Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе как части речи"




М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4






Урок по предмету русский язык

(3 класс)






«Понятие о глаголе

как части речи»






Учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 4 г. Армавира Краснодарского края

Решетникова

Наталья Вячеславовна












Тема: Понятие о глаголе как части речи.


Цель: Познакомить учащихся с глаголами как части речи и его функции.


Задачи:


Обучающая – обучить распознавать глагол среди других частей речи и совершить этот навык.


Развивающая – развитие речи, операций мышления (анализ, синтез, обобщения и т.д.), расширять словарь учащихся.


Воспитательная – воспитывать уважение к труду людей, аккуратность, любовь к языку.


Оборудование: учебник 3 класса Рамзаевой Т.М., карточки со словами, рисунки профессий, таблицы.


Ход урока:


1.Организационный момент.


Добрый день, дружок, проверь,

Всё ли в порядке у тебя:

Книжки, ручки и тетрадки,

Молодец!

А теперь, будь внимательным!


2. Анализ языкового материала.


2.1. Постановка учебной задачи.


Ребята, какие профессии людей вы знаете?

А кем работают ваши родители?

Посмотрите, люди, каких профессий нарисованы на картинках? (учитель выставляет рисунки с изображением: врача, маляра, кузнеца)

Найдите в языке слова, которые бы помогли нам узнать, чем занимается каждый из этих людей (врач – лечит, маляр – красит, кузнец – куёт).

Давайте подумаем и запишем предложения с этими словами.


На доске появляются предложения


  1. Перепачканный маляр красит забор.

  2. Образованный врач лечит ребёнка.

  3. Усердный кузнец куёт железо.


Наш маляр закрасил нам слова в предложениях (учитель убирает глагол из каждого предложения)

Что же случилось с нашими предложениями?

Теперь нам ясен смысл? (нет)

Какие слова помогли нам составить предложения? (красит, лечит, куёт)

Нужны ли нам эти слова?

Для чего они нужны? (да, они показывают, что делает тот или иной предмет)

Хотите ли вы узнать всё об этих словах? (да)


    1. Анализ звукового материал


Выделение существенных признаков. Давайте вставим эти слова на свои места и проведем маленький эксперимент.(Учитель вставляет слова в эти предложения).

Какие группы слов вы знаете? (Имя прилагательное, имя существительное).

Что вы можете сказать о первом слове? (Это имя прилагательное).

А почему? (Так как, перепачканный – ЧР, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой).

Расскажите всё, что вы знаете о 2 слове «Маляр»? (Это имя существительное – ЧР, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто, что).

Что общего у существительного и прилагательного? (Это - ЧР).

Значит, все слова в предложении – это ЧР. Потому и 3-е слово – это тоже какая-то – ЧР.

Посмотрите на него. Что обозначает имя существительное? (предмет)

Что обозначает имя прилагательное? (признак)

А слово, без которого мы не смогли понять смысл предложения? (действие)

Найдите еще слова, которые обозначают действия? (лечит, кует)

Как мы узнали, что говорится о маляре? (маляр что делает? - красит)

Так на какой же вопрос отвечает это слово? (что делает)

А слова «лечит» и «кует»?

Посмотрите, а на какой вопрос теперь отвечает это слово? (учитель добавляет в предложение слово «завтра». Что сделает? – покрасит).

А теперь? (учитель изменяет окончание и пишет: перепачканные маляры красят забор. Что делают? – красят).


На доске записываются все вопросы:


Что делает?

Что сделает?

Что делают?


Так на какие вопросы отвечает эта ЧР? Вспомните, как – же называется такая ЧР?



    1. Обобщение


Давайте попробуем рассказать все что мы узнали об этой ЧР. (глагол – это ЧР, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?)


  1. Работа над правилом


А теперь, все полученные на уроке знания сравните с определением глагола, которое дается на странице 195 вашего учебника. Прочитайте его про себя.

Так что – же общего у глагола с именем существительным и с именем прилагательным? (это ЧР)

Назовите признаки глагола? (обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?)

А теперь, попробуйте расселить наш глагол на улице частей речи. Будьте внимательны. (Учитель использует таблицу и карточки со словами)


Улица частей речи.


Дом 1.


Часть речи


Обозначает

Предмет

Отвечает на вопросы

Что делает? Что сделает?


Дом 2.


Часть речи


Обозначает

Действие предмета

Отвечает на вопросы

Какой? Какая?


Дом 3.


Часть речи


Обозначает

Действие предмета

Отвечает на вопросы

Что делает? Что сделает?


Можем ли мы поселить глагол в дом 1?(Нет).

А почему? (В доме 1 не указаны все признаки глагола)

Признаки ,какой ЧР указаны в доме 1? (Никакой, такой части речи нет).

А что же мы можем изменить, чтобы поселить туда жить какую – нибудь ЧР?(Изменим вопросы ,на которые должна отвечать эта ЧР: кто? , что? Тогда, поселим туда имя существительное).

Аналогичная работа ведется с последующими двумя домами. В итоге получается:

Дом 1 – имя существительное;

Дом 2 – имя прилагательное;

Дом 3 – глагол.

4.Физминутка.


Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.


5.Первичное закрепление.


На доске разбросаны слова.

Рабочие паштет повар умелый маляр тракторист строят добросовестный веселый красит усталый

Найдите потерявшиеся слова глаголы (Дети выходят к доске и составляют глаголы вместе).

А теперь, давайте составим предложения из данных слов.


Добросовестные рабочие строят.

Веселый повар кормит.

Умелый тракторист пашет.

Усталый маляр красит.


Запишите эти предложения и разберите по членам предложения.

А теперь выполните самостоятельно упражнение 521.

После выполнения проверяем.


6. Итог.


Ребята, внимательно посмотрите на таблицу и выберите правильные ответы.

Глагол – это часть слова

– это часть речи

– это часть предложения

Обозначает – предмет

- признак предмета

- действие предмета.

Отвечает на вопросы – кто? что?

какой? какая?

что делает? что сделает?


7.Домашнее задание.

Прочитайте задание к упражнению 523.Что нужно сделать?(Списать, разобрать последнее предложение по памятке №1).Что непонятно? А теперь, приготовьтесь к следующему уроку.


Полный текст материала Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе как части речи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Решетникова Наталья Вячеславовна  мадам-Ната
29.01.2013 0 6501 1222

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК