Слайд 1
Русский язык
Тема урока: « Родственные
слова»
Аникина Ирина Юрьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №12
г.Вышнего Волочка
План открытого урока русского языка
(система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
во 2 классе
15.03.2010г.
Учитель: Аникина И.Ю.
Урок русского языка во 2 классе (система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
Тема: Понятие о родственных словах.
Цель: обнаружить слова, связанные отношениями словообразовательной производности (родственных или однокоренных слов).
Задачи: 1) уточнить признаки родственных слов;
2) упражняться в подборе родственных слов;
3)развивать умения обобщать, анализировать, логически мыслить;
4)воспитывать чувство ответственности, формировать коммуникативную культуру.
Тип урока: урок решения частных задач
Этапы урока |
УВЗ урока |
УВМ |
УВЗ моментов |
Содержание учебного материала |
МО |
ФОУД |
Оборудование, в том числе ИКТ |
Ι этап Организа - ционный |
Психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему уроку |
УВМ1 |
Организо- вать внимание и восприя- тие |
-Наступила весна. Светит яркое солнышко. Природа как бы нам улыбается. Давайте и мы улыбнемся друг другу. |
|
|
Презентация к уроку. |
ΙΙ этап Создание ситуации успеха |
Организовать и целенаправить деятельность учащихся на решение задач открытым ранее способом |
УВМ2 |
Проверить умение находить родствен-ные слова. |
-Вчера на уроке вы узнали что-то новое. Откройте мне тайну. -На доске написаны «весенние» слова. Весна, весенняя, веснянка -Будут ли эти слова родственными? -Значение всех слов вам понятно? Где можем найти ответ на этот вопрос? -Какое слово родилось первым? -Можно ли отношения между этими словами представить в виде модели? Вывод: -Какие слова называются родственными?
|
Част.- поиск
|
Фронт., групповая |
Толковый словарь.
|
ΙΙΙ этап Создание ситуации разрыва |
Выявить пробелы в знаниях учащихся; воспитывать самостоятельность |
УВМ3 |
|
-Весной становится тепло, тает лед на водоёмах. Любят это время года рыбаки. - У меня для вас есть одно задание. Определите, являются ли слова родственными? Рыбак Рыбный -Давайте обратимся к моделям. Слова являются родственными, если одно слово произошло от другого. Я вас так поняла, что слово «рыбный» произошло от слова «рыбак» или наоборот. -Рыбак - это рыбный человек? -Рыбный - сделанный из рыбака? |
Объяс.-иллюстр. |
Фронт.
|
ЦОР к учебнику для 2 кл., Репкин В.В., Восторгова Е.В….(249) |
ΙV этап Постановка учебной задачи |
Подготовить уч-ся к активному решению УЗ. |
УВМ4 |
|
- Как же так? Выходит это не родственные слова? -Мы столкнулись с проблемой: не можем, определить родственные слова или нет? |
Част.-поиск
|
Фронт.
|
ЦОР к учебнику для 2 кл., Репкин В.В., Восторгова Е.В….(247).Поста-новка задачи. |
V этап Решение учебной задачи
|
Направить деятельность детей на решение УЗ; формировать умение исследовательс- кого характера |
УВМ5
УВМ6
УВМ7
|
Формиро-вать умение находить в словах окончание и основу, упражняться в подборе родствен-ных слов.
Упражнять в выборе из текста родственных слов, в самостоятельном подборе родствен- ных слов к данному
|
- От какого слова они образовались? -Значит оба слова можно объяснить при помощи слова «рыба». - Так слова «рыбак» и « рыбный – это родственные слова? - Можно ли изменить нашу модель? Вывод: - Слова могут быть родственными, даже если они образовались не друг от друга, но они образовались от одного слова.
-Весной мы переводим часы на час вперед. Я предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка.(слайд) - У меня часы сломались, чтобы их починить, надо расставить слова на место. Помогите мне, пожалуйста. У меня сломались… . Ещё… назад они ходили. А сейчас … стрелка встала неподвижно. Нужно отнести их в ремонт, чтобы мастер-… починил. - Прочитайте рассказ, который у вас получился - В тех словах, которые вы вставили, выделите окончание и основу. -Кто хочет поработать у доски. - Есть ли у вас вопросы к ребятам, которые работали у доски? - Перед вами разные слова или есть изменения одного и того же слова? - А будут ли эти слова родственными? Докажите. Вывод: -Какие слова называются родственными? Физкультминутка. -Ещё я вам хочу прочитать весеннюю сказку. Хотите послушать? (слайд) Однажды весной собрались у Воды родственники. Водица с Водопадом на солнышке греются. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Водитель на гармошке играет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. -Выпишите из сказки родственные слова. - А кто же оказался чужаком? Почему гости сразу не приметили его? -Почему Воду старухой называют? -Ребята, но ведь у нас сказка, а все сказки заканчиваются хорошо. Помогите Водителю найти свою семью. Это будет ваше домашнее задание. - У меня есть для вас сюрприз. Я хочу показать, как выглядит Ниагарский водопад. (Слайды) ВЫВОД. |
Исследова- тельский
Част. - поиск
Част.- поиск
|
Фронт.
Индив., фронт.
Групповая, фронт.
|
Карточки для индивидуальной работы.
ЦОР к учебнику для 2 кл., Репкин В.В., Восторгова Е.В….(248).Вывод. |
VΙ Рефлексия |
|
УВМ8 |
|
-Как называлась тема нашего урока? (Слайд) -Я надеюсь, что весна нас ещё порадует. Если вам было интересно на уроке и у вас всё получалось, то прикрепите солнышко на красный круг. Если вы испытывали трудности и хотите, чтобы вам помогли товарищи или учитель, то солнышко на синий круг. |
|
Фронт. |
|
Автор: Аникина Ирина Юрьевна
→ irina-anikina 03.04.2013 0 5731 1275 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.