Статья "Постановка учебной задачи на уроках русского языка", 2-4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 42

с углубленным изучением английского языка и математики»



















Постановка учебной задачи
на уроках русского языка










Мельник Надежда Сергеевна,

учитель начальных классов,

Почётный работник общего

образования Российской Федерации














Петрозаводск, 2013

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, путь опыта – это путь самый горький».

Конфуций


Уважаемые коллеги, давайте поразмышляем на тему «Учебная задача на уроках русского языка».

Учебная задача – это цель по овладению обобщенными способами действий; задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. «Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий».

Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными моментами:

1) ученики должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения задачи);

2) они должны хотеть решить эту задачу, проблему.

Учебной называется такая задача, которая программирует направленность деятельности учащегося на открытие, фиксацию и усвоение общего способа деятельности. Главный смысл этапа постановки учебной проблемы состоит в создании у обучающихся мотивации к усвоению нового знания.

Сообщение темы урока и постановка учебной задачи тесно связаны между собой. Процесс постановки учебной задачи начинается с выполнения заданий и упражнений, при работе над которыми дети применяют уже полученные знания и известные способы действия. Но в эти упражнения (не акцентируя внимание детей) включаются задания, которые дети выполнить не могут.

Рассмотрим примеры постановки учебной задачи на уроках русского языка. Необычное начало урока позволяет детям открыть новые «точки удивления», выводит на проблему, решение которой требует деятельностного подхода.

Пример постановки учебной задачи на уроке открытия новых знаний.

1. Тема «Имя прилагательное – часть речи», 3 класс (Слайд 3).

- С помощью ребуса определите, в каком городе мы сегодня побываем.



(части речи)


- Какие части речи вы знаете?

- Послушайте отрывок из произведения Фонвизина «Недоросль»:

«Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

- Дверь? Котора дверь?

- Котора дверь! Вот эта.

- Эта? Прилагательна.

- Почему же?

- Потому что она приложена к своему месту…»

- Что скажете?

(дверь – это имя существительное)

- Что такое имя существительное? Вспомните определение.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

-Дайте полную характеристику слову дверь

(дверь-имя существительное, отвечает на вопрос что? ж.р., ед.ч., нарицательное, неодушевленное)

- Можем ли мы также полно рассказать о прилагательном? (нет)

- Что мы знаем о прилагательном? (часть речи)

- Определите тему нашего урока (имя прилагательное).

- Какую учебную задачу мы поставим на этом уроке?

Учебная задача: больше узнать о прилагательном как о части речи.

- Сегодня мы построим еще один дом в городе Частей речи. Давайте спланируем нашу деятельность, определив основные понятия урока, «кирпичики» из которых выстроим дом.

2. Тема «Род имён существительных», 2 класс (Слайд 4).

На доске написаны слова «луна, месяц, солнце».

- Что общего у этих слов? (это имена существительные)

- Что отличает их друг от друга?

Учебная задача: сегодня на уроке мы с вами ответим на вопрос, чем отличаются имена существительные друг от друга.

Для решения учебной задачи учитель использует грамматическую сказку, которая позволяет выйти на научный теоретический материал:

«Королева Грамматика тоже задумалась и издала указ «Кто придумает для имён существительных знаки различия, тот будет награждён». Услышали про королевский указ муж да жена, прибыли в королевство и принялись за работу. Для начала решили они все слова между собой поделить».

- Как они это сделали? (рассматриваются различные варианты, предлагаемые учениками).

«Подумала Королева Грамматика и решила так: те слова, которые взял себе муж – будут мужского рода, слова, которые взяла себе жена – женского. И те слова, которые не взяли не мужчина, не женщина (они остались по серединке) – среднего рода».

Постановка учебной задачи возможна и на уроках обобщения знаний.

3. Тема «Местоимение – часть речи» (обобщающий), 4 класс (Слайд 5).

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,

Свои знания показать.

Вам Смешарики сегодня

Будут дружно помогать.

- Пожалуйста, определите тему нашего урока, разгадав ребус «ме100 усадьба». (Слайд 6)

Лосяш предлагает вам заменить слово усадьба, подходящим синонимом: вилла, имение, дача. (Слайд 7-9)

- Как вы думаете, какую учебную задачу мы будем решать на уроке.

Учебная задача: обобщить знания по теме «Местоимение», применить знания и умения, выполняя различные задания.

Для того, чтобы определить тему и учебную задачу урока можно использовать различные средства.

4. Тема «Законы языка в практике речи». Раздел «Состав слова», 2 класс

1 вариант

- Дети, сегодня я принесла на урок замечательную книгу К.И. Чуковского «От двух до пяти». Эта книга о том, как говорят маленькие дети. Вот послушайте. Мальчика спрашивают:

- Обо что ты оцарапался?

- Об кошку!

Девочка рассказывает сказку:

- Жили-были царь и царица и у них был маленький царёныш.

- Что скажете? Как говорят маленькие дети?

(Маленькие дети говорят неправильно, неточно)

- Что значит говорить правильно, точно?

«В детстве мы ходим за истиной к учителям,

После - за истиной ходят к нашим дверям».

Сегодня на уроке нам будут помогать наши эксперты. Давайте обратимся к одному из них.

- Что значит говорить правильно и точно? (Ученик- эксперт читает значение слов «правильно и точно»).

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Учебная задача: сегодня на уроке мы будем учиться правильно говорить и писать.

Поучимся выбирать не только правильные и точные слова, но и части слов.

2 вариант

Урок начинается с просмотра фрагмента мультфильма «От двух до пяти» по книге К.И.Чуковского (слайд 10).

5. Тема «Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих», 2 класс (Слайд 11-14).

Ученики получают задание, распределить слова в два столбика.

Коньки, семья, пальто, варенье, день, воробьи, дочь.

- По каким признакам распределили слова?

В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком.

Появился вопрос «В какую группу писать слово дочь

- Дети, как вы думаете?

                    Если я закрою Ь, как произносим слово? (произносим так же, как и с ь)

               - Нужен ли Ь для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет.)

               - Значит, в 1 группу это слово не отнесем.

- Может быть, это слово можно отнести во вторую группу? (Нет) Докажите.

- Значит, это какая-то новая работа мягкого знака. Хотите узнать, какая?

- На какой звук оканчивается слово?  (Мягкий, шипящий)

Тема нашего урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных».

- Давайте  понаблюдаем за существительными с шипящим на конце. Прочитайте слова:

Глушь, речь, луч, дрожь, вещь, ключ, ночь.

- Что вы о них можете сказать?

Это существительные, нарицательные, неодушевленные, с шипящими на конце.

- Что еще вы заметили?

У одних слов есть мягкий знак на конце, у других нет. Почему? Что нам предстоит выяснить?

Учебная задача: выяснить (или узнать), почему у одних существительных пишется Ь на конце слова, а у других нет.

6. Тема «Формоизменение и словообразование», 3 класс.

Рассмотрим следующий пример. Тема урока «Формоизменение и словообразование» непростая для понимания детьми младшего школьного возраста, поэтому я задумалась, как донести до учеников тему и учебную задачу. И решила представить это наглядно с помощью кусочка пластилина. Учитель показывает классу кусочек пластилина.

- Дети, что это у меня в руках? (кусочек пластилина)

- Какой он формы? (круглой)

- Что я сделала? (изменила форму)

- А кусочек пластилина тот же, или другой? (тот же самый, но другой формы)

- Что я сделала? (добавила другие кусочки)

- Что получилась (получилось что-то новое, другое)

- Слова тоже могут изменять свою форму и могут образовывать новые.

Тема нашего урока «Формоизменение и словообразование».

- Кто догадался, какую учебную задачу мы будем решать на уроке?

Учебная задача: будем учиться изменять форму слов и образовывать новые слова.

В начальной школе дети нередко путают союз, предлог и частицу. Частыми оказываются ошибки при написании предлогов и приставок, поэтому я уделила особое внимание теме «Служебные части речи», постаралась вызвать искренний интерес учеников к этой теме, используя дидактические игры, языковой материал (стихи, пословицы, скороговорки).

7. Тема «Служебные части речи».

На уроке используется игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог». На доске записаны слова. Ученики по очереди выходят к доске, раскрывают скобки и объясняют своё решение:

(за) горой, (по) бежал, (под) сосной, (об) судить, (об) стол, (во) дворе, (на) рисовал

Учебная задача: в чём заключается роль предлогов и приставок?

8. Тема «Предлог - служебная часть речи», 3 класс.

Урок начинается с диалога между учителем и ученицей. Задание классу: послушайте диалог и определите тему урока.

- Теперь придумай предложение с предлогом «на».

- Корова залезла на дерево.

- Зачем?

- Чтобы был предлог «на».

Учебная задача: составить определение, что такое предлог; выяснить роль предлогов в предложении.

9. Тема «Роль предлогов в предложении», 3 класс.

Учитель предлагает ученикам игру «Доскажи словечко».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь… (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты…(храбрец).

Теперь «начало» я скажу.

Ответишь ты … (конец).

Роман Сеф

- Что скажете об этих словах? (это слова – антонимы)

- Дети, как вы думаете, бывают предлоги – антонимы?

Учебная задача: давайте проверим ваши гипотезы и выясним, какие бывают предлоги.

10. Тема «Союз – служебная часть речи», 3 класс (Слайд 15).

Ученикам предлагается прочитать стихотворение

А союзы и частицы,

Вроде хитреньких зверьков.

Им охота порезвиться

Обмануть учеников.

- В чём заключается хитрость союзов, частиц, предлогов (это маленькие слова, служебные части речи, которые хотят выдать себя за часть слова, слиться со словом).

- Какую тему мы продолжим изучать? (роль союзов в предложении).

- Какую учебную задачу мы будем решать на уроке?

Учебная задача: будем учиться писать предложения с союзами, отличать союзы от частиц и предлогов. Понаблюдаем, какова роль союзов в предложении.

11. Тема «Роль союзов в предложении», 3 класс.

Выйти на тему и учебную задачу урока можно и через минутку чистописания.

Вв________________________________

Витя и Валя рисуют воздушные шары.

- Как установлена связь в предложении? (порядок слов, форма слов, союз)

- Тема нашего урока «Роль союзов в предложении».

Учебная задача: определить, для чего в речи используются союзы.

12. Тема «Состав слова», 2 класс. «Как узнать строение слова».

Иногда я стараюсь провести аналогии с какими-то жизненными ситуациями. На один из уроков русского языка я принесла часы и обратилась к ученикам:

- Дети, эти часы сломались. Что нужно знать часовщику, чтобы их отремонтировать? (знать часовой механизм, нужно разобрать часы, посмотреть какую деталь заменить, нужно знать, как устроены часы).

- Так и в русском языке, чтобы слово работало, было грамотно написано, нужно знать его строение, из каких частей (морфем) оно состоит.

- Как вы думаете, ребята, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Учебная задача: сегодня мы ответим на вопрос «Как узнать строение слова?».

13. Тема «Правописание частицы не с глаголами», 3 класс.

Ученик читает стихотворение Ю.Вронского "Вредные привычки".

Завести велели мне

Новые привычки.

Никогда девчонок НЕ

Дергать за косички.

Никогда с братишкой НЕ

Драться за обедом!

На уроках больше НЕ

Говорить с соседом!

Я согласен даже НЕ

Рисовать на карте!

Я согласен даже НЕ

Танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упреков,

Если даже я и НЕ

Выучу уроков.

- Чем интересно это стихотворение?

- Какая служебная часть речи помогла выразить отрицание?

- Вспомните правило (не с глаголом пишется отдельно).

Учитель даёт задание: прочитайте глаголы, опуская частицу не.

(Не)читать, (не)писать, (не)учить, (не)доумевать, (не)навидеть, (не)домагать.

У некоторых учеников появляется неуверенность при выполнении задания. Возникает проблемная ситуация: по правилу, не с глаголами пишется отдельно, но доумевать, навидеть, домагать – так не говорят!

Учебная задача: познакомиться с глаголами, которые без отрицательной частицы не употребляется.

Выполнение заданий, предшествующих постановке учебной задачи помогает обучающимся приобрести опыт творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления трудностей, которые им встретились.


Слайд 1
Постановка учебной задачи на уроках русского языка Мельник Надежда Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 с углубленным изучением английского языка и математики» г.Петрозаводск
Слайд 2
Учебная задача - это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед обучающимися в форме проблемы. «Поставить перед школьником учебную задачу – это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий».
Слайд 3
,Р 3 ,,, - па Части речи
Слайд 4
Род имён существительных 2 класс МУЖ М.Р. он, мой ЖЕНА пенал машина пальто одежда медведь СР.Р. яблоко ветер оно, моё лопата море Ж.Р. она, моя
Слайд 5
Русский язык
Слайд 6
ме 100 * усадьба * ИМЕНИЕ ДАЧА ВИЛЛА
Слайд 7
ПОПРОБУЙ ЕЩЁ! ИМЕНИЕ ДАЧА ВИЛЛА
Слайд 8
ПОДУМАЙ! ИМЕНИЕ ДАЧА ВИЛЛА
Слайд 9
Тема урока: МЕСТОИМЕНИЕ
Слайд 10
Слайд 11
Коньки, семья, пальто, варенье, день, воробьи, дочь.
Слайд 12
Тема: мягкий знак в конце имён существительных после шипящих
Слайд 13
Глушь, речь, луч, дрожь, ёрш, вещь, ночь, ключ, плащ.
Слайд 14
Учебная задача ночь ключ ?
Слайд 15
Роль союзов в предложении А союзы и частицы, Вроде хитреньких зверьков. Им охота порезвиться Обмануть учеников.
Слайд 16
Интернет-ресурсы: • http://www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t_knowledge.html (высказывание Конфуция) • http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/5.html (определение учебной задачи) • http://area7.ru/metodic-material.php?7973 (теоретические аспекты) • http://soneta.ru/photo/10idey-kak-shyat-1-sentyabrya (картинка «Ученик думает») • http://school89.tgl.ru/sp/pics/old_site_school89/Irina/uroki0.htm (ребус «части речи») • http://www.smeshariki.ru/ (картинки Смешариков) • http://multiki.arjlover.net/info/ot.2.do.5.avi.html (мультфильм «От двух до пяти»)

Полный текст материала Статья "Постановка учебной задачи на уроках русского языка", 2-4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мельник Надежда Сергеевна  Naezda
26.02.2013 0 11577 848

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК