как получить ответ на этот вопрос? Сначала определим то, что мы уже знаем по этому вопросу, а затем обратимся к различным источникам информации. Первый школьный помощник – это словарь! С него и начнём………









Исследование

  1. Опора на знания

Меня зовут Анна. Моего соседа зовут Кирилл. Мы учимся в 3-м классе. Перед нашей школой красивая аллея. Возле школы проходит шоссе.

Выделим в словах корень, изменив их:

  • Я думаю об Анне.

  • Позовите Кирилла.

  • Мы учимся в 3-м классе.

  • Прогуляться по аллее.

  • Машины движутся по шоссе.

Вывод: орфограмма в корне слова.

  1. Продолжая исследование, я обратилась к энциклопедии «Всё обо всём», где рассказывается как надо проводить исследование, этому нас также учит наш учитель, поэтому я поняла, что нельзя ограничиваться одним источником информации. Я обратилась к орфографическому словарю:

В словах РАССТОЯНИЕ РАССАДА

ОТТЕПЕЛЬ РАССКАЗ

удвоенный согласный образуется путём примыкания приставки и корня.

Вывод: приставка+корень

  1. Продолжим исследование:



В словах ОСЕННИЙ ДЛИННЫЙ

ВЕСЕННИЙ ЛИМОННЫЙ

Вывод: корень+суффикс

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

УТРЕННИЙ

Вывод: суффикс+суффикс



Заключение

  • Если орфограмма в корне слова – её надо запомнить

  • Если орфограмма в других частях слова – надо разобрать слово по составу

Моя гипотеза не подтвердилась: удвоенный согласный может быть не только в корне слова, но и в других его частях.

Практическое применение проекта

Для ребят своего класса мы с учителем разработали буклет, который поможет в обучении.

Мои помощники – источники информации:

  1. Орфографический словарь русского языка.

  2. Детская энциклопедия «Всё обо всём».

  3. Учебник русского языка Поляковой.

  4. Интернет-ресурсы.

  5. Учитель и родители.

















Слайд 1
Удвоенный согласный Кантария Лариса Рашидовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 44
Слайд 2
Тайны нашей речи
Слайд 3
Познакомиться с орфограммой удвоенный согласный. 1. Выяснить в каких частях слова бывает эта орфограмма? 2. Нужно ли запоминать слова с удвоенными согласными?
Слайд 4
удвоенный согласный - это только корневая орфограмма.
Слайд 5
Исследование:
Слайд 6
 Я думаю об Анне.  Позовите Кирилла.  Прогуляться по аллее.  Машины движутся по шоссе.  Мы учимся в 3-м классе.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
1. В корне слова 2. При соединении частей слова -
Слайд 11
Гипотеза не подтвердилась: Удвоенный согласный может быть не только в корне, но и других частях слова.
Слайд 12
Слайд 13
 http://allforchildren.ru/

Полный текст материала Исследовательский проект "Тайны речи. Удвоенный согласный" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кантария Лариса Рашидовна  Ларисак
14.01.2013 0 5656 1068

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК